Метод непрерывного излучения
Наряду с использованием импульсного метода радиолокации можно осуществить с помощью установок с непрерывным излучением энергии. При непрерывном методе излучения представляется возможность посылать большую энергию в направлении на цель.
Наряду с преимуществом энергетического порядка метод непрерывного излучения по ряду показателей уступает импульсному методу. В зависимости от того, какой параметр отраженного сигнала служат основой для измерения дальности до цели, при непрерывном методе радиолокации различают:
- фазовый (фазометрический) метод радиолокации;
- частотный метод радиолокации.
Возможны также комбинированные методы радиолокации, в частности, импульсно-фазовый и импульсно-частотный.
При фазовом методе радиолокации о расстоянии до цели до цели судят по разности фаз излучаемых и принимаемых отраженных колебаний. Первые фазометрические методы измерения расстояния были предложены и разработаны академиками Л.И.Мандельштамом и Н.Д.Папалекси. Эти методы нашли применение в длинноволновых авиационных радионавигационных системах большого радиуса действия.
При частотном методе радиолокации о расстоянии до цели судят по частоте биений между прямым и отраженным сигналами.
Примечание. Изучение этих методов студенты проводят самостоятельно. Литература: Слуцкий В.З. Импульсная техника и основы радиолокации. С. 227-236.
В Ы В О Д
1. Определение дальности до объекта при импульсном методе сводится к изменению времени запаздывания tзап отраженного сигнала относительно зондирующего импульса.
2. Для однозначности определения дальности до объекта необходимо, чтобы tзап.мах ≤ Тп.
3. Разрешающая способность по дальности δД тем лучше, чем меньше длительность зондирующего импульса τu.
Заключительная часть
- Вывод по занятию;
Достигнуты учебные цели;
- Вопросы для контроля усвоения материала
1. Сущность импульсного метода радиолокации.
2. Нарисовать структурную схему импульсной РЛС.
3. Рассказать принцип работы по структурной схеме и назначение элементов импульсной РЛС (по нарисованной схеме).
4. Что называется разрешающей способностью по дальности и от чего она зависит?
Задание на самоподготовку:
1. Слуцкий В.З. и др. Импульсная техника и основы радиолокации. С. 227-239, 244, 246.
2. Принципы и методы радиолокации. Учебное пособие. Часть 1.
3. Знать:
- сущность импульсного метода радиолокации;
- принцип работы и назначение элементов импульсной РЛС;
- определение и уравнение разрешающей способности по дальности.
Окончание занятия;
Руководитель занятия:
Подполковник запаса Ж. Атчабаров
Утверждаю
Начальник цикла ПВО
военной кафедры
КазНТУ им К.И. Сатпаева
п-к О.Степаненко
«__»____________2014г.
ПЛАН
РАЗДЕЛ 1 Основы построения и эксплуатации РТВ ПВО
Тема 1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАДИОЛОКАЦИИ
ЗАНЯТИЕ 4. Способы увеличения дальности действия РЛС.
Эффект Допплера. Методы определения координат
1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
В результате изучения темы студенты должны:
ЗНАТЬ импульсно-частотный метод радиолокации, использующий сжатие импульсов, сущность эффекта Допплера и методы определения угловых координат;
2. МЕТОД - групповое занятие.
3. ВРЕМЯ - 2 часа.
4. МЕСТО - класс ТСП.
5. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Слайды, проекционная аппаратура;
6. ЛИТЕРАТУРА:
- Слуцкий В.З. и др. Импульсная техника и основы радиолокации. С. 255-261.
- Белоцерковский Г.Б. Основы радиолокации и радиолокационные устройства. С. 66-69.
- Справочник по основам радиолокационной техники. Воениздат, 1967. С. 14-16, 25-26.
Учебные вопросы и распределение времени (слайд №3).
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | 10 мин. | |
1. | Импульсно-частотный метод радиолокации | 15 мин. |
2. | Двухчастотный метод радиолокации | 15 мин. |
3. | Эффект Допплера и принцип измерения радиальной скорости | 20 мин |
4. | Методы определения угловых координат | 20 мин |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | 10 мин. |
Ход занятий
Вступительная часть:
· Прием доклада дежурного по взводу;
· Проверка личного состава и готовности к занятию;
· Целесообразно провести контрольный опрос по теме 1/3.
1. Сущность импульсного метода радиолокации.
2. Нарисовать структурную схему импульсной РЛС.
3. Рассказать принцип работы по структурной схеме и а значение элементов импульсной РЛС (по нарисованной схеме).
4. Что называется разрешающей способностью по дальности и от чего она зависит?
Оценить ответы и объявить оценки. Сделать выводы об усвоении материала.
· Доведения темы, целей занятия и учебных вопросов;
Основная часть.
Первый учебный вопрос.