Таксономия учебных задач по психологии
1. Задачи, предполагающие воспроизведение знаний | 1.1. Задачи на узнавание |
1.2. Задачи на воспроизведение отдельных фактов (данных, понятий) | |
1.3. Задачи на воспроизведение определений (норм, правил и т. д.) | |
1.4. Задачи на воспроизведение текста | |
2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции | 2.1. Задачи на определение фактов (измерение, решение простых задач и т. п.) |
2.2. Задачи на перечисление и описание фактов (список, перечень) | |
2.3. Задачи на перечисление и описание процессов и приемов деятельности | |
2.4. Задачи на анализ и синтез | |
2.5. Задачи на сравнение и различение (компарация, дискриминация) | |
2.6. Задачи на упорядочивание (классификация, категоризация) | |
2.7. Задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза, способ и т. п.) | |
2.8. Задачи на абстрагирование, конкретизацию, обобщение | |
2.9. Задачи на решение простых заданий, предполагающие манипуляции с неизвестными величинами и их поиск по правилам | |
3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции | 3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах) |
3.2. Задачи на интерпретацию (объяснение смысла, значения и т. п.) | |
3.3. Задачи на индукцию | |
3.4. Задачи на дедукцию | |
3.5. Задачи на аргументацию (доказательство верности, верификация) | |
3.6. Задачи на оценку | |
4. Задачи, предполагающие обобщение знаний и порождение определенных речевых высказывании | 4.1. Задачи на составление обзора (конспекты, резюме и т. п.) |
4.2. Задачи на составление доклада, отчета и т. д. | |
4.3. Задачи на самостоятельные письменные работы, проекты и т. д. | |
5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление | 5.1. Задачи на применение на практике |
5.2. Задачи на решение проблемных ситуаций | |
5.3. Задачи на целеполагание и постановку вопросов | |
5.4. Задачи на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных | |
5.5. Задачи на эвристический поиск на базе логического мышления | |
5.6. Речевое оформление в письменном тексте решения проблемных задач | |
5.7. Задачи на анализ и обобщение эмпирических данных, феноменов | |
5.8. Групповые решения проблем с открытой структурой | |
6. Рефлексивные задачи | 6.1. Задачи, позволяющие студентам освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действия опознания, запоминания, припоминания |
6.2. Рефлексивные процедуры по отношению к разным видам эвристик | |
6.3. Рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста (разных типов научного текста) | |
6.4. Задачи на построение стратегий совместного и индивидуального решения тех или иных проблем | |
6.5. Задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач | |
6.6. Задачи па выработку «чувства ситуации», поиск интуитивных решений в сложной конфликтной ситуации |
В. Я. Ляудис дополнила таксономию Толлингеровой еще одной группой — рефлексивные задачи. Эти задачи обеспечивают переход к метапознавательной деятельности, т. е. к осознанному использованию собственных приемов построения эвристик, алгоритмов, способов анализа открытых задач. Особенность 6-й группы задач состоит в том, что для их решения необходимо создать особую ситуацию учебного взаимодействия. Такая ситуация характеризуется тем, что учащиеся ставятся перед необходимостью осознания и выделения собственных способов когнитивных действий и сознательной разработки когнитивных стратегий решения всех типов проблем. От установки предметного знания учащиеся переходят к установке на выявление способов собственной мыслительной деятельности.
Перечисленные задачи решаются с помощью различных методов обучения.Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений. В соответствии с ней выделяют:
Словесные методы(источником знаний и умений является устное или печатное слово).
Наглядные методы (источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). Предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему пониманию учебного материала учащимися.
Практические методы(предполагают практическую деятельность учащихся (студентов), направленную на усвоение знаний, умений и навыков. К этой группе относятся такие методы, при использовании которых учащиеся не только слушают (как при словесных методах), смотрят (как при наглядных методах), но также выполняют определенные познавательные действия, направленные на решение учебных задач. В преподавании психологии к ним относятся:
1) лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты;
2) выполнение психодиагностических заданий, в частности психологических тестов;
3) решение психологических задач;
4) упражнения;
5) групповая дискуссия;
6) дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы.