Радиотехнические системы посадки
Радиотехнические системы посадки можно разделить на две основные группы: системы инструментальной посадки, т.е. системы посадки по приборам и системы посадки по командам о земли.
В системах инструментальной посадки активная роль отводится, экипажам снижающихся самолетов, которые производят посадку по приборам, используя сигналы специальных наземных радиосредств, а в системах посадки по командам с земли экипажи снижающихся самолетов выполняют команды наземного персонала, передаваемые по каналам радиосвязи. При этом положение самолета в пространстве определяется с помощью радиолокационных наземных средств.
В настоящее время существует два основных типа инструментальной посадки: упрощенные системы посадки и радиомаячные системы посадки.
Упрощенные системы посадки
Упрощенные системы посадки или системы посадки ОСП обеспечивают вывод ВС на аэродром, выполнение предпосадочного маневра при заходе на посадку, определение местоположения ВС в двух фиксированных точках траектории снижения на посадку и посадки.
Упрощенные системы посадки устанавливают на некатегорированных аэродромах.
В состав ОСП входят дальний и ближний радиомаркерные пункты (ДПРМ и БПРМ), оснащенные дальней и ближней приводными радиостанциями и маркерными радиомаяками (рис.1).
Дальний и ближний радиомаркерные пункты устанавливают на расстояниях соответственно 4000±200 м и 1050±150 м от порога ВПП на продолжении осевой линии ВПП.
Рис.1. |
Допускается смещение антенной системы приводной радиостанции, устанавливаемой на БПРМ, в сторону от осевой линии ВПП не более чем на 15м, а антенной системы приводной радиостанции, устанавливаемой на ДПРМ, не более чем на 75м.
Приводные радиостанции представляют собой передающие устройства, работающие в диапазоне гектометровых (средних) волн. Они предназначены для привода ВС, оборудованных радиокомпасами, в определенные точки ка местности. Приводные радиостанции различаются уровнем излучающей мощности, а следовательно, дальностью действия и степенью автоматизации. Наиболее широко распространены, автоматизированные приводные радиостанции АПР-7 и АПР-8. АПР-7 используется в качестве дальней приводной радиостанции (ДПРМ), а на БПРМ устанавливается АПР-8.
Принцип действия радиостанций АПР-7 и АПР-8 и конструктивные решения одинаковы. Различаются они уровнем излучаемой мощности и связанными с этим схемными решениями.
Основные технические характеристики АРП-7
Диапазон частот………………………………………150-1300 кГц
Число поддиапазонов……………………………….10
Режим излучения……………………………………..непрерывный
Мощность излучения сигнала
Ø в телеграфном режиме……………………..300-1200 Вт
Ø в телефонном режиме………………………150-600 Вт
Зона действия:
Ø в телеграфном режиме……………………..350-600 км
Ø в телефонном режиме………………………250-400 км
Резервирование передающих устройств……….100%
Время перехода на резерв…………………………30-90 сек
Управление радиостанцией может быть местным или дистанционным. Техническое состояние радиостанции контролируется автоматически. В случае неисправности в рабочем комплекте осуществляется автоматическое переключение на резервный комплект.
Каждая приводная радиостанция имеет свой сигнал опознавания (позывной). Так, например, дальние приводные радиостанции имеют двухбуквенный опознавательный сигнал, а ближние приводные радиостанции - однобуквенные опознавательный сигнал.
По позывным приводной радиостанции, установленной на ДПРМ, определяют посадочный курс ВПП.
Каждая приводная радиостанция, установленная на аэродроме работает на определенной частоте в заданном режиме. При необходимости работа приводов может быть переведена на резервные частоты по варианту I или II.
Резервные частоты приводных радиостанций:
Ø I вариант: ДПРМ - 725 кГц, БПРМ - 355 кГц;
Ø II вариант: ДПРМ - 355 кГц, БПРМ - 725 кГц.
Резервные частоты с борта ВС не заказываются. Экипажи ВС оповещаются о том, что приводные радиостанции работают на резервных частотах по варианту I или II .
Маркерные радиомаяки предназначены, для маркировки точек их установки на земной поверхности. Установленные на ДПРМ и БПРМ, они служат для определения момента пролета посадочных приводных радиостанций.
Маркерный радиомаяк представляет собой передающее устройство, работающее на фиксированной частоте 75 МГц. Антенна МРМ имеет узкую конусообразную диаграмму направленности в вертикальной плоскости. Благодаря такой диаграмме направленности сигналы МРМ принимаются на ВС только в момент пролета маяка (см.рис.1)
При пролете зоны действия МРМ на борту ВС срабатывает звуковая и световая сигнализации. Для опознавания маяков их сигналы манипулируются последовательно два тире в секунду для ДПРМ и шесть точек в секунду для БПРМ.
Зона действия МРМ на линии курса и глиссады: БПРМ - 300±100; ДПРМ - 600±200.