Размагничивание экрана (DEGAUSS )
В цветных (полихромных) мониторах цветовые тона могут искажаться из-за воздействия магнитного поля Земли или магнитных полей судна, поэтому экран надо периодически размагничивать. Размагничивание производится путем нажатия кнопки «DEGAUSS».
Тема № 8 ( 6 час.)
Навигационное использование РЛС.
РЛС является одним из основных приборов обеспечивающих безопасность мореплавания. Эффективность выполнения этой задачи зависит от постоянства наблюдения за окружающей обстановкой, своевременного обнаружения целей и правильного чтения радиолокационного изображения, индуцируемого на экране станции. Судоводительский состав должен правильно читать радиолокационное изображение на экране. Для приобретения опыта необходимо постоянно сопоставлять радиолокационное наблюдение с визуальным. Это позволит правильно распознавать изображаемую ситуацию с учетом всех особенностей радиолокационного отображения действительной обстановки.
Режимы движения.
Относительное движение (RELATIV E MOTION – RM). В этом режиме все цели перемещаются по экрану относительно нашего судна, которое принимается как неподвижное и находится в центре развертки. След, который оставляет за собой цель, называется линией относительного движения или, как принято в российской практике – ЛОД. В документах ИМО используется термин « относительный курс» ( Relative course ), который определяется, как угол между направлением на север и направлением перемещения цели относительно нашего судна. Маневрирование нашего судна или судна- цели вызывает изменение направления ЛОД а. Существует одно единственное судно-цель, у которого ЛОД отсутствует – это судно сателлит (попутчик), т. е. судно, имеющее такой же курс и скорость, как и наше судно. Скорость, с которой цель перемещается по экрану относительно нашего судна, называется относительной скоростью. Она является геометрической суммой скорости нашего судна и скорости судна-цели. Относительное движение является очень удобным для оценки ситуации сближения судов и обычно используется при плавании в открытом море. Истинное движение ( TRUE MOTION – TM ).В этом режиме на экране монитора наблюдается истинное перемещение, как нашего судна, так и всех судов-целей. Работа в этом режиме возможна только тогда, когда на РЛС поступает сигнал от курсоуказателя (ГК,МК) и лага. Он может быть представлен в двух видах: центр развертки перемещается по экрану в направлении курсовой отметки и со скоростью нашего судна. При включении этого вида показа ТМ центр развертки ( местоположение нашего судна ) смещается в сторону, противоположную направлению нашего движения ( примерно на 70% величины радиуса развертки ) и начинает перемещаться по экрану, проходя через центр развертки. достигнув точки, отстоящей на расстоянии около 30% от края развертки, центр развертки возвращается в исходную точку. Такой вид отображения ТМ имеет существенный недостаток, который заключается в том, что по мере перемещения центра развертки уменьшается дальность обзора по курсу судна. Этот недостаток можно легко исправить, переместив центр развертки вручную в нужное положение. Центр развертки(местоположение нашего судна )находится в фиксированном положении ( Fixed center ). Все цели, находящиеся неподвижно относительно воды, а также массив суши перемещаются по экрану монитора в направлении противоположном нашему движению и с нашей скоростью, т. е. все перечисленные объекты как бы «наезжают» на центр развертки, который продолжает находиться в фиксированном положении. Режим истинного движения лучше всего использовать при плавании судна по каналам и фарватерам. В таких районах приоритетной задачей является навигационное обеспечение безопасности плавания судна. Опасность столкновения с другими судами значительно снижается, как в силу упорядоченного характера движения судов, так и возможности его регулирования. На экране РЛС мы будем наблюдать, как бы с высоты птичьего полета местоположение нашего судна (центр развертки), плавучую навигационную обстановку, другие ориентиры фарватера, а также другие суда в их истинном перемещении по нему.
Режимы ориентации изображения на экране РЛС.
Режим ориентации по курсу (HEAD - UP ) – изображение стабилизировано относительно диаметральной плоскости (ДП) судна, сигнал курсоуказателя (ГК) на РЛС не поступает, т. е. азимутальная стабилизация отсутствует. Отметка курса при этом всегда указывает на ноль азимутальной шкалы. При определении направлений возможно считывание только курсовых углов. При изменении судном курса отметка курса не меняет своего положения, всегда указывая на ноль азимутальной шкалы, но при этом происходит «смазывание» эхо-сигналов как надводных целей, так и массива берега. Пеленги в данном режиме надо рассчитывать. Режим ориентации по норду (NORTH – UP) – изображение стабилизировано относительно направления на север. Он возможен только при поступлении в РЛС сигнала от курсоуказателя (ГК, МК). Норд всегда находится в верхней кромке азимутальной шкалы и расположен на ее ноле. Курс судна и направления (пеленги) считываются с азимутальной шкалы. Однако, курс судна может считываться по отметке курса с азимутальной шкалы только тогда, когда она проходит через центр развертки. Во всех остальных случаях, а это бывает при смещении центра развертки, курс судна указывается на азимутальной шкале специальным значком. Режим NORTH – UP удобно использовать при плавании судна в открытом море. Участок местности в пределах используемой шкалы наблюдения РЛС в точности отображает соответствующий участок на морской карте, что позволяет лучше ориентироваться при решении навигационных задач. Кроме того, при изменении курса судном - меняет свое положение отметка курса, но не происходит «смазывания» берегового массива и других отметок целей. В этом режиме курсовые углы надо рассчитывать. Режим ориентации курс стабилизированный (СOURSE- UP)– изображение азимутально стабилизировано относительно диаметральной плоскости судна. Отметка курса отображается также, как и при отсутствии азимутальной стабилизации (она начинается в центре развертки и упирается в точку, где ранее был «ноль» азимутальной шкалы, т. е. курс – вверху), но вместо «нуля» на азимутальной шкале указывается курс собственного судна в момент включения ориентации. При изменении курса отметка курса отклоняется от верхнего положения, однако «смазывания» изображения не происходит. После того, как судно легло на новый курс, необходимо сделать переустановку ориентации, нажав копку COURSE – UP или какую-либо другую установочную кнопку. При этом отметка курса возвращается в исходное самое верхнее положение, а картинка обновляется в соответствии с новой линией курса. Линия курса собственного судна стабилизирована таким образом, чтобы при рыскании судна направления на цели не изменяются. Этот режим можно использовать как в относительном, так и в истинном движении. Наиболее эффективно использование режима при плавании судна на каналах и в узкостях.