А. Закон Отвержения и желание
Раздел, к которому мы приступаем, имеет непосредственное отношение к главной проблеме человечества. Однако мы затронем её очень поверхностно, рассмотрев в основном аспект перехода от проблемы стремящегося к проблеме ученика. В основе психологической проблемы человечества в целом лежит то определяющее отношение к существованию, которое мы называем Желанием. Все меньшие образования базируются, подчинены или вытекают из этой фундаментальной тяги. Фрейд называет её «сексом», а между тем это всего лишь другое название для силы притяжения к не-«я». Другие психологи говорят об этой превалирующей активности как о «жизни желания»[20] людей, рассматривая все характерные тенденции, все эмоциональные реакции и характер ментальной жизни в категориях подспудных желаний, влечений и захватнических тенденций, как «защитные механизмы» или «способы бегства» от неотвратимых окружающих условий. Вот этим влечениям и желаниям, а также труду для их удовлетворения люди и отдают свою жизнь. И всё, что делается, представляет собой попытку удовлетворить сознаваемую потребность, ответить на вызов существования требованием счастья, неба и конечного достижения желанного идеального состояния.
Всё определяется той или иной формой настоятельной потребности в удовлетворении, которая характеризует поиск человека на любой стадии его развития. Это инстинктивное стремление к самосохранению, выражающееся в поиске дикарем пищи или в экономических проблемах современного цивилизованного человека; это стремление к самовоспроизведению и удовлетворению той наклонности, что приводит в настоящее время к осложнениям в сексуальной жизни расы; это стремление к популярности и любви и уважению со стороны других; это стремление к 155] интеллектуальному наслаждению и ментальному постижению истины или глубоко затаённое желание небес и покоя, свойственное христианину, или стремление к просветлению, которого требует мистик, или жажда отождествиться с реальностью – «потребность» оккультиста. Всё это – желание в той или иной форме. И эти побуждения контролируют и управляют человечеством. Я бы сказал – управляют самым непосредственным образом, так как я лишь констатирую факт.
Именно осознание фундаментальной склонности, или контролирующего фактора, человека лежит в основе учения Будды и воплощено в Четырёх Благородных Истинах буддийской философии, которые можно сформулировать следующим образом:
Четыре Благородные Истины
а. Существование в феноменальной вселенной неотделимо от страдания и скорби.
б. Причина страдания заключается в желании существования в феноменальной вселенной.
в. Прекращение страдания достигается искоренением желания феноменального существования.
г. Путь к прекращению страдания – это благородный восьмеричный путь.
Именно осознание огромной важности избавления человека от его собственной природы желания побудило Христа настаивать на настоятельной необходимости делать добро своему ближнему, а не самому себе, вести жизнь служения, самопожертвования, самозабвения и любви ко всему сущему. Только так могут ум и «око сердца» отказаться от удовлетворения собственных нужд человека ради утоления более важных требований самого человечества.
Пока человек не встал на Путь Совершенствования, он не способен реально оценить обязательное для выполнения требование собственной души 156] отказаться от стремления к внешнему, материальному, вещественному удовлетворению и от желания. Но именно этим требованием определялась для души необходимость воплощаться и какое-то время подчиняться Закону Перевоплощения. По мере продвижения работы очищения на Пути Очищения требование такого отказа становится всё настоятельнее и чётче, а когда человек вступает на Путь Ученичества, его реакции впервые попадают под контроль Закона Отвержения. Поначалу это происходит бессознательно, но затем всё более настойчиво и с большей осознанностью со стороны ученика, по мере того как он принимает одно посвящение за другим и его понимание обостряется.
В задачу данного трактата не входит обсуждение эволюции неразвитого и малоразвитого человека в связи с этими Законами Души. Я стараюсь показать только путь людей, высокоразвитых интеллектуально, стремящихся и учеников мира. Прогресс неразвитых и средних людей обрисован в следующих предложениях, описывающих последовательные стадии прогресса человека, понуждаемого желанием:
1. Стремление накапливать опыт, существовать и удовлетворять инстинктивную природу.
2. Проживание опыта, захват, существование и постоянные требования для себя более благоприятной участи или судьбы.
3. Из цикла в цикл требование удовлетворения, период временной удовлетворенности, затем новые требования. Такова история человечества.
4. Упорный поиск и стремление к накоплению опыта на трёх планах человеческой эволюции.
5. Такое же накопление опыта, но уже интегрированной личностью.
157]
6. Удовлетворение требований до пресыщения, ибо в своё время все обязательно достигают того, чего требуют.
7. Затем выдвигаются требования внутренних духовных достижений, счастья и блаженства. «Потребность в небесах» становится огромной.
8. Смутное осознание двух необходимых условий: очищения и способности правильно выбирать, то есть правильного различения.
9. Видение пар противоположностей.
10. Понимание узкого пути, пролегающего между парами противоположностей.
11. Ученичество и отталкивание, или отторжение (на протяжение длительного периода), не-«я».
Такова в кратком неадекватном изложении история человека, его поисков счастья, радости и блаженства, или (говоря в терминах осознания) перехода от жизни инстинктов к жизни интеллекта, затем от интеллектуального постижения к стадии просветления и конечного отождествления с реальностью, навсегда освобождающей его от Великой Иллюзии.
Скорость, с какой он – на Пути Ученичества – может привести в действие Закон Отвержения, определяется двумя условиями. Первым является качество его мотива. Только желание служить может обеспечить необходимую переориентацию и принятие нового образа жизни. Второе – это его готовность любой ценой быть послушным свету внутри и вокруг него. Служение и послушание суть великие методы избавления, которые вводят в действие Закон Отвержения и помогают стремящемуся достичь страстно желаемого освобождения. Служение избавляет его от уз собственной жизни мышления и необходимости самоутверждения. Послушание собственной душе интегрирует его в более обширное 158] целое, где его собственные желания и влечения отвергаются в интересах более важной жизни человечества и Самого Бога. Бог – это Великий Служитель, выражающий Свою божественную жизнь через Любовь Своего сердца к человечеству.
Но когда мы слышим эти простые истины и призывы служить брату своему и слушаться своей души, это звучит столь привычно и неинтересно, что едва ли может вызвать значительный отклик. Вот если бы нам сказали, что такая-то форма медитации, такая-то практика дыхания и регулярная концентрация на таком-то центре избавят нас от колеса жизни и позволят отождествиться с духовным «Я» и миром его бытия, то мы охотно и с радостью согласились бы на это. Если же нас – в терминах оккультной науки – убеждают служить и проявлять послушание, нам становится неинтересно. Однако служение является самым эффективным способом пробуждения сердечного центра, а послушание столь же действенно вызывает отклик обоих головных центров на воздействия душевной силы, объединяя их в единое пространство душевного распознавания. Как плохо понимают люди могущество своих побуждений! Если побуждение к удовлетворению желания представляет собой основное побуждение жизни человека в форме, то побуждение служить является таким же основным побуждением души в человеке. Вот одно из важнейших положений данного раздела. Это тяготение пока редко удовлетворяется. Тем не менее, признаки его наличия есть всегда, даже у самых неприятных типов. Оно активизируется в моменты высокого предназначения, в критических ситуациях или при величайших трудностях. Сердце человека живо, но часто спит.
Служить и подчиняться! Таков девиз жизни ученика. Искажение смысла этих слов наполнило их духом фанатичной пропаганды и привело к появлению философских и религиозно-теологических формул, но даже за этими формулами стоит истина. Они представлялись 159] человеку в категориях личностной набожности и послушания Учителям и лидерам вместо служения и послушания душе, сущей во всём. Однако правда неуклонно открывается и обязательно восторжествует. Как только стремящийся на Пути Испытаний получит представление о ней (каким бы смутным оно ни было), закон желания, веками управлявший им, медленно, но неотвратимо начнёт заменяться Законом Отвержения, который со временем освободит его из темницы не-«я». Он поведёт его к тому различению и бесстрастию, которые отличают человека на пути к освобождению. Будем помнить, однако, что различение, основанное на решимости быть свободным, и бесстрастие как признак жестокосердия заключают стремящегося в темницу кристаллизованной скорлупы, разрушить которую гораздо труднее, чем обычную темницу жизни среднего эгоистичного человека. Эгоистическое духовное желание нередко составляет главный грех так называемых эзотеристов, которого надо тщательно остерегаться. Мудрый, поэтому, настраивается на служение и послушание.