Понятие и основные формы направленности личности

Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных подходах эта характеристика раскрывается по-разному, но во всех концепциях направленность так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности, т.е. направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания.

Направленность личности – это интегральное обра­зование личности, под которым понимают систему побуждений, обеспечивающую активность и избирательность отношений к деятельности.

Направленность включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в ко­тором выражаются влечения, желания, стремления, потребности, мотивы, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение и идеалы личности.

Влечение –

наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Влечение – это состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Влечения могут быть естествен­ными и сформированными в социальных условиях.

В ряду инстинктивных, органических влечений установле­на следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности: 1) ориентировочные реакции, 2) сексуаль­ное влечение, 3) голод (пищевое влечение), 4) жажда, 5) влече­ние материнства.

Желание –

осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне конкретному, определенному и представляет собой определенный этап выз­ревания потребности, соотнесение ее с целью и планом дей­ствий.

Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.), 2) естественные, но не необходи­мые (например, сексуальные желания), 3) желания ни есте­ственные, ни необходимые.

Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаж­дой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны — они могут быть гипертрофирован­ными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения.

Желание связано состремлением — повы­шенным эмоциональным тяготением к объекту желания. Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

Потребность

– это испытываемая субъектом нужда в объектах, необходимых для его существования. Потребность является источником активности и развития личности.

Классификация потребностей:

биологические – лежащие в основе жизнедеятельности;

социальные – в общении, в труде, в признании, в принадлежности к определенной группе;

материальные – в одежде, жилище и т.д.;

духовные – в познании себя и окружающей среды, в эстетических наслаждениях и творчестве.

духов­ные, связанные с общественным существованием человека: потребнос­ти в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приоб­ретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.

Мотив

–это осознанная причина активности человека, направленной на достижение цели.

Мотивы – это мысли, стремления, чувства человека, которые связаны с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие его к той или иной деятельности.

Мотив – это сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности.

Понятие «мотив» необходимо отличать от понятия «мотивация». «Мотивация» - это более широкое понятие, чем мотив.

Мотивация

– это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?».

Мотивация поведения представляет собой совокупность стойких взаимодействующих мотивов.

Интерес

– это проявление познавательной потребности, избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоцио­нальной привлекательности.

Приобретая действенный характер, оказывая влияние на процесс и результат деятельности, интерес может стать склонностью к определенному виду занятий или быть ее показателем.

Необходимым признаком интереса является устойчи­вое положительное эмоциональное отношение личности к объекту, который становится интересным для личности прежде всего потому, что он тесно" связан с ее мыслями, чувствами, потребностями, ценностными ориентациями.

Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную на­правленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным выдам деятельности.

Склонность возникает при включении в интерес волевого компонента.

Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности.

Намерение – это сознательное стремление или решение завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Таким образом, в намерении отражены цель и средства, с помощью которых человек собирается ее достичь.

Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убежде­ний, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.

Наши рекомендации