Каково действие служения на ум, эмоции и эфирное тело?

Следует помнить, что только через следствия учёный будущего сделает выводы о действительном существовании внутренней причины, внутренней реальности, «я», или души. Мы видели, что служение – это не просто деятельность одного лица или группы, делающих что-либо с добрыми намерениями для другого лица или группы. Служение само бесспорно является результатом чрезвычайной важности внутреннего события, и когда такой результат налицо, обнаруживается ряд порождённых им вторичных творческих причин. Прежде всего, это изменения в низшем сознании, тенденция к отказу от интересов личного «я» ради более широких задач группы, реальная впечатляющая переориентация и способность изменять условия (творческой активностью), то есть демонстрация чего-то динамически нового. По мере стабилизации этого внутреннего события и перехода его в равновесное внутреннее состояние упомянутые изменения становятся более регулярными и менее судорожными, и действие новых сил, поступающих в личность для дальнейшего творческого использования, заметно во всех трёх телах. Так истинный служитель получает инструменты служения, и отныне творческая работа согласно Плану может вестись на всех трёх планах. Так в Своей мудрости Бог решил 134] ограничить Себя, и работа эволюции осуществляется исключительно избранными Им строителями и под руководством – на нашей планете – тех людей, чьи жизни трансформируются благодаря контакту с душой и творческому служению и кто составляет планетарную Иерархию.

Если выравнивание достигнуто, если воссоединение происходит на более постоянной основе и если антахкарана (мост, соединяющий высшее с низшим) уже выстраивается, то начинает выявляться истинная природа служения, кем бы оно не осуществлялось. Первым действием поступающей силы души, представляющей собой главный фактор служения, будет интеграция личности и сведение всех трёх низших аспектов человека в единое служащее целое. Такова трудная исходная стадия с точки зрения учащегося во Дворце Мудрости. Человек узнаёт о своих возможностях и способностях и, взяв на себя обет служения, начинает истово служить. Он создает один, другой, третий каналы для выражения движущей им силы и сносит и разрушает так же стремительно, как создает. На время он становится серьёзной проблемой для остальных служителей, с которыми может взаимодействовать, потому что не считается ни с чьим мнением, кроме собственного, и окружающая его аура критицизма и самоуверенный напор чрезмерно настойчивой силы внутри него является помехой для «малых сих». В результате старшим, более опытным ученикам постоянно приходится что-то исправлять (за него). Временно он становится жертвой собственного стремления служить и протекающей через него силы. В некоторых случаях на данной стадии тлеющие угольки амбиции раздуваются в пламя. Амбиция в конечном счёте есть лишь тяга личности к улучшению и на своём месте и в своё время является ценной божественной наработкой, но когда личность становится инструментом души, амбиция должна быть вырвана с корнем. В других случаях служитель 135] обретает более широкий, основанный на любви взгляд и, не думая о собственной реализации, приступает к спокойной работе в согласии с группами всех истинных служителей. Свои личностные тенденции, свои идеи и амбиции он подчиняет более важному благу целого и забывает о своём «я». Наверное, тем, кто желает стать истинным служителем, нельзя дать лучшего совета, чем ежедневное повторение, всем сердцем и умом вдумываясь в слова, посвящения, заключающего Эзотерический Катехизис в конце книги «Посвящение, Человеческое и Солнечное». Напомню таким служителям, что если их отталкивают или пугают воплощённые в этих словах идеи, то, возможно, это показывает, сколь велика для них необходимость осознанно проникнуться смыслом этой жизни. Вот как звучит этот обет:

«Я исполняю свою роль с непреклонной решимостью, с самым ревностным устремлением; я смотрю вверх и помогаю внизу; не мечтаю, не отдыхаю; я тружусь, служу, пожинаю и молюсь; я есмь Крест; я есмь Путь; я наступаю на совершаемую мной работу, попираю своё умерщвленное 'я'; убиваю желание и отдаю все силы, забывая о награде. Я – предтеча мира; я лишаюсь права на покой и под гнётом боли теряю себя и нахожу Себя, и обретаю мир. Во всём этом я даю торжественный обет, призывая своё Высшее 'Я'».

Пока человек учится служить и укрепляет внутренний контакт, ему предстоит углубление медитативной жизни и более частое озарение ума светом души. Так открывается План. Это не значит, что свет этот будет озарять планы служителя в отношении его жизни или избранной им области служения. Необходимо ясно понимать это. Тогда бы (будь это так) это только означало бы, что проворный ум служителя нашёл оправдание для его амбиций. На самом деле это распознавание умом того Плана, который Бог приготовил для мира на тот период времени, 136] когда живёт служитель, и той роли, которую он может сыграть для продвижения замыслов тех, кто отвечает за исполнение этого Плана. Тогда он готов стать крошечной частицей великого Целого, и такой настрой не меняется, даже когда ученик становится Учителем Мудрости. При этом Он получает более грандиозную концепцию Плана, но не теряет Своего смирения и чувства соразмерности.

Интегрированная мыслящая личность вполне приспособлена к тому, чтобы исполнять роль служителя в активной работе мира при условии, что её видение не замутнено личной амбицией, а деятельность не вырождается в суету и лихорадочную озабоченность. Спокойному, уравновешенному уму сама душа открывает, какой следующий шаг надлежит предпринять в работе мировой эволюции, сообщая ему нужные идеи. Так предусмотрено Планом для человечества.

Сила, протекающая через личность и дающая служителю необходимое для этого видение и ощущение своих возможностей, позволяющих ему сотрудничать, проникает в эмоциональное, или астральное, тело. Здесь в зависимости от состояния астрального тела служителя и его внутренней ориентации она опять-таки оказывает двойственный эффект. Она может усугубить наваждение и углубить иллюзию, вовлекая служителя в психические иллюзорные эффекты, которые при этом возникают. Тогда на физическом плане он будет обольщён, например, идеей о своих поразительных личных контактах, в то время, как соприкоснулся лишь с какой-нибудь из групповых мыслеформ о Великих. Он околдован иллюзорным представлением о том, что является избранным сосудом или рупором Иерархии, тогда как на самом деле введён в заблуждение массой голосов, гул которых на астральном плане заглушает Голос Безмолвия; им владеет обманчивая идея о том, что нет иного пути, кроме его собственного. Иллюзия и обман такого рода распространены в настоящее время среди наставников и работников повсеместно, 137] потому что очень многие достигают прямого контакта с душой и увлекаются желанием служить. Однако они ещё не избавились от амбиций и ориентированы в основном на личностное выражение, а не на слияние с Группой Мировых Служителей. Если же они способны избежать наваждения и отличать Реальное от нереального, то поступающая сила наполняет их жизнь действенной бескорыстной любовью и преданностью Плану, а также тем, кому служит План, и Тем, Кто служит Плану. Отметьте последовательность этих положений и ведите себя соответственно. Тогда ни своекорыстию, ни самоуверенности, ни эгоистическим амбициям места не остаётся. В расчёт идёт лишь задача и настоятельная необходимость сделать всё возможное для решения этой задачи, как она представляется служителю.

Сердце и ум действуют в этом случае заодно (либо в эгоистическом союзе, представляя активную личность, либо преданно и бескорыстно, ориентируясь на водительство души), и протекающая через служителя сила активизирует его эфирное тело. Это заставляет автоматически реагировать и физическое тело. Поэтому служителю очень важно успокоиться на астральном плане и в благочестивом контролируемом безмолвии подождать, прежде чем позволить силе изливаться в центры эфирного тела. Стадия безмолвия есть одна из тайн духовного раскрытия. Как только сила или энергия души – либо сохранившая свою чистоту, либо искажённая и отклонённая по пути в физическое проявление – достигает эфирного тела, среднему ученику больше ничего не нужно делать. На данном этапе результат неизбежен и эффективен. Дальнейшая физическая активность определяется внутренней мыслью и жизнью желания. Если сила доходит в своей чистоте, она возбуждает устойчивую 138]активность центров над диафрагмой. Если же она несёт на себе налёт личностных тенденций, то задействует главным образом солнечное сплетение и выбрасывает в проявление все астральные иллюзии, претенциозные обольщения и наваждение эгоистических феноменов, используя слово «эгоистических» в его обыденном, мирском психологическом смысле. Это хорошо заметно сегодня на примере лидеров разнообразных групп.

Наши рекомендации