Я-концепция как совокупность установок «на себя»
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Почему это так?
В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:
1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
2. Самооценка – аффективная оценка представления о самом себе. Эмоциональное отношение к себе может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или непринятием себя, осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения н множество других личностных проявлений.
Далее рассмотрим три основные составляющие Я-концепции.
Когнитивная составляющая Я-концепции
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся самому индивиду убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.
Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Когда личность описывает себя: она в словах пытается выразить основные характеристики привычного самовосприятия.
Такие характеристики можно перечислять долго: к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п.
Все эти характеристики входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее.
Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента.
Эмоциональная (оценочная) составляющая Я-концепции
Качества, которые человек приписывает собственной личности, далеко не всегда являются «объективными», в том смысле, что с ними не всегда готовы согласиться другие люди.
Лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызывают серьезных разногласий.
В попытках охарактеризовать себя, как правило, присутствует сильный оценочный момент.
Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание статусов, свойств или черт своей личности, но и вся совокупность их эмоционально-оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.
Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции.
Примеры:
Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие - началом старения.
Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным.
Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде.
Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности. Человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом.
Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой.
В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.
Например, даже такой малозначимый элемент Я-концепции, как местожительство, может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с "престижностью" данного района в глазах определенной социальной группы. Задумавшись над любой из характеристик самоописания человек, скорее всего, в каждой из них сможет обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания.
В самом деле, мужчина это или женщина, сопутствует ему успех или преследуют неудачи, спортсмен он или болельщик, обладает высоким или низким ростом – все эти характеристики, как и множество других, содержат в себе скрытый оценочный смысл.
Источник отношения к себе:
субъективная интерпретация реакций других людей на качества собственной личности;
а также то обстоятельство, что человек воспринимает свои личностные качества 1) как на фоне объективно существующих стандартов, так и 2) через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных в течение жизни.
Аффективная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Возьмите любые из собственных характеристик. Воздействует ли обладание этими качествами на Ваше поведение в свете значимых для вас социальных, групповых или индивидуальных ценностей? Р. Бернс отвечает без колебаний: «Вне всякого сомнения».
Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его Я-концепции.
При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде.
Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной.
Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств.
Источником оценочных значений представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором те или иные представления о себе нормативно фиксируются в языковых значениях.
Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат негативную оценку, в то время как «умный», «смелый», «надежный» – позитивную.
Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Понятия «образ Я» и «картина Я», которые нередко употребляются в литературе как синонимы Я-концепции, недостаточно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представлений индивида о себе.
Р. Бернс предпочитает употреблять понятия «образ Я» и «картина Я» для обозначения лишь первой, статической, когнитивной составляющей Я-концепции, чтобы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей, для которой большинство авторов прибегают к термину «самооценка».
Так, Куперсмит (1967) называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости.
В соответствии со взглядами Куперсмита, самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду.
Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг (1965): для него самооценка – это позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я.
Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.