Радиомаячные системы посадки
Радиомаячные системы посадки предназначены для обеспечения экипажей ВС информацией о положении ВС относительно линии курса и глиссады, а также для определения момента пролета радионавигационных точек на траектории захода на посадку.
Радиомаячные системы посадки являются основными посадочными средствами ВС. Они представляют собой сложный комплекс наземных и бортовых радиоустройств. На земле устанавливаются курсовой радиомаяк (КРМ), глиссадный радиомаяк (ГРМ) и несколько маркерных радиомаяков (МРМ). Для приема сигналов этих радиомаяков на ВС имеется бортовое оборудование, состоящее из курсового радиоприемника (КРП), глиссадного (ГРП) и маркерного (МРП) радиоприемников (рис . 2) .
Рис.2. Наземное оборудование радиомаячной системы захода на посадку ILS |
Путем излучения электромагнитных колебаний определенного вида КРМ задает в пространстве вертикальную плоскость посадочного курса, которая совмещается с осью ВПП. ГРМ задает в пространстве плоскость планирования, наклонную к горизонтальной. В результате пересечения этих плоскостей образуется глиссада (рис. 3).
Рис.3. Расположение наземного оборудования РМС ILS на аэродромах ГА
Все три вида радиомаяков РМСП работают на своих частотах независимо друг от друга. На ВС сигналы КРМ передаваемые на частоте fкрм, принимаются КРП, на выходе которого образуется сигнал постоянного тока ∆К, пропорциональный угловому отклонению ВС от плоскости посадочного курса, с полярностью, определяемой стороной отклонения. Сигнал ∆К подается на вертикальную стрелку прибора ПНП (нуль индикаторного прибора) системы по-садки (см.рис.4).
ГРМ |
КРП |
ГРП |
МРП |
Звонок |
НИП |
∆К |
∆Г |
МРМ |
КРМ |
Рис.4. Состав и взаимодействие наземного и бортового оборудования РМС
Сигналы ГРМ, излучаемые на частоте fгрм, принимаются ГРП, на выходе которого образуется сигнал постоянного тока ∆Г, значение и полярность которого характеризуют угловое отклонение и сторону отклонения самолета от плоскости планирования в вертикальном направлении. Этот сигнал поступает на горизонтальную стрелку прибора.
В том случае, когда ВС находится точно на глиссаде, т.е. в точках пересечений плоскости посадочного курса и плоскости планирования, стрелки прибора располагаются в центре шкалы. Это и является критерием для экипажей при планировании ВС но глиссаде, задаваемой КРМ и ГРМ.
Сигналы МРМ, передаваемые на частоте fмрм принимаются, на ВС МРП. В момент пролета самолета над МРМ выходной индикаторный сигнал МРМ вызывает срабатывание звуковой и световой сигнализаций. В качестве индикаторных приборов используют индикаторы РМИ-2Б (радиомагнитный индикатор), приборы ПНП и ПКП различных модификаций
Расположение радиомаяков одного направления посадки на местности относительно ВПП изображено на рис.3. По соображениям безопасного пролета препятствий курсовой и глиссадные радиомаяки размещают на некотором расстоянии от ВПП: КРМ устанавливают точно на продолжении оси ВПП на расстоянии 400-1150 м от ее конца, ГРМ обычно располагают по отношению к ВПП на стороне, противоположной командно-диспетчерскому пункту, и смещают на 200-450 м от начала ВПП (в зависимости от выбранного угла глиссады) и на 120-180 м от оси ВПП. Маркерные радиомаяки размещают на БПРМ и ДПРМ, однако в состав РМСП II и III категорий может дополнительно входить внутренний МРМ, размещаемый на продолжении осевой линии ВПП на расстоянии 75-450 м от порога ВПП.
На аэродромах со сложным рельефом местности могут устанавливаться дополнительный МРМ, обозначающий точку входа в глиссаду (рис.3).
Для опознавания радиомаяков применяется различная манипуляция модулирующих напряжений. Так, сигналы дальнего маркерного радиомаяка манипулируются последовательностью тире: (2 тире/с), сигналы БПРМ - последовательностью точек (6 точек/с), сигналы дополнительного МРМ - чередование точек и тире, внутренний МРМ - излучает непрерывный сигнал без манипуляции.
В системах посадки за рубежом используются три МРМ, которые называются внешним, средним и внутренним. Внешний МРМ устанавливается на расстоянии 7400 м от порога ВПП, а его сигналы модулируются с частотой 400 Гц и манипулируются непрерывной последовательностью тире (2 тире/с). Средний МРМ размещается на расстоянии 1050 м от порога ВПП, его сигналы модулируются с частотой 1300 Гц и манипулируются последовательностью чередующихся точек и тире (6 точек/с и 2 таре/с).
Внутренний ММРМ устанавливается на удалении 75-450 м от порога ВПП, в нем используются частота модуляции З000 Гц и манипуляция в виде последовательности точек-6 точек/с (рис.3).
С точки зрения возможностей РМСП при посадке самолетов в различных погодных условиях они классифицированы комитетом ИКАО. За основу классификации принято понятие эксплуатационной характеристики РМСП, по которой понимается характеристика системы, обеспечивающая самолеты управляющей информацией для посадки с большой вероятностью ее успешного завершения при различных погодных условиях, в том числе и при отсутствии вертикальной и горизонтальной видимости.
Установлены следующие категории РМСП: системы посадки I, II и III категорий.
В ГА наиболее широко применяются системы посадки СП-50М, СП-68, СП-70, СП-75, ИЛС.
Система СП-50М по своим характеристикам отвечает требованиям I категорий; система СП-68 приближается к требованиям II категории, СП-75 принадлежит к I или II категории, системы СП-70 и СП-80 относятся к III категории.
Разные типы систем посадки отличаются принципом работы. Системы СП-50М и СП-68 имеют одинаковый принцип работы и относятся к системам грунта СП-50. Другие системы (СП-70, СП-75, ИЛС) также имеют одинаковый принцип работы, удовлетворяющий стандартам ИКАО. Указанные РМСП представляют системы группы ИЛС.