Цветовой круг. Цветовое пространство
О.Ю.Жукова. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ В ОФОРМЛЕНИИ КАРТ (текст лекций)
В оформлении карт используются три изобразительных средства: цвет, линия и светотень. Им соответствуют три изобразительных приёма: фоновое, штриховое и светотеневое оформление карт.
Качество карты характеризуется многими её свойствами, одним из которых является выразительность цветового оформления.
При проектировании цветового оформления карты должны выполняться два основных требования:
- высокая степень читаемости;
- гармоничное сочетание цветов.
Для выполнения первого требования необходимы знания закономерностей цветового контраста, для выполнения второго требования необходимы знания закономерностей цветовой гармонии. Эти закономерности обоснованы в науке о цвете – цветоведении.
В проектировании цветового оформления карты научный подход, основанный на учении о цвете, соединяется с творческим процессом.
Роль цвета на карте
Цвет на карте играет роль условного обозначения, при этом в проектировании цветового оформления карты широко используются ассоциативные свойства цвета.
Цвет улучшает читаемость картографических условных знаков на фоне карты.
Цвет обеспечивает выполнение принципа многоплановости изображения, когда в зависимости от значимости объекта, изображаемого условным знаком на карте, он должен читаться на первом, или втором плане. Большая роль в достижении этого принадлежит цветовому контрасту.
Цвет повышает эстетическую ценность карты. Для обеспечения эстетической ценности карты при проектировании её цветового оформления необходимо руководствоваться принципами цветовой гармонии.
Физическая природа цвета
Ощущения различных цветов вызываются световыми излучениями или просто светом. Свет - это видимое излучение, то есть электромагнитные волны в интервале частот от 380 нм /нанометров/ до 760 нм, воспринимаемые человеческим глазом. Естественным источником света является Солнце. Существуют также искусственные источники света.
Естественный свет может быть разложен в спектр. Впервые опыт по получению спектра произвел Исаак Ньютон (1643–1727). В 1676 году он с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет в цветовой спектр.
Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. Ньютон выделил семь основных цветов в спектре по аналогии с семью музыкальными тонами, но его попытка найти соответствие между цветом, и звуком оказалась несостоятельной. Выделяют также три основные зоны спектра - красную, зеленую и синюю.
Световое излучение определенной длины волны называется монохроматическим. Спектр содержит излучения с длинами волн от 380 нм до 760 нм.
Границы участков спектра семи цветов в нанометрах:
красный 760 - 650 голубой 490 - 460
оранжевый 650 – 590 синий 460 - 440
жёлтый 590 – 540 фиолетовый 440 - 380
зелёный 540 - 490
Цвет – это зрительное ощущение, которое возникает у человека в результате воздействия на глаз излучений разной длины волны. Цвет – это один из признаков видимых нами предметов.
Цветные поверхности, освещаемые источниками света, часть лучей поглощают, а часть - отражают. Предмет черного цвета все световые излучения поглощает, а предмет белого цвета – отражает. Если, например, отражаются красные лучи, а остальные поглощаются, мы видим предмет красного цвета.
Восприятие цвета предметов определяется следующими факторами: спектральным составом излучения источника света, коэффициентом отражения поверхности и особенностями зрения.
Цветовое зрение
Свет проникает через внешнюю оболочку глаза в отверстие зрачка, который расширяется при слабом освещении и сужается при ярком свете. За зрачковым отверстием имеется хрусталик, который меняет свою кривизну при рассматривании близкого и далекого предмета, поэтому изображение предмета всегда получается на внутренней оболочке глаза - сетчатке. В сетчатке содержатся нервные окончания: светоощущающие палочки и цветоощущающие колбочки, которые соединяются в зрительный нерв, передающий раздражение в мозг, благодаря чему мы воспринимаем цветной зрительный образ предмета.
Чувствительность глаза к излучениям различных длин волн называется спектральной чувствительностью. Это одна из важнейших характеристик зрения.
Палочки и колбочки обладают различной чувствительностью к излучениям разных длин волн. Так называемая кривая видности показывает, что днем глаз наиболее чувствителен к желто-зеленому цвету. При ночном освещении максимум чувствительности глаза приходится на сине-голубой цвет, поэтому в сумерках наблюдается эффект Пуркинье: синие предметы кажутся светлее красных.
Теория трехкомпонентного цветового зрения Юнга-Гельмгольца утверждает, что существует три вида цветоощущащих нервных клеток: красно-, зелено- и синеощущающие, которые называют КЗС - приемниками. При восприятии красного цвета возбуждаются красноощущающие нервные клетки-колбочки, при восприятии зеленого - зеленоощущающие, а при восприятий синего - синеощущащие. Зрительное ощущение того или иного цвета возникает как результат сочетаний возбуждения КЗС - приемников.
Существуют люди с частичным или полным нарушением цветового зрения. Частичная цветовая слепота на различение синего и желтого или на различение красного и зеленого связана с нарушением деятельности одного из тpex видов цветоощущающих колбочек. При полной цветовой слепоте наблюдатель способен различать только черный, белый и серый цвета. Для людей с нарушением цветового зрения невозможны профессии, связанные с выбором и различением цветов. Дефекты цветового зрения выявляются при проведении тестов с использованием наборов цветных образцов.
Характеристики цвета
Цвета разделяются на две группы: ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета: белый, черный и серый. Хроматические цвета – это цвета спектра или цветового круга.
Чтобы охарактеризовать любой хроматический цвет, используют три характеристики: цветовой тон, светлоту и насыщенность. Это зрительно ощущаемые и субъективно воспринимаемые признаки цвета.
Цветовой тон - свойство зрительного ощущения, обозначаемое словами: красный, синий, зеленый, желтый и т.д.
Человек способен различать по цветовому тону около 180 цветовых тонов.
Чтобы количественно выразить цветовой тон, определяют количественную характеристику цвета - доминирующую длину волны () монохроматического излучения, используя графические и расчетные методы.
Светлота - свойство зрительного ощущения, обозначаемое словами: светлый, темный. Предельные значения светлоты ахроматических цветов - черный и белый. Ахроматические цвета различаются только по одной характеристике – светлоте.
Эталоном белого цвета является пластинка, покрытая слоем бария. Рядом с этой пластинкой любой белый цвет кажется серым.
Сравнивая предметы по цвету, можно визуально оценить, какой из них светлее. Например, в спектре самый светлый цвет – желтый. Цвет освещенных участков объемного тела кажется светлее, чем цвет участков, находящихся в тени. Ткань в складках кажется темнее.
Различия по светлоте можно характеризовать числом порогов, но поскольку неудобно использовать эту величину в расчетах, то для количественного выражения светлоты ей ставят в соответствие объективно измеряемую количественную характеристику цвета - яркость (В).
Насыщенность - свойство зрительного ощущения, позволяющее оценить пропорцию чистого хроматического цвета в общем цветовом ощущении. Насыщенность характеризует долю хроматического цвета в смеси с любым ахроматическим. Она характеризует степень выраженности, интенсивности цветового тона.
Чем больше доля спектрального цвета в смеси с белым, тем больше выражен цветовой тон. Иными словами, увеличивая количество красящего вещества в водном растворе, то есть насыщая раствор, мы увеличиваем насыщенность. Но при этом уменьшается светлота цвета.
Можно изменять насыщенность цвета, не изменяя светлоты: если смешать хроматический цвет с ахроматическим серым цветом одинаковой светлоты, то чем больше в смеси будет ахроматического цвета и меньше хроматического, тем меньше будет насыщенность получаемых цветов, а их светлота изменяться не будет. Таким образом, чтобы уменьшить насыщенность цвета, надо добавить серую краску.
Насыщенные цвета мы обычно называем яркими, хотя яркость, о которой упоминалось выше, не относится к насыщенности. Для количественного выражения насыщенности измеряют количественную характеристику цвета – чистоту (Р). Чистота цвета выражается в процентах. Чистота, спектральных цветов равна 100%. Чистота белого цвета и всех ахроматических цветов равна 0%.
Иногда, для того, чтобы охарактеризовать цвет, используют термин "цветность", обозначающий признак цвета, который объединяет две характеристики: цветовой тон и насыщенность. Наибольшую цветность имеют спектральные цвета.
Цветовые шкалы (ряды)
В оформлении карт часто применяются цветовые шкалы. Цвет ступеней этих шкал может изменяться по цветовому тону, светлоте и насыщенности.
Цветовые шкалы или ряды, цвета которых изменяются только по одной из трех характеристик цвета, называются однородными.
Ряд сгущения окраски одного из хроматических цветов не является однородным, так как в нём цвета ступеней изменяются по двум характеристикам: насыщенности и светлоте. При сгущении окраски хроматического цвета насыщенность увеличивается, а светлота уменьшается. Такие цветовые ряды называются сложными).
При построении цветовых рядов большое значение имеет психофизический закон Вебера-Фехнера: чтобы ощущения изменялись в арифметической прогрессии, раздражения должны изменяться в геометрической прогрессии. Цветовой ряд, окрашенный в геометрической прогрессии, воспринимается равноступенным, и ступени его хорошо различаются, в то время как ступени ряда, окрашенного в арифметической прогрессии, плохо различаются между собой, причем хуже всего они различаются на темном конце шкалы.
Цветовой круг. Цветовое пространство
Цветовой круг впервые был выполнен Ньютоном, который замкнул спектр в круг из 7-ми цветов спектра. В XIX веке немецкий математик Г.Грассман (1809 - 1877гг.) добавил к кругу Ньютона пурпурный цвет которого в спектре нет.
Немецкий физик Вильгельм Оствальд (1853–1932), развивая идею Грассмана, предложил двенадцатиступенный цветовой круг.
Немецкий поэт Гёте (1749–1832) занимался исследованиями по цветоведению и в 1793 году предложил свой шестиступенный цветовой круг, в котором отсутствует пурпурный цвет, а цвета, расположенные друг против друга контрастны.
Цветовой круг Иоханеса Иттена похож на круг Гёте, но имеет в два раза больше ступеней. Это двенадцатиступенный цветовой круг, основные цвета которого — жёлтый, красный и синий. Последовательность цветов имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.
Восприятие цвета предметов определяется тремя характеристиками, то есть оно трехмерно. Все многообразие цветов может быть представлено в психологическом цветовом пространстве восприятия цвета.
В геометрической модели цветового пространства, представленной в виде конуса, центральной осью является ряд ахроматических цветов от черного до белого. Цвета одинаковой светлоты находятся в горизонтальных плоскостях, перпендикулярных центральной оси. На окружности такой плоскости находятся цвета одинаковой насыщенности. Изменение цветового тона происходит по окружности в порядке чередования цветов в спектре, замыкая круг пурпурным цветом, которого в спектре нет.
Геометрическая модель психологического цветового пространства, предложенная Оствальдом, представляет собой двойной конус. В нём использован прием получения цветов, изменяющихся по насыщенности при смешении хроматических с ахроматическим серым.
Центральной осью двойного конуса является ахроматический ряд, построенный по закону Вебера-Фехнера. Чёрный цвет находится внизу, белый – наверху. Светлота всех цветов также возрастает снизу вверх. Цветовой тон изменяется по кругу. Насыщенность возрастает от центральной ахроматической оси по радиусам кругов, а цвета наибольшей насыщенности расположены по окружности наибольшего радиуса.
Существует другая геометрическая модель, представляющая цветовое пространство в виде цилиндра. В ней использован прием получения цветов, изменяющихся по насыщенности при смешении хроматических с ахроматическим серым. Центральной осью цилиндра является ось ахроматических цветов от черного до белого. Цвета наибольшей насыщенности лежат на боковой поверхности цилиндра. Цветовой тон изменяется по кругу.
Геометрической моделью цветового пространства Иоханеса Иттена является шар.
В экваториальной зоне шара расположены чистые спектральные цвета, которые постепенно осветляются и сливаются с белым поясом. Тоже происходит и в противоположном «полушарии», где чистые цвета также постепенно затемняются и переходят в чёрный цвет.
В левом нижнем углу рисунка показано горизонтальное сечение цветового шара по экватору, где мы замечаем зону серого цвета в центре и кольцо из чистых цветов по внешней стороне. Рядом на рисунке показано, как в центре шара по его вертикальной оси от белого полюса к чёрному проходит ряд серых тонов. При обработке изображений в процессе подготовки издания к печати имеют дело с тремя цветовыми моделями:
• CIE Lab — психологическое цветовое пространство;
• RGB — аддитивное цветовое пространство;
• CMYK — субтрактивное цветовое пространство.
Модель описания цвета CIE LAB была создана Международной комиссией по освещению (CIE). Геометрический образ модели CIE Lab — шар. Цветовые модели RGB и CMYK будут рассмотрены в разделе подготовки карт к изданию.