Понятие и основные формы направленности личности
Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных подходах эта характеристика раскрывается по-разному, но во всех концепциях направленность так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности, т.е. направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания.
Направленность личности – это интегральное образование личности, под которым понимают систему побуждений, обеспечивающую активность и избирательность отношений к деятельности.
Направленность включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.
Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в котором выражаются влечения, желания, стремления, потребности, мотивы, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение и идеалы личности.
Влечение –
наиболее примитивная биологическая форма направленности.
Влечение – это состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях.
В ряду инстинктивных, органических влечений установлена следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности: 1) ориентировочные реакции, 2) сексуальное влечение, 3) голод (пищевое влечение), 4) жажда, 5) влечение материнства.
Желание –
осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне конкретному, определенному и представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий.
Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.), 2) естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания), 3) желания ни естественные, ни необходимые.
Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны — они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения.
Желание связано состремлением — повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания. Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.
Потребность
– это испытываемая субъектом нужда в объектах, необходимых для его существования. Потребность является источником активности и развития личности.
Классификация потребностей:
биологические – лежащие в основе жизнедеятельности;
социальные – в общении, в труде, в признании, в принадлежности к определенной группе;
материальные – в одежде, жилище и т.д.;
духовные – в познании себя и окружающей среды, в эстетических наслаждениях и творчестве.
духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.
Мотив
–это осознанная причина активности человека, направленной на достижение цели.
Мотивы – это мысли, стремления, чувства человека, которые связаны с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие его к той или иной деятельности.
Мотив – это сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности.
Понятие «мотив» необходимо отличать от понятия «мотивация». «Мотивация» - это более широкое понятие, чем мотив.
Мотивация
– это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?».
Мотивация поведения представляет собой совокупность стойких взаимодействующих мотивов.
Интерес
– это проявление познавательной потребности, избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности.
Приобретая действенный характер, оказывая влияние на процесс и результат деятельности, интерес может стать склонностью к определенному виду занятий или быть ее показателем.
Необходимым признаком интереса является устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту, который становится интересным для личности прежде всего потому, что он тесно" связан с ее мыслями, чувствами, потребностями, ценностными ориентациями.
Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным выдам деятельности.
Склонность возникает при включении в интерес волевого компонента.
Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности.
Намерение – это сознательное стремление или решение завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Таким образом, в намерении отражены цель и средства, с помощью которых человек собирается ее достичь.
Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.