Закон следствие следствие реакция качество
1. Жертвы. Мировые Намеренная Любовь к Бескорыстие.
Спасители. смерть. «Я Спасителю.
Христос. умираю Желание
ежедневно». следовать.
Единство на физическом плане. Массы.
2. Магнети- Мировая Церкви. Любовь Преданность.
ческого религия Организации к идеям. Идеализм.
импульса. Школы мысли. Философия.
Эфирное, или витальное, единство. Стремящиеся.
3. Служения. Гумани- Красный Крест Любовь к Сочувствие.
стическая и сходная человече- Сострадание.
деятельность. деятельность. ству.
Астральное единство. Испытуемые.
4. Отвержения. Борьба Всякого рода Любовь Различение.
со злом. Крестовые к добру.
походы.
Ментальное единство. Ученики.
5. Группо- Новые Новая Группа Любовь к Включение.
вого группы Мировых синтезу.
прогресса. Служителей.
Душевное единство. Посвящённые.
Закон Расширяющегося Отклика
Теперь мы можем коснуться шестого и седьмого законов, правда, очень кратко, поскольку будем обсуждать их одновременно. Предыдущие пять законов уже вызвали на физическом плане определённую активность. Эффект или следствия стоящих за ними импульсов способствуют осуществлению 199] цели Всевышнего и могут быть замечены на феноменальном плане. Их все можно заметить, однако пока сознательная осведомлённость человечества такова, что это возможно лишь в пяти случаях, и то лишь самыми продвинутыми стремящимися мира. Ученики и посвящённые могут начать очень смутно отмечать действие шестого и седьмого законов, но больше в настоящее время на это не способен никто.
Эти два закона нельзя интерпретировать подобно предыдущим, ибо лишь посвящённые или те, кто готовится к посвящению, могут как-то понять их. Для того, чтобы прикоснуться к идее, стоящей за этими выражениями цели, необходимо просветление, которое даётся посвящением. Поэтому на Закон Расширяющегося Отклика и Закон Низших Четырёх мы потратим лишь столько времени, сколько потребуется, чтобы привести две древние стансы, которые о многом говорят посвящённому, но будут лишь словами, бессмысленными символическими фразами для рядового читателя и учащегося.
«Во всей своей славе взошло Солнце, залив лучами небо на Востоке. В циклах времени и пространства единство пар противоположностей рождает облака и туманы, которые скрывают ужасный пожар...
Потоп бушует. Вольно плывёт ковчег... огни всё пожирают. Трое свободны, и вновь туманы заволакивают всё.
Над облаками Земли сияет знак... Лишь око видения способно узреть этот знак. Лишь сердце мирное услышит громовой Голос из мглистых облачных глубин. Лишь возвышающее понимание закона способно показать 'человеку огня и сыну воды', как войти в туман. Оттуда восходит он на горную вершину, где вновь обретает свободу.
Эта тройная свобода не имеет ничего общего ни с землею, ни с водою, ни с огнём. Эта та тройная по сути своей свобода, что даруется тому, кто вольно движется из земной сферы в океан сферы водной, а 200] оттуда – в горящую твердь жертвы. Солнце усиливает огонь; он испаряет туман и высушивает землю. Так исполняется работа».
Закон Низших Четырёх
«Четыре сына Божьих вышли вперёд. Вернулся лишь один. Четыре Спасителя слились в двоих, и двое стали Единым».
Как ясно видно, оба древних писания – одно мистическое, другое оккультное – сообщат большинству лишь немногое. Поэтому ни к чему разбирать их слишком детально. Время ещё не пришло. Даются они потому, что несут магнетическую мощь, стимулирующую способность понимать.
Сегодня мы находимся на пороге великих свершений. Человечество идёт вперёд под действием новой движущей силы. Оно уже не стоит на распутье, но, приняв непреклонные решения, движется по пути, который в конце концов приведёт к свету и миру. И оно обязательно обретёт «мир, что недоступен пониманию», ибо этот мир не зависит от внешних условий и не имеет никакого отношения к тому, что понимает под этим словом нынешнее человечество. Мир, который ждёт его, это мир безмятежности и радости: безмятежности, основанной на духовном понимании, и радости, неподвластной обстоятельствам. Эти радость и безмятежность – не астральное состояние, но душевная реакция. Подобные качества достигаются не в результате дисциплины эмоциональной природы, но становятся естественной и автоматической реакцией души. Это награда за прочное выравнивание. Оба качества души – безмятежность и радость – указывают на то, что душа, Эго, Единый, держит под контролем или управляет личностью, обстоятельствами и всеми условиями жизни в трёх мирах.
201]
III. Пять групп душ
Поговорим теперь о пяти группах душ. С целью систематизации и сравнения разделим земное человечество на следующие группы:
1. Лемурийские Эго................................ наше исконно земное человечество.
2. Пришлые Эго....................................... появились в Атлантиде.
3. Эго лунной цепи................................. с Луны.
4. Эго.......................................................... с других планет.
5. Редкие продвинутые Эго.................. ожидают воплощения.
Таким образом, тема, которую мы собираемся вкратце обсудить, обычному психологу и учащемуся, не знакомым с оккультным учением и символами, покажется фантастической и несерьёзной. Объясняется это тем, что мы говорим о происхождении душ, которые выражаются через человеческие существа, о «я», которые функционируют через форму и, стало быть, неосязаемы, и существование которых – в научном смысле – не доказано. Признать их существование способны только люди, допускающие те предположения, выводы и заключения, которые не могут быть очевидны при той оснащённости, какой мы пока располагаем. Современная психология, вообще говоря, рассматривает душу с одной из следующих позиций:
1. Как несуществующую, бесспорно соглашаясь лишь с доказуемостью механизма мышления.
2. Как совокупность сознательных реакций клеток тела, иными словами, как чувствительность организма.
3. Как постепенно развивающееся «я», приносящее жизнь и, со временем, осведомлённость; считается, что оно обусловлено телом и является продуктом его длительной 202] эволюции. Поэтому его лишены малоразвитые люди. Возможно, оно и обладает бессмертием, но это недоказуемо и не может констатироваться как факт.
4. Как конкретное «Я», сущность, одушевляющую тело, функционирующую на разных уровнях человеческого сознания и обладающую собственной целостностью, бессмертием и потенциалом.
Согласно оккультному учению все эти гипотезы верны, но относительны во времени и пространстве и касаются разных форм божественной жизни и разных аспектов этих форм. А мы имеем дело именно с оккультным учением, возможно, правильным или неправильным, и наши предпосылки и выводы можно свести к следующим положениям:
1. Каждое человеческое существо, воплощённое или нет, являет собой «частицу божественности» и аванпост божественного сознания, действующий во времени и пространстве с целью выражения.
2. Все души, «я», или человеческие существа относятся, как мы видели, к одной из семи эманаций божественной энергии, исходящих от Бога в начале эры творческой активности, и по завершении этого цикла вернутся в свой Источник.
3. В промежутке между эманацией и реабсорбцией души проходят разнообразные опыты до тех пор, пока не смогут «воссиять во всей неопровержимости своей истинности».
4. Как отмечается в «Трактате о Космическом Огне» (см. стр. 855]) они называются:
1. Лотосами откровения.
2. Лотосами благоухающими.
3. Лотосами лучезарными.
203]
4. Лотосами, цветки которых вот-вот раскроются.
5. Лотосами закрытыми и запечатанными.
6. Лотосами бесцветными.
7. Лотосами в почках.
5. Циклически пройдя в долгом эволюционном процессе через различные формы жизни, души наконец начинают полностью самосознательное существование. Под этим мы разумеем, что им присущи самоопределение, самодостаточность и знание о собственном существовании. Кроме того, они сознают своё окружение и реагируют на него.
6. Как только достигается сознательная осведомлённость, прогресс ускоряется. Но учтите, что это не та осведомлённость, которая присуща множеству человеческих существ. Осведомлённость (исключительно в применении к человеческому семейству) можно разделить на следующие категории:
1. Души, которые живут, но сознание их спит. Это дремлющие человеческие существа с интеллектом столь низкого порядка и столь неопределённым и туманным знанием о самих себе и о жизни, что лишь самые низшие формы человеческого существования подпадают под эту категорию. Ни в расовом, ни в национальном, ни в племенном смысле таких в чистом виде нет, но время от времени подобные экземпляры появляются в трущобах больших городов. Они как «отбросы» и никогда не встречаются среди так называемых природных дикарей или крестьян.
2. Души, сознательные лишь в отношении жизни и ощущений физического плана. Это инертные, несообразительные, неспособные ясно выражать свои мысли люди, которых приводит в недоумение 204] окружающая их среда, но, в отличие от более продвинутых эмоциональных типов, не приводят в недоумение события. Это лишённые чувства времени, бесцельные натуры, которые не часто бывают способны к обучению там, где требуется работа ума, и исключительно редко демонстрируют мастерство в какой-либо области. Они могут только копать или носить под чьим-либо руководством и, следуя естественным инстинктам животного тела, есть, спать и производить потомство. Они спят в эмоциональном отношении и совершенно бессознательны в ментальном. Они тоже сравнительно редки и на нашей планете их найдётся всего несколько тысяч. Узнать их можно по абсолютной непригодности к эмоциональному и ментальному обучению и культуре.
3. Души, начинающие интеграцию и живые в эмоциональном и психическом смысле. Животная природа у них, разумеется, не спит, и природа желания становится безудержной. Небольшое число таких людей есть во всех расах и особенно среди негров, ибо в этой расе большое количество тех, кто проходит сегодня относительно детскую стадию. Это детские души, и, хотя ментальная оснащённость у них есть и некоторых можно научить ею пользоваться, их жизненный акцент сосредоточен исключительно на физической активности, которая мотивируется желанием того или иного удовлетворения, поверхностно «хотящей натурой» или природой желания, ориентированной почти исключительно на 205] физическую жизнь. Такие души являют собой современное соответствие древним лемурийским культурам.
4. Души прежде всего эмоциональные. Их умственная природа не сильна и задействуется крайне редко, а физическое тело постепенно переходит в сферу подсознательного. Таких душ миллионы в каждой расе и нации. Их можно считать современными атлантами.
5. Души, которые можно отнести к разумным человеческим существам, способным – если они обучены – к ментальной деятельности и при необходимости демонстрирующие свою способность мыслить. Тем не менее, преимущественно они всё ещё эмоциональны. В настоящее время это основная масса человечества. Это средние граждане нашего современного мира – добрые, благонамеренные, способные к интенсивной эмоциональной активности, с чуть ли не переразвитой природой чувств, метающиеся между умственной и чувственной жизнью. Они раскачиваются между полюсами опыта. Жизнь их протекает в астральной суматохе, но у них бывают неуклонно удлиняющиеся периоды, когда вдруг заявляет о себе ум и принимает при необходимости важные решения. Это приятные, добрые люди, которые, тем не менее, находятся в основном во власти массового сознания, поскольку относительно бездумны. Они с легкостью подчиняются регламентации и стандартизации ортодоксальных религий и правительств 206] и являются «овцами» семьи человечества.
6. Мыслящие души, которые являются умами. Число их постоянно растёт, и они становятся всё сильнее по мере того как наши образовательные системы и научные открытия приносят результаты и расширяют человеческую осведомлённость. Это сливки человеческого семейства, люди, преуспевающие в какой-либо сфере человеческой жизни. Сюда относятся писатели, художники, мыслители в различных областях человеческого знания и устремлений, политики, религиозные лидеры, учёные, искусные мастера, ремесленники и все те, кто, хотя и находится в передовых рядах, всё же воспринимает идеи и предложения со стороны и работает под их влиянием ради высшего блага человечества. Это стремящиеся мира и те, чьё сознание уже начинает вмещать идеал служения.
7. Души, развившие такую осведомлённость на физическом плане, которая позволяет им вступить на Путь Испытаний. Это мистики, сознающие двойственность и разрывающиеся между парами противоположностей, но не способные успокоиться, пока не поляризуются в душе. Это тонко чувствующие, борющиеся люди, жаждущие покончить с несостоятельностью и условиями существования сегодняшнего мира. Они обладают живой и активной умственной природой, но пока не в состоянии контролировать её как должно, и высшее просветление остаётся для них радостной надеждой и конечной возможностью.
207]
8. Души, интеллект и природа любви которых пробуждены и интегрированы настолько, что это позволяет им вступить уже на Путь Ученичества. Сегодня это практические мистики или оккультисты.
9. Души, посвящённые в тайны царства Божьего. Это души, которые не только осведомлены о своих проводниках выражения, об интегрированной личности, и сознают самих себя как душу, но и знают вне всяких сомнений, что нельзя сказать «моя душа или твоя душа», что есть просто «Душа». Для них это не просто ментальная установка или ощущение реального положения вещей, а факт их собственного сознания.
10 Души, вышедшие из любых ограничений природы формы и вечно живущие в сознании Единой Души, не отождествлённые со стремлениями жизни в форме, как бы высоко развита она ни была. Они могут пользоваться и пользуются формой по собственной воле для общего блага. Это Учителя Жизни, совершенные адепты.
Говорить об этом более подробно не имеет смысла, разве лишь кто-то сделает собственные умозаключения. Но детальный анализ ни к чему не приведёт из-за ограниченности человеческих умов. Мы сделали лишь широкое обобщение, и на самом деле эти признаки причудливо смешиваются друг с другом. Существует огромное множество промежуточных типов, и наш анализ послужит опорой для дальнейших построений.
208]
7. Исследуя развитие расы в настоящее время, можно изучать типы и качества душ и аппарат отклика, которым они должны пользоваться, а также природу механизма контакта, созданного ими для жизни в том мире, каким мы его знаем. На стыке науки и религии рождается самая молодая из наук, та, которую мы называем психологией. Время для неё уже пришло.
8. Все эти проявляющиеся души выходят в определённые периоды своего циклического выражения из некого Источника. Для современного мыслителя это чисто умозрительное утверждение, вероятно даже никчемное; даже если оно интересно, то относится, скорее всего, к области фантазии. Позволю себе заявить, что для оккультиста все выше приведённые положения составляют точную, проверенную науку и представлены в символическом виде для лучшего осмысления умом. Эзотеристам и теософам надо помнить об этом и понимать, что приводимые ими классификации, их утверждения и высказывания в русле оккультного учения, их слова о времени и месте носят в основном символический характер и именно так и должны рассматриваться.
9. Процесс, в ходе которого сходятся и сливаются природа души и природа формы, называется индивидуализацией.
1. Индивидуализация – это движение души вовне через посредство формы, благодаря которой становится возможным выражение в трёх мирах.
2. Посвящение – это процесс, в результате которого душа, исчерпавшая ресурсы формальной жизни и достигшая 209] мастерства и выражения, возвращается к своему источнику. Для этого ей нужно пройти пять этапов, или шагов, или посвящений, которые во внутренней жизни души соответствуют пяти этапам выражения в чисто человеческих расах, начиная с лемурийской и далее через атлантическую, арийскую и две последние расы на планете в нынешнем мировом цикле.
В связи с индивидуализацией следует учитывать следующие факты:
1. В лунной цепи она имела место в пятой расе третьего круга.
2. В лемурийскую эпоху индивидуализация происходила, потому что наступил период третьей коренной расы и четвёртого круга.
3. В Атлантиде открылась дверь посвящения, и ускоренное посвящение стало задачей лучших представителей семьи человечества. Те, кто могли или может стать посвящёнными таким образом, суть «вечно излучающие светильники». В лемурийскую эпоху это были «вечно горящие светильники».
4. В нынешней расе мы говорим о «вечно сияющих светильниках». Это индивидуализация типов людей шестой расы, которые пришли во втором круге.
Помните, что души, воплотившиеся в древней Атлантиде, прошли индивидуализацию в той цепи, которая называется лунной. Тот период раскрытия закончился настолько раньше начала земного, что мы ничего о нём не знаем. Эти Эго индивидуализировались вообще не на нашей 210] Земле и вступили в наш эволюционный цикл сразу как человеческие существа – более низкого порядка в сравнении с самыми малоразвитыми представителям теперешнего человечества, но более высокого порядка в сравнении с теми Эго, которые индивидуализировались в древней Лемурии.
Интересно отметить, что Христос был первым представителем земного человечества, достигшим конечной цели, а Будда был последним представителем человечества лунной цепи сделавшим это. Что касается развития обоих сынов Божьих, то Христос развивался столь стремительно, что в атлантические времена Он, как и Будда, оказался на Пути Испытаний. Будда, придя в воплощение с лунной цепи (а до того пребывавший в состоянии, которое в оккультном учении называется «пралайей»), вступил на Путь Испытаний чуть раньше Своего Брата Христа. С точки зрения эволюции быстрое развитие Христа было совершенно беспрецедентным. Второго такого случая никогда не было, хотя сегодня на планете живут люди, которые начинают развиваться так же быстро сейчас (но не раньше, ибо позади у них медленное индивидуальное развитие, ускоряющееся только теперь). Однако это совершенно иное ускорение, поскольку многие сегодняшние ученики пришли в нынешнюю земную эволюцию с лунной цепи, где многое уже было раскрыто. Своего нынешнего уровня они достигли не с уровня лемурийской эпохи, как Христос. В этом смысле Он уникален и стоит особняком.
Как и зачем Эго приходят в нашу планетарную эволюцию после предыдущих циклов и с других планетарных систем – предмет в высшей степени интересный, но для изучающих трактат несущественный, и мы не будем к нему обращаться. Эта умозрительная тема, ни подтвердить, ни проверить которую читатели не в состоянии. Им не с чем сравнивать, а самостоятельно решить, что здесь важно, 211] они не в состоянии. Можно лишь сказать, что три главных монадических типа появились либо с лунной цепи, либо на лемурийской стадии индивидуализации, и что они во многом определяют происходящее сегодня. Всё, что можно сделать, это сообщить некоторые сведения, способные пролить свет на наш предмет и несколько развить основную мысль, но которые нельзя ни проверить, ни принять иначе как в порядке умозаключения или возможности. Во всём этом учащийся сможет разобраться позднее, когда у него будет больше знаний и способностей, чем сейчас, и они будут адекватны такой задаче.
Хорошо известно, что эти три главных типа суть воля, или могущество, любовь-мудрость и активный ум. И в связи с ними нам надо запомнить следующее:
1. Среди всех видов Эго, которые индивидуализировались в лунной цепи, Эго активного ума составляли 75%, а остальные 25% делили между собой два других вида.
2. В лемурийские времена преобладали Эго любви-мудрости, составлявшие 75%, тогда как остальными 25% были Эго активного ума. Очень немногие, практически самое незначительно число, индивидуализировались по линии могущества, или воли.
3. Огромный наплыв индивидуализирующихся Эго произошёл в начале атлантической эпохи, и практически все они относились к типу воли-могущества. Можно утверждать, что 80% тех, кто вошёл в то время в человеческую эволюцию, составляли Эго, выражающие волевой аспект божества, остальные же 20% принадлежали линии любви-мудрости.
Все они, вместе с теми Эго, которые индивидуализировались в лунной цепи и которые постоянно вплоть до последних этапов атлантического периода воплощались, когда им подходили планетарные условия, 212] и составляют основную массу современного человечества наряду с теми редкими Эго, которые приходят в нашу планетарную эволюцию по тем или иным причинам и которые так никогда и не могут полностью приспособиться и вписаться в нашу планетарную жизнь. Они неизменно остаются отклонением от нормы.
В недалёком будущем произойдут два важных события. Будет открыта дверь для редких, особенных душ, которые внесут в мировую цивилизацию новые аспекты и редкие новые качества Божества, но это будет дверь только для таких типов, а не для обычной индивидуализации. Эти редкие, нежданные типы вызовут немалое замешательство у психологов. Надо отметить, что индивидуализация – это кризис, а не раскрытие. Это очень важно и должно учитываться при разборе нашего трудного предмета. Индивидуализация является результатом развития, но такое развитие не обязательно должно вести к этому кризису. Причины подобного кризиса в жизни душ пока скрыты в сознании планетарного Логоса и открываются лишь при посвящении. У планетарного Логоса есть такие качества и свойства, которые пока непостижимы для нас.
Когда животное царство в целом, а не только отдельные его виды, достигло некой стадии развития, в планетарную жизнь мощным потоком хлынула энергия всех семи Лучей одновременно. Это крайне редкое явление, и небывалая стимуляция, которую ощутили тогда чувствительные формы жизни (а самыми чувствительными из них были животные), привела к возникновению новой формы: формы младенческого человечества. Именно реакция этого царства, выразившая через обитающую внутри него жизнь, животную Сущность (являющую собой насыщающую Жизнь этого царства природы), и стала причиной индивидуализации более продвинутого животного человека того времени.
Встречающиеся в оккультных книгах утверждения о том, что собаки и некоторые другие виды 213] животных отозвались на божественный импульс активностью воли или любви, могут пониматься только символически, но не отражают действительного положения вещей, как думают многие ярые оккультисты. В те отдаленные времена таких специфических форм жизни попросту не было, особенно в лунной цепи. Рассуждения о видах и типах недопустимы и будут напрасной тратой времени. В действительности имела место реакция всего животного царства на поступление трёх главных типов энергии, которые получили выражение через семь обычных типов и тем самым вызывали отклик тех форм жизни, которые получали эту энергию через три главных центра – сердечный, головной и горловой – Сущности, являвшейся насыщающей жизнью этого царства. Последовавший за тем потрясающий подъём и скачок в отклике вызвал появление нового царства.
Творческий акт всегда является результатом вдохновения, за которое формальная сторона хватается, распознаёт его суть и развивает и которое понимается и поощряется мозгом и сердцем человека. Так творится новое. Это не касается инстинктивного творческого акта физического тела. Так, вследствие отклика на вдохновение, возникло животное царство. Сначала произошло излияние энергии, стимулирующей и вдохновляющей, которое было затем распознано отзывающейся формой, начавшей в результате соответствующую активность, которая и привела к появлению того, чего прежде не было. Так возникло новое царство природы.
Сегодня в мире то же самое происходит вновь. Вливается духовная энергия, живительная, трансформирующая и делающая человечество творцом. Становится возможной посвятительная работа, и на Земле может появиться новое, более высокое царство. Но, как и прежде, всё это происходит благодаря поступлению по семи каналам тройной энергии. Мощь этих 214] сил стоит за разрушениями нашего времени, но новое царство природы обязательно родится.
С психологической точки зрения суть излагаемого интересна не историчностью фактов, а появлением сегодня повсюду на земле людей более высокого типа. Эго воли в силу естественных причин сравнительно мало; Эго любви становится всё больше; а Эго ума распространены широко. Между Эго любви и Эго ума сейчас устанавливается баланс, и вместе они должны положить и положат начало новой цивилизации, которая станет почвой, на которой на Земле взрастёт царство Божие. Становление этого царства станет результатом такой же материализации внутренней реальности, как и материализация любого незримого фактора, скажем, зародыша, развивающегося в человеческом теле. Эта материализация и взращивание зародышевого царства уже медленно происходит.