Радиомаячные системы посадки

Радиомаячные системы посадки предназначены для обеспечения экипажей ВС информацией о положении ВС относительно линии курса и глиссады, а также для определения момента пролета радионавигационных точек на траектории захода на посадку.

Радиомаячные системы посадки являются основными посадочными средствами ВС. Они представляют собой сложный комплекс наземных и бортовых радиоустройств. На земле устанавливаются курсовой радиомаяк (КРМ), глиссадный радиомаяк (ГРМ) и несколь­ко маркерных радиомаяков (МРМ). Для приема сигналов этих радио­маяков на ВС имеется бортовое оборудование, состоящее из курсо­вого радиоприемника (КРП), глиссадного (ГРП) и маркерного (МРП) радиоприемников (рис . 2) .

Рис.2. Наземное оборудование радиомаячной системы захода на посадку ILS  
Радиомаячные системы посадки - student2.ru

Путем излучения электромагнитных колебаний определенного вида КРМ задает в пространстве вертикальную плоскость посадоч­ного курса, которая совмещается с осью ВПП. ГРМ задает в прост­ранстве плоскость планирования, наклонную к горизонтальной. В результате пересечения этих плоскостей образуется глиссада (рис. 3).

Радиомаячные системы посадки - student2.ru

Рис.3. Расположение наземного оборудования РМС ILS на аэродромах ГА

Все три вида радиомаяков РМСП работают на своих частотах независимо друг от друга. На ВС сигналы КРМ передаваемые на частоте fкрм, принимаются КРП, на выходе которого образуется сигнал постоянного тока ∆К, пропорциональный угловому откло­нению ВС от плоскости посадочного курса, с полярностью, опреде­ляемой стороной отклонения. Сигнал ∆К подается на вертикальную стрелку прибора ПНП (нуль индикаторного прибора) системы по-садки (см.рис.4).

ГРМ
КРП
ГРП
МРП
4 bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA9gUAAAAA " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
Звонок
НИП
∆К
∆Г
МРМ
КРМ

Рис.4. Состав и взаимодействие наземного и бортового оборудования РМС

Сигналы ГРМ, излучаемые на частоте fгрм, принимаются ГРП, на выходе которого образуется сигнал постоянного тока ∆Г, значение и полярность которого характеризуют угловое отклоне­ние и сторону отклонения самолета от плоскости планирования в вертикальном направлении. Этот сигнал поступает на горизонталь­ную стрелку прибора.

В том случае, когда ВС находится точно на глиссаде, т.е. в точках пересечений плоскости посадочного курса и плоскости планирования, стрелки прибора располагаются в центре шкалы. Это и является критерием для экипажей при планировании ВС но глиссаде, задаваемой КРМ и ГРМ.

Сигналы МРМ, передаваемые на частоте fмрм принимаются, на ВС МРП. В момент пролета самолета над МРМ выходной индикаторный сигнал МРМ вызывает срабатывание звуковой и световой сигнализаций. В качестве индикаторных приборов используют индикаторы РМИ-2Б (радиомагнитный индикатор), приборы ПНП и ПКП различных модификаций

Расположение радиомаяков одного направления посадки на местности относительно ВПП изображено на рис.3. По сообра­жениям безопасного пролета препятствий курсовой и глиссадные радиомаяки размещают на некотором расстоянии от ВПП: КРМ уста­навливают точно на продолжении оси ВПП на расстоянии 400-1150 м от ее конца, ГРМ обычно располагают по отношению к ВПП на стороне, противоположной командно-диспетчерскому пункту, и смещают на 200-450 м от начала ВПП (в зависимости от выбранного угла глиссады) и на 120-180 м от оси ВПП. Маркерные радиомаяки размещают на БПРМ и ДПРМ, однако в состав РМСП II и III категорий может дополнительно входить внутренний МРМ, размещаемый на продолжении осевой линии ВПП на расстоянии 75-450 м от порога ВПП.

На аэродромах со сложным рельефом местности могут устанав­ливаться дополнительный МРМ, обозначающий точку входа в глиссаду (рис.3).

Для опознавания радиомаяков применяется различная мани­пуляция модулирующих напряжений. Так, сигналы дальнего мар­керного радиомаяка манипулируются последовательностью тире: (2 тире/с), сигналы БПРМ - последовательностью точек (6 точек/с), сигналы дополнительного МРМ - чередование точек и тире, внутренний МРМ - излучает непрерывный сигнал без манипуляции.

В системах посадки за рубежом используются три МРМ, кото­рые называются внешним, средним и внутренним. Внешний МРМ ус­танавливается на расстоянии 7400 м от порога ВПП, а его сигналы модулируются с частотой 400 Гц и манипулируются непрерывной последовательностью тире (2 тире/с). Средний МРМ размещается на расстоянии 1050 м от порога ВПП, его сигналы модулируются с частотой 1300 Гц и манипулируются последовательностью чередующихся точек и тире (6 точек/с и 2 таре/с).

Внутренний ММРМ устанавливается на удалении 75-450 м от порога ВПП, в нем используются частота модуляции З000 Гц и мани­пуляция в виде последовательности точек-6 точек/с (рис.3).

С точки зрения возможностей РМСП при посадке самолетов в различных погодных условиях они классифицированы комитетом ИКАО. За основу классификации принято понятие эксплуатационной характеристики РМСП, по которой понимается характеристика системы, обеспечивающая самолеты управляющей информацией для посадки с большой вероятностью ее успешного завершения при различных по­годных условиях, в том числе и при отсутствии вертикальной и горизонтальной видимости.

Установлены следующие категории РМСП: системы посадки I, II и III категорий.

В ГА наиболее широко применяются системы посадки СП-50М, СП-68, СП-70, СП-75, ИЛС.

Система СП-50М по своим характеристикам отвечает требова­ниям I категорий; система СП-68 приближается к требованиям II категории, СП-75 принадлежит к I или II категории, системы СП-70 и СП-80 относятся к III категории.

Разные типы систем посадки отличаются принципом работы. Системы СП-50М и СП-68 имеют одинаковый принцип работы и отно­сятся к системам грунта СП-50. Другие системы (СП-70, СП-75, ИЛС) также имеют одинаковый принцип работы, удовлетворяющий стандартам ИКАО. Указанные РМСП представляют системы группы ИЛС.

Наши рекомендации