Упражнение «Избавление от гнева»
Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) карточку с условным обозначением отношения (сердечко).
На стене - мишень, на столе психолога - большая картонная труба, наполненная поролоном.
Перед каждым ребенком - два воздушных шарика, набор для выдувания мыльных пузырей, мешочек с фасолью.
Детям объясняется значение символа, затем психолог продолжает сказку:
Гости пришли в назначенное время. Они увидели обиженных и рассерженных друг на друга подружек и решили им помочь. (Белочка и Зайчик активно участвуют в занятии, помогая героям сказки избавиться от гнева и учат этому детей.)
— Как вы думаете, можно или нельзя гневаться, злиться на других людей? На друзей? Почему? (Ответы детей.)
Я хочу открыть вам тайну: взрослые тоже злятся, но умеют это делать, не причиняя никому вреда.
Вспомните, что сделала Злинка, когда разозлилась на подруг? (Она устроила беспорядок в их домике и их поссорила.)
Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом не обижать.
Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. (Дети выполняют задание.)
Представьте себе, что шарик — это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость.
Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.)
Отпустите шарик и проследите за ним. (Дети отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)
Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.
Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями. (Дети выполняют задание.)
Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается.)
А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)
Если гнев еще остался внутри нас, можно выпустить его с помощью мыльных пузырей. Давайте попробуем! (Дети выдувают мыльные пузыри.)
Еще гнев можно пропустить через стопы наших ног. Давайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев. Давайте потопаем. (Дети выполняют задание.)
Можно представить, что мы собрали остатки нашего гнева в мешочек. Давайте подержим мешочек на ладони. Чувствуете, какой тяжелый гнев? Сожмите его и со всей силы киньте в мишень. (Дети выполняют задание.)
А сердитые слова можно произнести в трубу. Попробуйте сделать это. (Дети выполняют задание.)
Вы почувствовали, как стало легко и весело! Мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили.
Ребенку нужно научиться различным способам выражения гнева в любой приемлемой для мира взрослых форме». Он должен «позволить себе осознавать и понимать свой гнев», принимать его, но ни в коем случае не избегать. Это первый шаг к тому, чтобы чувствовать себя сильным и цельным
Пальчиковая гимнастика «Помиримся»
Два больших пальца спорят: Кто главней из них двоих? Не дадим случиться ссоре И помирим тут же их | Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью. Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать Сцепляют большие пальцы друг с другом |
4. Рисование своего гнева(на бланке)
Звучит аудиозапись музыки Е. Вотлярова «Драчун».
Перед каждым ребенком - набор цветных карандашей и лист бумаги.
Психолог предлагает детям нарисовать свой гнев или то, что они чувствуют или делают в состоянии гнева, вспомнить, на что или на кого был похож гнев. Может быть, на животное или на бесформенное облако? Дети выполняют задание, а затем рассказывают, что они нарисовали.
5. Задание «Сказочные герои»(на бланке)
Кто из сказочных героев грустный, веселый, добрый, злой? Грустных героев обведи синим цветом, веселых – желтым цветом, добрых – зеленым цветом, злых – черным цветом.
Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то роль головы дракона назначается другой человек.
IV этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия.
Психолог говорит:
- Можно ли нам гневаться? (Можно, только надо это делать так, чтобы никого не обижать.)
Кто у нас сегодня гневался лучше всех? {Ответы детей.)
Давайте расскажем, как можно злиться, не причиняя никому вреда. (Ответы детей.)
Улыбнитесь друг другу, ведь вы замечательные дети!
Ритуал прощания «Страна настроений»
См. занятие 5
Занятие 7
Тема:Удивление
Цели:
1. познакомить детей с чувством удивление;
2. обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию;
3. формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить свой собственный жизненный опыт.);
4. учить детей выражать чувство удивления в рисунке.
Материалы: магнитофон, аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой»; магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Удивление»; карточка с условным обозначением обоняния (цветок); коробочки (спичечные коробки) с веществами и предметами, обладающими выраженным запахом (кусочек ванили, лист герани, лавровый лист, гвоздика, кофе, душистый перец, флакончик с духами, кусочек душистого мыла, кусочек цедры, ароматная конфета и т.п.); набор цветных карандашей и бланки с заданиями (для каждого ребенка), Удивлинка,
План: