Фаза запечатления или «чеканки» - от 4-ой до 7-ой недели
Этапы развития щенка. Поведенческие и психологические особенности фаз взросления. Методы воспитания, социализации и дрессировки собак на определенных стадиях становления.
2015 год
Формирование определенного поведения у собаки закладывается не только генетически, с учетом породных свойств и признаков, но и подвержено влиянию факторов внешней среды, с которыми сталкивается щенок с самого момента своего рождения. Некоторые ученые (например, Альтхаус, Уитни, Гриценко) даже считают, что будущее поведение особи зарождается еще в пренатальный, то есть дородовой период и зависит от состояния суки–матери, отношения к ней человека, комфорта ее содержания, а также удовлетворения всех необходимых для нее и будущего потомства потребностей.
Тем не менее, западные специалисты по поведению псовых и не только (Скотт, Фуллер, Трумлер, Лоренц, Бруннер, Шлааф) в своем большинстве склонны выделять семь этапов развития молодого животного, каждый из которых характеризуется своими поведенческими и психо-эмоциональными особенностями. При этом околородовой этап как определенная фаза формирования личности ими не рассматривается.
Среди основных, выделяются следующие фазы развития, которые, впрочем, часто имеют размытые границы и, порой, могут даже пересекаться друг с другом:
• Новорожденности – первые две недели жизни
• Переходная - 3-я-4 неделя
• Запечатления («Чеканка») - 4-7 неделя
• Социализации - 8-12 неделя
• Освоение места в обществе или Ранжирования - 13-16 неделя
• Организующая или становления стайных отношений – от 5до 7 месяцев
• Пубертатная или фаза зрелости - от 7 месяцев до наступления полового созревания.
1. Фаза новорожденности - первые две недели жизни.
В этот период кутенок полностью слеп и глух и всецело находится под опекой матери, которая создает для него все необходимые условия для выживания. Только что рожденные животные малоподвижны, они в очень ограниченном объеме воспринимают вкусовые и обонятельные ощущения, инстинктивно пытаются добраться до сосков простыми качаниями головы и круговым ползанием. Однако уже в первые часы жизни собака может идентифицировать запах собственной матери и реагировать на внешние раздражители попискиванием.
Главная и основная задача новорожденных состоит преимущественно в поиске источника питания, то есть материнских сосков, а также источника тепла, то есть материнского тела. Большую роль в этот период играют и тактильные ощущения, которые щенок получает при контакте с матерью во время еды, опорожнении или «тепловом обмене». Общение с матерью успокаивает щенков, поэтому для того, чтобы в будущем собака выросла более спокойной и уравновешенной, необходимо максимально позволять суке контактировать с потомством.
Если же щенок с первых часов или дней лишен материнской заботы и/или испытывает недостаток связи с ней, то заменить мать необходимо человеку. Причем не только в удовлетворении пищевых потребностей по часам или «просьбе» питомца, но и налаживании тактильных контактов путем массажа мякишей малыша, массированием животика для улучшения рефлекторного выделения мочи и кала, а также создания необходимого теплового баланса (положить в загончик, где находится животное меховую игрушку или грелку с теплой водой). Впрочем, даже если кутенок в этот период находится при матери, контакт человека со щенком в дальнейшем будет способствовать хорошему взаимодействию собаки с людьми в целом, и созданию социопартнерских взаимоотношений с хозяином.
В этот период уже можно определить биотонус животного по тому, как быстро оно находит сосок или сосет, а также определить его уровень как будущего производителя.
Переходная фаза – 3-4 неделя
К этому времени у щенков открываются глаза (с 10 дня) и появляется слух (после 15 дня). Несмотря на то, что кутенок все еще зависим от матери, он приобретает уже некоторую самостоятельность. Появляются попытка не только активно ползать, познавая окружающее пространство (ориентальный инстинкт), но и стремление встать на лапы. Улучшается обоняние на фоне ослабления значимости тактильных и температурных ощущений.
В этот период развития становится возможным его прикорм кашицеобразной пищей, то есть знакомство с новой едой, отличной от материнского молока. В целом, молодой организм также нуждается в тактильном контакте с матерью и человеком, но уже не зависим только от него. Появляется зачатки познавательного, исследовательского поведения. Если они будут удовлетворены уже в этом возрасте, то в последующем психика собаки будет более устойчива ко всему новому.
Фаза запечатления или «чеканки» - от 4-ой до 7-ой недели.
Впервые на эту фазу развития животных обратил внимание известный австрийский ученый, основоположник науки этологии Конрад Лоренцпри изучении поведения выводка серых гусят. Согласно ему, импринтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) - специфическая форма обучения, когда в памяти при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов происходит закрепление признаков объектов. При этом объектами могут являться как родительские особи, так братья и сестры, а также будущие половые партнёры, пищевые объекты (животные-жертвы), постоянные враги (образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания или рождения.
Лоренц также отмечал, что запечатление осуществляется в строго определённом периоде жизни, возможно в достаточно ограниченный (сенсибельный или критический) период времени, совершается очень быстро, происходит без пищевого или иного подкрепления, а его последствия чаще всего необратимы.
Начиная с 4-ой недели, жизнь щенков характеризуется тем, что они приобретают большую самостоятельность, активно реагируют не только на общение с матерью и однопометниками, но и человеком, начинают социализироваться в обществе. Обладая большой восприимчивостью, они придают огромное значение оптическим и акустическим контактам, также у них формируются соответствующие связи в виде определенных ассоциаций. Все еще находясь на контроле матери, они энергично познают окружающее пространство, причем радиус их исследований с каждым днем увеличивается. Питомцы способны уже на долгое время покидать «гнездо», что помогает держать загон в необходимой чистоте и порядке, а также приучать животных к отправлению нужд вне дома. Также удлиняются фазы бодрствования и игр.
Молодые особи в месяц-полтора уже способны вступать в игровые схватки друг с другом (пробуждается игровой инстинкт), что способствует внутристайной первичной социализации. Нередко игры могут заканчиваться и первыми ссорами. Влияние матери в урегулировании поведения щенков на этот момент имеет первостепенное значение, поскольку именно она их обучает игровому и защитному поведению, взаимоотношению с братьями и сестрами, а также с взрослыми особями. Несмотря на это, если именно в этот период разлучить щенка с семьей и отдать новому хозяину, то малыш достаточно быстро освоится на новом месте и будет больше привязан к хозяину, однако, его потребность к запечатлению и обучению должна быть реализована человеком.
Ошибки в воспитании, которые могут быть допущены именно в эту фазу, имеют серьезные последствия и трудно исправимы при последующей коррекции. Поскольку молодняк на этот момент практически лишен чувства страха, то он с удовольствием и любопытством подходит к незнакомым объектам и людям. Для того, чтобы дальнейшая социализация была успешной, необходимо не только расширить круг знакомства щенков со «своими» людьми, но и позволять им подходить и знакомиться с чужими. Также не следует избегать контакта с собаками.
Для того чтобы расширить пищевой рацион у собаки (если она находится не на сухом корме и владельцы не планируют переводить животное только на специализированные корма), щенка необходимо «знакомить» с новыми продуктами. В противном случае, впоследствии пес может отказаться есть незнакомую для него еду, представление о которой не было выработано в период «чеканки».
Так как в эту фазу собака впитывает до 90% информации, то хозяин становится для нее неким ориентиром и проводником в новый незнакомый мир звуков, запахов, вкусовых и даже тактильных ощущений. Заводчику следует максимально много времени уделять животному, удовлетворяя его информационные, игровые, социальные и самоидентификационные потребности.
Стоит учитывать, что чрезмерная любознательность и переполненность эмоциями может вызвать некоторое неадекватное (с точки зрения человека) поведение животного. Однако наказывать в этот период щенка стоит только так, как бы его наказывала мать в гнезде за излишнюю неугомонность, требовательность, непослушание. В этот период важно, чтобы у щенка выработалось уважение к человеку: это впоследствии укрепит их партнёрско-компаньонские взаимоотношения. Чем более тесный контакт с человеком будет поддерживаться в это время, тем более открытым по отношению к людям впоследствии вырастет щенок.