Культура убеждения и спора
4.1Что такое агонология?Прочитайте отрывок из романа А.И. Солженицына «В круге первом» и ответьте на вопросы.
Лицо Сологдина, собранное, худощавое, со светлой курчавящейся бородкой и короткими светлыми усами чем-то напоминало лик Александра Невского.
- Как относиться к трудностям? – вещал он. – В области неведомого надо рассматривать трудности как скрытый клад! Обычно: чем труднее, тем полезнее. Не так ценно, если трудности возникают от твоей борьбы с самим собой. Но когда трудности исходят от увеличившегося сопротивления предмета – это прекрасно!! – Словно розовая заря промелькнула по разрумяненному лицу Александра Невского, неся в себе отблеск прекрасных, как солнце, трудностей. – Самый благодарный путь исследования: наибольшее внешнее сопротивление при наименьшем внутреннем. Неудачи следует рассматривать как необходимость дальнейшего приложения усилий и сгущения воли. А если усилия уже были приложены значительные – тем радостней неудачи! Это значит, что наш лом ударил в железный ящик клада!! И преодоление увеличенных трудностей тем более ценно, что в неудачах происходит рост исполнителя, соразмерный встреченной трудности!
■ Какие основные положения агонологии излагает герой Солженицына?
■ Какие ценные качества борьбы отмечены в отрывке?
■ Согласны ли вы с точкой зрения персонажа? Аргументируйте ответ.
4.2 Русский писатель-символист Д.С. Мережковский устами Леонардо да Винчи советовал художнику: «Терпеливо выслушивай мнения всех о твоей картине, взвешивай и рассуждай, правы ли те, кто укоряет тебя и находят ошибки; если да – исправь, если нет – сделай вид, что не слышал, и только людям, достойным внимания, доказывай, что они ошибаются. Суждение врага нередко правдивее и полезнее, чем суждение друга. Ненависть в людях почти всегда глубже любви. Взор ненавидящего проницательнее взора любящего. Истинный друг всё равно, что ты сам. Враг не похож на тебя, - вот в чем сила его. Ненависть освещает многое, скрытое от любви. Помни это и не презирай хулы врагов».
■ Почему враг проницательнее друга?
■ Почему надо слушать врага и опасно его презирать, недооценивать?
■ Какую роль играют враги и ситуация творческой дисгармонии в совершенствовании нашей деятельности?
4.3Сравните следующие определения спора, предложенные филологами и философами и ответьте на вопросы.
Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.
Спор – духовное соревнование сторонников и противников какой-либо идеи, вопроса, состязание умственное, имеющее претензией либо доказать истину, либо одержать победу, либо преследующее материальные выгоды.
Спором называют доказательство чего-либо, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свое понимание обсуждаемого вопроса и опровергает мнение противника.
Спор – словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает свое.
■ Что отличает спор от других речевых событий?
■ Найдите общее и различное в предложенных определениях.
■ Какие черты спора как особого речевого события выделяются в каждом из определений?
■ Какое из этих определений кажется вам наиболее удачным? Почему?
■ Вспомните правила дефиниции и попытайтесь вывести свое определение спора.
4.4Прочитайтеследующие высказыванияфилософов и ответьте на вопросы.
Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее.
И. Гете
Умных людей спор сближает, а глупых – ссорит.
И. Шевелев
■ Почему умные люди спорят, а глупые – ссорятся?
■ Как эти изречения соотносятся с основными психологическими принципами ведения конструктивного спора?
4.5 Каковы логические правила ведения конструктивного спора? Прочитайте отрывок из романа А.И. Солженицына «В круге первом» и ответьте на вопросы.
Тише и мягче Сологдин увещевал:
- Настоящий спор, говорю тебе из лагерного опыта, производится как поединок. По согласию выбираем посредника – хоть Глеба сейчас позовем. Берем лист бумаги, делим его отвесной чертой пополам. Наверху, через весь лист, пишем содержание спора. Затем, каждый на своей половине, предельно ясно и кратко, выражает свою точку зрения на поставленный вопрос. Чтобы не было случайной ошибки в подборе слова – время на эту запись не ограничивается
- Ты из меня дурака делаешь, - полусонно возразил Рубин, опуская сморщенные веки. Лицо его над бородой выражало глубочайшую усталость. – Что ж мы, до утра будем спорить?
- Напротив! – весело воскликнул Сологдин, блестя глазами. – В этом-то и замечательность подлинного мужского спора! Пустые словопрения и сотрясения воздуха могут тянуться неделями. А спор на бумаге иногда кончается в десять минут: сразу же становится очевидно, что противники или говорят о совершенно разных вещах или ни в чем не расходятся. Когда же выявляется смысл продолжать спор – начинают поочередно записывать доводы на своих половинках листа. Как в поединке: удар! – ответ! – выстрел! – выстрел! И вот: невозможность увиливать, отказываться от употребленных выражений, подменять слова словами – приводит к тому, что в две-три записи явно проступает победа одного и поражение другого.
■ С чем сравнивает спор герой Солженицына? Обоснованно ли такое сравнение? Мотивируйте ответ.
■ Какие преимущества видит персонаж в письменном изложении спора?
■ Каких распространенных логических ошибок и психологических уловок помогает избежать письменное оформление спора?
■ Можно ли использовать предложенный Сологдиным прием при подготовке к дискуссии? Каким образом письменная схема предстоящего спора поможет вам оптимизировать процесс подготовки?
4.6 Обратите внимание на характеристику «подлинный мужской спор» (задание4.5), прочитайте высказывание героя Тургенева Африкана Семеновича Пигасова и ответьте на вопросы.
- Кто говорит! И я ошибаюсь; мужчина тоже может ошибаться. Но, знаете ли, какая разница между ошибкою нашего брата и ошибкою женщины? Вот какая: мужчина может, например, сказать, что дважды два – не четыре, а пять или три с половиною; а женщина скажет, что дважды два – стеариновая свечка.
■ В чем, по мнению литературных персонажей, разница между мужской и женской логикой, мужским и женским спором?
■ Отличаются ли, на ваш взгляд, мужская и женская модели ведения спора?
Аргументируйте ответ.
■ Почему женщина традиционно считается неудобным и нежелательным противником в споре? Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте ответ.
4.7 Что такое «женский» аргумент? Прочитайте отрывок из романа Марти Ларни «Четвертый позвонок» и ответьте на вопросы.
Затем явилась некая светловолосая Мэрилин, которая сразу же стала бить на патриотические чувства Исаака:
- Вы знаете, что в Корее идет война? – начала женщина.
- Действительно, я кое-что слышал об этом, - ответил Исаак, загораживая дверь ногою, чтобы Мэрилин не могла ворваться в квартиру.
- И вы слышали, что в Корее гибнут ежедневно миллионы американских парней?
- Этого я не слышал…
- И что каждый день оттуда прибывают миллионы инвалидов?
- Что-то уж больно много.
- Вы хотите, чтобы так продолжалось и впредь?
- Ни в коем случае. Боже сохрани!
- Хорошо, тогда пожертвуйте столько долларов, сколько вы в состоянии дать.
- Для какой цели?
- На развлечения для наших солдат. Из Голливуда в Корею направляется большая труппа кинозвезд – показывать солдатам ревю. А вы же знаете, что стоят звезды.
■ Выделите в диалоге «женский» аргумент. Работает ли эта уловка в данной речевой ситуации? Аргументируйте ответ.
■ Какова истинная цель сбора пожертвований?
■ Почему девушка, собирающая деньги для раненых, вынуждена прибегнуть к уловке?
4.8 Прочитайте анекдот и ответьте на вопросы.
Если дипломат говорит «да», это значит «возможно». Если дипломат говорит «возможно», это значит «нет». Если дипломат говорит «нет» - ну какой же он дипломат!
Если девушка говорит «нет», это значит «возможно». Если девушка говорит «возможно», это значит «да». Если девушка говорит «да» - ну какая же она девушка!
■ Какие профессиональные и гендерные особенности ведения беседы тонко подмечены в анекдоте?
■ Существуют ли в вашей профессии свои особенности ведения дискуссии? Охарактеризуйте их.
4.9 Некоторые авторы используют логические и психологические ошибки и уловки в качестве художественных приемов. Прочитайте отрывки из художественных произведений и найдите ошибки в речевом поведении персонажей.
1. – Самая настоящая змея – вот ты кто! Ты мне еще скажешь, что ни разу не пробовала яиц.
– Нет, почему же, пробовала, - отвечала Алиса… - Девочки, знаете, тоже едят яйца.
– Не может быть, - сказала Горлица. – Но, если это так, тогда они тоже змеи! Больше мне нечего сказать.
(Л. Кэррол. Алиса в стране чудес.)
2. – С позволения Вашего Величества, - сказал Валет, - я этого письма не писал, и они этого не докажут. Там нет подписи.
– Тем хуже, - сказал Король. – Значит, ты что-то дурное задумал, а не то подписался бы, как все честные люди.
(Л. Кэррол. Алиса в стране чудес)
3. – Я же говорил: нельзя их <часы> смазывать сливочным маслом! – прибавил он <Болванщик> сердито, поворачиваясь к Мартовскому Зайцу.
– Масло было самое свежее, - робко возразил Заяц.
(Л.Кэррол. Алиса в стране чудес.)
4. Она: Улитка и черепаха - это одно и то же.
Он: Да нет же, это разные животные.
Она: Сам ты животное. Дурак.
Он: От дуры слышу.
(Ионеско. Бред вдвоем)
5. Она: Улитка и черепаха – это одно и то же.
Он: Нет, не одно и то же.
Она: Нет, одно.
Он: Да тебе любой скажет.
Она: Кто – любой? У черепахи есть панцирь? Отвечай.
Он: Ну?
Она: У улитки есть раковина?
Он: Ну?
Она: Разве улитка и черепаха не прячутся в свой домик?
Он: Ну?
Она: Разве улитка, как и черепаха, не медлительна? Разве она не покрыта слизью? Разве у неё не короткое туловище? Разве это не маленькая рептилия?
Он: Ну?
Она: Вот я и доказала… В самом крайнем случае это два подвида. Но все равно это один вид, один вид.
Он: Вид у тебя идиотский.
Она: Что ты говоришь?
Он: Что мы с тобой принадлежим к разным видам.
Она: Заметил, наконец.
(Ионеско. Бред вдвоем.)
4.10 Чтобы составить представление о классической эристике, прочитайте один их диалогов Платона («Кратил», «Горгий» и др.). Попытайтесь проанализировать его по следующим пунктам.
1. Выделите тезис и антитезис.
2. Выделите аргументы и контраргументы.
3. Проследите логическую связь между тезисом и аргументами в защиту тезиса в обеих точках зрения.
4. Чья позиция вас убедила? Почему?
5. Сравните классический спор с любым современным спором (на телеэкране, в быту, на диспуте, в ходе научной дискуссии). В чью пользу оказалось сравнение? Почему?