Третий период социализации
Этот период приходится на возраст 6-10 месяцев животного, и включает в себя окончание ювенильной фазы развития собаки, а также фазу полового созревания. В это время собака активно встраивается в структуру стаи, будь это стая сородичей или же «стая» семьи, в которой растет хвостатый малыш.
Гормональная перестройка, связанная с развитием полового созревания, может привести к тому, что бывшие друзья по прогулкам и хорошо знакомые доселе собаки (обычно старше по возрасту), изменят свое отношение к подростку и даже попытаются проявить некоторую агрессию к нему. В это время к уже усвоенным щенком понятиям «мы» и «я» добавляется доселе неизвестное «они», под которым подразумеваются не просто собаки как таковые, а те, кто может причинить вред.
В это же время у животного происходит и некоторая переоценка роли человека в собственной жизни и комфорте. Завершается четкое осознание и деление людей на «свои» и чужие», зачатки которого были заложены на предыдущем, втором этапе социализации. Если по породному признаку у собаки не вырабатывается агрессивной реакции на чужих, то в любом случае может присутствовать характерное недоверие.
Поскольку в третью фазу социализации животное, как правило, завершает формировать «свой» круг общение, то очень важно, чтобы человек обращал внимание и корректировал это комплектование, не позволял ему стать очень узким, включать малое количество людей и сородичей. Поскольку третья фаза характеризуется и формированием преданности и верности хозяину и членам его семьи, то очень важно построение правильных компаньонских взаимоотношений между животным и людьми. Однако необходимо помнить, что пес при этом не должен занимать лидирующих позиций, претензии на которые со стороны взрослеющей собаки, безусловно, будут.
Впрочем, социальная депривация в этот период считается не столь фатальной и может быть компенсирована в дальнейшем, если на первом и втором этапе социализации у щенка было нормальное развитие. Так, аутсайдер, выявленный на третьем этапе в ходе полового созревания, вполне сможет позже найти себе нового социального партнера, а его вынужденное маргинальное поведение исправлено без специальных коррекционных мер.
Неожиданные вспышки гнева в этот период в большей мере связаны с гормональной перестройкой организма и повышенной нервозностью, находящей выход в кажущейся немотивированной агрессии. Если не подкреплять (ни позитивно, ни негативно) такое поведение, то после завершения периода полового созревания, собака вернется к привычному для нее поведению.
Известный московский кинолог, кандидат ветеринарных наук, инструктор по дрессировке и эксперт Российской кинологической федерации, а также автор целого ряда работ, посвящённых дрессировке, воспитанию и перевоспитанию собак Владимир Гриценко, в свою очередь, отмечает непреходящее значение в развитии поведения щенка пренатальной стадии. При этом на примере исследования беременных крыс и рожденных от них крысят, он указывает на то, что тактильные возможности живого организма развиваются не в послеродовой, а в предродовой период. А с учетом зоопсихологических особенностей, к классическим и известным периодам становления животного, он добавлял и выделял также
· Идентификационный,
· социально-доместикационный,
· эмоционально-регулирующий (гомеостатический)
· познавательно-адаптивный этапы взросления.
Не деля периоды развития психики собаки на определенные временные фазы, современный питерский зоопсихолог Наталья Криволапчук,особо подчеркивает, что
· К концу второй недели жизни кутенка, у него появляются первые мыслительные операции, такие как сравнение и противопоставление, что приводит к активизации фактографического уровня информационной модели животного, обуславливающего в дальнейшем способность к анализу любой новой информации.
· В трехнедельном возрасте развиваются модели «целое-часть», «предмет-процесс» и активизируется зачатки стереотипного уровня мышления.
· На втором месяце жизни закладывается и развивается понимание о родовых, видовых, причинно-следственных отношениях.
· Третий месяц характеризуется помимо прочего развитием критериального уровня психики, помогающего щенку выбирать те критерии, которые помогают его биологическому выживанию.
· На четвертом месяце происходит закладка и развитие механизмов психической адаптации и выработка форм динамических стереотипов (форм управления поведением собаки).
· Пятый и частично шестой месяц жизни животного, согласно Криволапчук, характеризуется как «возраст страхов», когда в психике щенка происходят качественные изменения и преобладающей потребностью становится самосохранение, наиболее часто испытываемой эмоцией - страх, а вероятной формой поведения – избегание в разных его формах. В это время активизируется эмоционально-модальный уровень психики. В этот период вполне вероятен и эмоциональный дисбаланс, выражающийся как в недостаточности, так и в избыточности разного рода эмоций и снижающий способность животного к логическому анализу и выработке эффективных поведенческих стратегий. Затяжной характер эмоционального дисбаланса может привести к непредсказуемости, общей неуравновешенности и формированию невротических форм поведения.
· Седьмой и восьмой месяцы - это не только период перехода собаки из статуса щенка во временной статус молодняка, когда в поведении смешиваются детские и взрослые формы, но и этап выработки самооценки животного, то есть субъективного представления о собственной приспособляемости к выживанию и социальной ценности. Этот период характеризуется склонностью к удовлетворению потребностей к самоутверждению и доминированию/подчинению.
· Десятый-двенадцатый месяцы, как возраст полового созревания, знаменуется временем окончательной социализацией собаки (у некоторых пород она длится до 2 лет), установлением старшинства видов и реализацией на практике правил постоянной, временной и условной стаи, а также возрастным бунтом. При этом животное все еще может демонстрировать психологический диморфизм (то есть поведение, черты которого свойственны обоим из полов). Если в этот период применить силовые и болезненные методы воспитания и дрессировки, то у неуверенных в себе собак, особей с ослабленной психикой и низкой самооценкой может развиться «синдром забитой собаки». Поэтому человеку в этом возрасте питомца необходимо придерживаться следующих правил разрешения конфликтов:
ü необходима строгая последовательность требований,
ü меры воздействия на собаку должны быть приближены к видовому ритуальному поведению,
ü меры пресечения конфликта должны применяться по нарастающей, с учетом степени конфликтности особи,
ü важно жестко и строго определить ранг собаки в семье, причем каждый член семьи (не считая младенцев и детей) должен это делать самостоятельно,
ü разрешение конфликтной ситуации должно быть немедленным,
ü при изменении поведения животного необходим моментальный отказ от продолжения наказания.
В целом, главными ошибками в воспитании и социализации собак Криволапчук называет:
v информационную и сенсорную депривацию в первом-третьем месяцах жизни;
v существенные ограничения в стереотипном поведении в третьем- четвертом месяцах жизни;
v эмоциональную недостаточность или перегрузку в четвертом-пятом месяцах жизни;
v социальную депривацию в возрасте 3-4 месяцев, а затем в возрасте 6-7 и 9- 12 месяцев;
v критериальную недостаточность в возрасте 6-8 месяцев;
v эмоциональные перегрузки в возрасте 6-8 месяцев;
v конфликтные и насильственные методы управления поведением в возрасте 9-15 месяцев;
v недостаточное внимание к ситуативному обучению в возрасте 9-15 месяцев;
v а также недостаточное использование игры как обучающего механизма; недостаток двигательной̆ активности и тренинга; общий дисбаланс эгоистических и альтруистических мотиваций.
При этом Криволапчук отмечает, что если на втором месяце воспитательные мероприятия не зависят от породы щенка и значимы для всех животных в равной мере, то третий-пятый - важны при воспитании всех терьеров, ротвейлеров, собак специализированных охотничьих пород, а также животных рабочего назначения. Седьмой-восьмой месяцы важны при воспитании овчарок, доберман-пинчеров, ретриверов, пуделей. В десятый и последующий месяцы жизни залогом правильного воспитания особенно крупных собак рабочих пород является внимание хозяина к проявлению формирующихся социальных отношений.