Эмоционального состояния
С. Л. Соловьева
ПСИХОЛОГИЯ
ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ
СОСТОЯНИЙ
Санкт-Петербург
ЭЛБИ-СПб
Соловьева С. Л.
Психология экстремальных состояний. СПб.: ЭЛБИ-СПб. 2003. -
128 с.
ISBN 5-93979-078-Х
Монография посвящена психологическимe анализу экстремальных состояний человека, таких как стресс, фрустрации, конфликт, деприва-ции, кризис. Рассматривается структурно-функциональная организации психических состояний, в частности, кризисных состояний. Уточняется роль эмоциональных компонентов в структуре разнообразных психических состояний. Приводится типология личности человека, переживающего критическую ситуацию. Излагаются различные способы преодоления кризисных состояний разными типами личности. Анализиру-ются возможные последствии и исходы экстремальных психических состояний для человека. Рассматриваются феноменология посттравматического стресса, раскрываются психологические аспекты умирания и смерти.
Предназначена для психологов, психиатров, психотерапевтов.
ИД № 01520 от 14.04.00
Издательство «ЭЛБИ-СПб»
195197, г. Санкт-Петербург, Лабораторный пр. 23, [email protected].
Подписано в печать 08.09.03. Формам 60x84 1/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Объем 8 п.л. Тираж 1000. Заказ 72.
Отпечатано ООО «Открытый Мир»
193230, С.-Петербург, ул. Крыленко, д. 21, к 1
ISBN 5-93979-078-Х © Соловьева С. Л., 2003
© ЭЛБИ-СПб., 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1
КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ
Понятие эмоционального состояния..................................................................5
Характеристики эмоциональных состоянии......................................................7
Понятие экстремального психического состояния..........................................11
Экстремальные состояния физиологического и
психофизиологического уровней.......................................................................13
1. Стресс.....................................................................................................13
Роль личности в формировании стресса.......................................19
2. Психическая травма...............................................................................24
Психогенные нервно-психические заболевания...........................24
3. Экстремальные психические состояния психологического уровня..27
1. Конфликт.................................................................................................27
2. Фрустрация..............................................................................................31
3. Депривация..............................................................................................36
Одиночество...........................................................................36
Сенсорная депривация…………………….....................................38
Фактор «заключения»......................................................................41
4. Кризис......................................................................................................41
Критическая ситуация.....................................................................44
Понятие кризиса...............................................................................46
Невротические кризисы...................................................................49
Возрастные кризисы.........................................................................49
Травматические кризисы.................................................................50
Переживание кризиса.......................................................................51
Часть 2
ЛИЧНОСТЬ В КРИЗИСЕ
Типы личности.....................................................................................................53
1. Гипертимный тип..................................................................................54
2. Циклоидный тип....................................................................................55
3. Лабильный тип.......................................................................................56
4. Астено-невротический тип....................................................................57
5. Сенситивный тип....................................................................................58
6. Психастенический (тревожно-мнительный) тип.................................60
7. Шизоидный тип......................................................................................61
8. Эпилептоидный тип...............................................................................62
9. Истероидный тип...................................................................................64
Часть 3
КРИЗИСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСА
1. Посттравматически и стрессовый синдром.......................................66
Диагностические критерии ПТСР................................................70
Эпидемиология...............................................................................73
Психологические последствия ПТСР……...................................74
Особенности ПТСР у детей...........................................................76
Диссоциация....................................................................................81
Понятие диссоциации.....................................................................81
Целенаправленные психосоциальные воздействия.....................84
Формы диссоциации.......................................................................87
Диссоциация и психическая травма .............................................90
Лечение ПТСР.................................................................................91
Групповая психотерапия ПТСР.....................................................92
2. Паника ....................................................................................................95
3. Суицидальное поведение......................................................................98
Пресуицидальный синдром...........................................................103
4. Психология умирания и смерть...........................................................103
Сообщение диагноза и прогноза умирающему больному..........106
Психологические реакции умирающих........................................108
Паллиативная терапия и радикальная медицина.........................111
Динамика психологических реакции умирающих......................114
Собственно умирание.....................................................................118
Психологическая помощь умирающим........................................121
Список литературы.........................................................................124
Часть 1
КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ
ПОНЯТИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Эмоциональное состояние рассматривается в литературе в качестве раз-новидности психического состояния. Изучению категории психического состояния отводится значительное место в современных исследованиях.
Первым из советских ученых категорию психического состоянияописал Н. Д. Левитов (1964): «Это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности». Психическое состояние выступает общим функциональным уровнем психической деятельности, на фоне которого развиваются психические процессы, и заключается в переживании человеком отражения общего фона психической деятельности.
Среди психических состояний человека выделяется группа эмоциональ-ныхсостояний. Указывая на значение эмоциональных феноменов, С. Л. Рубинштейн (1946) заметил: «Переживание человека - это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности». По сравнению с познавательными образами, эмоциональная сфера, по выражению В. К. Вилюнаса, «имеет более эндогенное происхождение».
Как принципиальная способность к пристрастному отражению действительности, эмоция возникла в процессе биологической эволюции. В общебиологическом плане, по П. К. Анохину, эмоциональное реагирование способствовало прогрессу приспособительной деятельности живых организмов, устанавливая, по выражению К. К. Платонова, «психическую связь с окружающим миром и с самим собой»: «Решающей чертой эмоционального состояния является его интегративностъ, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локали-
зации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма» (П. К. Анохин, 1966).
При определении эмоционального состояния прежде всею подчеркива-ется его большая длительность и устойчивость по сравнению с эмоциональными процессами. А. В. Вальдман определяет эмоциональное состояние как «длительное изменение нервного тонуса со сдвигами отношения человека к окружающему и к самому себе». Г. Ю. Волынкина и Н. Ф. Суворов характеризуют эмоциональное состояние как длительное изменение эмоционального фона настроения, которое окрашивает восприятие, трансформирует нормальное поведение и течение мотиваций, меняет объем и характер ответных реакций.
Эмоциональная составляющая психического состояния придает эмоциональную окраску текущим психическим процессам, изменяет их характеристики, как динамические (скорость, темп, интенсивность, переключаем ость), так и семантические. Эмоции как сложные системные психологические образования, составляющие эмоциональную сферу личности, характеризуются многими параметрами: 1. знаком (положительные или отрицательные) и 2. модальностью (качеством), 3. продолжительностью и 4. интенсивностью (силой), 5. подвижностью (быстрота смены эмоциональных состоянии) и 6. реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адекватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы), а также 7. степенью осознанности эмоций и 8. степенью их произвольного контроля.
В наиболее грубом виде влияние «эмоциональной составляющей» на текущие психические процессы выявляется при развитии патологическихэмоциональных состояний. При гипоманиакальном состоянии,например, высокий эмоциональный тонус положительного знака способствует интеллектуальному возбуждению с ускорением течения мыслей, быстрой их сменой, богатством ассоциаций; при этом больной переоценивает свои возможности, строит радужные прогнозы. Наоборот, при депрессивном состояниинизкий эмоциональный тонус отрицательною знака затрудняет интеллектуальные процессы, способствует снижению самооценки личности и мрачному прогнозированию будущего.
Таким образом, в эмоциональном состоянии отражается целостная психофизиологическая деятельность в виде определенного уровня функционирования физиологических процессов и определенною уровня психической деятельности за некоторый относительно длительный промежуток времени. Изменение эмоционального состояния связано с изменениями психической деятельности и с изменениями в физиологических процессах.
Среди многочисленных эмоционально-негативных состояний выделяются прежде всего такие, как тревога, эмоциональная напряженность, утомление, депрессия, враждебность, фрустрация, эмоциональный стресс.
ХАРАКТЕРИСТИКИ