Психология личности человека мистического
В основе следующих умозаключений лежит мой личный опыт наблюдения и анализ литературы, посвященной аномальным явлениям. Как правило, в подобной эзотерической литературе довольно мало внимания уделено конкретным психическим характеристикам мистической личности , и потому я в основном ориентируюсь на книгу В. Г. Ажажи «Погоня за НЛО» и работы по психиатрии.
Что же делать с «предрасположенностью к мистицизму», что это такое? У любого человека, так или иначе занимающегося проблемами НЛО или, скажем, изучающего феномен полтергейста, хочет он этого или нет, развивается магическое мышление.
Наиболее часто мистики являются обладателями так называемого шизотипического типа личности, который, подчеркну, не имеет никакого отношения к заболеванию шизофренией. Название «шизотипическое расстройство» было впервые включено в DSM-III в 1980 году. Это единственное личностное расстройство, определенное эмпирически на основе генетического отношения к нарушению первой оси шизофрении.
Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость (Kahn ; 1926), отгороженность от окружающего мира, неспособность или нежелание устанавливать социальные контакты, видимое снижение потребности в общении.
Шизотипические черты личности выявляются раньше, чем особенности всех других типов.
Подростковый период является самым тяжелым для шизотипиков. С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой рельефностью. Замкнутость, оторванность от мира сверстников бросаются в глаза. Впрочем, духовное одиночество иногда не тяготит шизотипических личностей, поскольку им свойственно стремление жить в своем мире, мире собственных интересов и увлечений, и при этом нередко снисходительно-пренебрежительное отношение или даже явная неприязнь ко всему, что наполняет жизнь других людей. Однако чаще шизотипические личности страдают сами от одиночества и коммуникативных проблем, от невозможности найти себе друга по душе. Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в вербальных коммуникациях («не знаю, о чем еще говорить») нередко провоцируют еще больший уход в себя.
Недостаток интуиции проявляется отсутствием «непосредственного чутья действительности».
К дефициту интуиции следует добавить тесно с ним связанный недостаток сопереживания, или эмпатии, – неумение разделять радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство.
Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров. Лишь перед немногими избранными занавес может внезапно приподняться, но никогда до конца, и столь же неожиданно вновь упасть. Шизотипические личности нередко раскрываются перед людьми малознакомыми, даже случайными, но чем-то импонирующими их прихотливому выбору.
Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизотипических личностей, ибо все, что им предшествовало, – весь ход переживаний и мотивов – оставалось скрытым.
Некоторые выходки носят характер чудачества, но, в отличие от истероидов, шизотипики не ищут всеобщего внимания.
Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Вместе с тем эмансипационные устремления легко могут оборачиваться социальной нонконформностью – негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешками над распространенными вокруг идеалами, духовными ценностями, интересами, злопыхательством по поводу «отсутствия свободы».
Как правило, шизотипические личности держатся особняком. Их замкнутость затрудняет вступление в группу, а их неподатливость общему влиянию, общей атмосфере, их неконформность не позволяют ни слиться с группой, ни подчиниться ей.
Шизотипическим личностям свойственно увлекаться, их увлечения нередко отличаются необычностью, силой и устойчивостью в сравнении с большинством людей.
Чаще всего приходится встречать интеллектуально-эстетические хобби.
На втором месте стоят хобби мануально-телесного типа. Неуклюжесть, неловкость, негармоничность моторики, нередко приписываемая шизотипикам, встречается далеко не всегда, а упорное стремление к телесному совершенствованию может сгладить эти недостатки.
Самооценка шизотипической личности отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения, при этом подчеркивая свою независимость и самостоятельность.
Шизотипикам, а также людям, страдающим, например, обессивно-компульсивным расстройством, свойственно так называемое магическое мышление.
В данном случае диагностическое значение имеет не постоянная склонность индивидуума к вере в сверхъестественное, некритичность к собственным переживаниям, таким как ощущение особых способностей при маниях или представление об экстраординарных событиях при бреде. Мышление мистических личностей шире, чем у среднестатистического большинства, что сопровождается слепой верой в сверхъестественные силы, равнодушной к отсутствию доказательств.
В конечном счете, это особый вид человеческой психики, которая хорошо воспринимает паранормальные факторы среды. Российский уфолог В. Г. Ажажа в биографической книге «Погоня за НЛО» признается: «…Как и большинство советских людей, я подхихикивал, читая в газетах о том, что за рубежом сходят с ума, занимаясь „летающими тарелками“» [2]. Однако со временем его мировоззрение изменилось. Впоследствии различные мистические учения прочно вошли в культуру, в том числе и уфология.
Если вернуться к истории, то во все века были личности, которые, как считалось, владеют различными паранормальными способностями: маги, медиумы, шаманы. Мистики, оккультисты, маги – для них мир населен духами, привидениями и другими паранормальными сущностями. То есть, они в большинстве своем уверены в истинности данных феноменов. То, что эти люди обладают особым складом мышления, очевидно и не требует особых доказательств.
Магическое мышление приобретается в течение жизни и обусловливается различными факторами. Также я не отрицаю возможную предрасположенность человека к такому мышлению. Сообщества исследователей аномальных явлений – это как бы некий новый класс со своими законами, правилами, культурой, смыслом жизни.
Личность человека разнообразна, разнопланова, и невозможно найти людей с одинаковым характером и взглядами на жизнь. Личность (personality ; от латинского persona – маска актера, роль, положение, лицо) – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Сегодня многие пишут о том, что исследователи аномальных явлений страдают психическими расстройствами. Почему так происходит? Сначала разберемся, что же такое психическое расстройство. Психическое расстройство – это нарушение психических процессов, которое влечет за собой изменения в поведении человека.
Некоторые исследователи полагают, что психические расстройства действительно могут быть спровоцированы увлечением аномальными явлениями. Полагаю, здесь дело в эффекте «мистерии» – сильного, ярчайшего воздействия на мироощущение и психику индивида, вследствие которой происходит перенапряжение последней. Уфологии и контактеры чаще других подвержены подобным потрясениям – для них действительно высока вероятность потерять чувство реальности. Большинство исследователей сходятся на том, что наиболее распространенным заболеванием в этом случае является шизофрения.
Шизофрения – эндогенное психическое заболевание, протекающее хронически в виде приступов или непрерывно и приводящее к характерным изменениям личности. Шизофрения пока еще до конца не изучена. Основными негативными симптомами шизофрении являются галлюцинации, бред, расщепление психической деятельности (разорванность мышления и речи, амбивалентность), эмоционально – волевое обеднение личности, аутизм.
Среди других явных расстройств психики можно назвать уфоманию, которую описал В. Г. Ажажа. Уфомания – патологическое стремление к исследованию НЛО. Симптомы проявляются в виде веры в то, что высокоразвитые существа из внеземного пространства посланы Богом, чтобы направлять эволюционное развитие человечества, то есть уфомания, по Ажаже, – это болезненная вера в избавление, якобы идущее от гипотетических инопланетян [2, 3].
Существует также и отдельное психическое расстройство, возникающее вследствие чрезмерного увлечения мистикой, аномалистикой, уфологией. Его симптоматика предполагает патологическую веру в аномальные явления и Высший разум, бегство от реальности, болезненное желание неприметно выйти на контакт с Высшим разумом, наличие ложных телепатических контактов с НЛО, обожествление всего, что связано с внеземным разумом1 [2, 3].