Глава 38. Введение в проблематику педагогической 7 страница
Когнитивная подструктура — некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая выступает как самопознание — процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание — начальное звено, основа существования и проявления самосознания.
И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. Данные образы богаты непосредственным чувственным содержанием. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», ко еще нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.
Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего «Я», который как бы сплавляется из единичных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Я-образ.
В содержании Я-образа выделяются две образующие: знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, — система самоидентичности и знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, придающие субъекту ощущение уникальности, — дифференцирующая образующая (А.А. Бодалев, В.В. Столин).
Представления о себе многоплановы. Исследователи различают несколько форм представлений о себе, дифференцированных либо по сфере проявлений человека («физическое Я», «социальное Я», «профессиональное Я», «семейное Я», «моральное Я», «духовное Я» и т.д.), либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»), либо по какому-либо иному признаку.
Например, согласно М. Розенбергу, есть «реальное Я» — то, каким человек кажется себе в действительности, в данный момент, это актуальное (настоящее) Я; «идеальное Я» — желаемое Я, каким человек хотел бы быть; «фантастическое Я* — каким субъект желал бы стать, если бы все было возможным; «должное Я» — каким человек должен быть, ориентируясь на моральные нормы и социальные предписания; *изображаемое Я» — каким человек демонстрирует себя окружающим; «динамическое Я»— каким человек мог бы быть, каким поставил перед собой цель стать. Нередко выделяют «зеркальное Я» — установки, связанные с представлениями человека о том, как его воспринимают другие.
Согласно модели М. Розенберга отдельные компоненты Я-обра-за различаются:
У по степени отчетливости осознания. Одни качества человек может ясно, «выпукло» осознавать, другие нет;
У по субъективной значимости. Одни черты, проявления или характеристики для человека являются центральными, важными, другие выступают как периферийные, не имеющие большого значения;
V когнитивной сложности и дифференцированности. Чем больше своих характеристик осознает человек, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше данный показатель;
•/ согласованности, непротиворечивости, последовательности. Человек может выделять у себя несовместимые, противоречащие друг другу свойства, например он может считать себя общительным н в то же время замкнутым, доброжелательным и злым, притязающим на лидерство и вместе с тем застенчивым;
■S устойчивости, т.е. стабильности образа «Я» во времени;
S адекватности — выделение субъектом у себя тех черт и способностей, которыми он действительно обладает.
Кроме того, представления о себе могут быть как позитивными, так и негативными. Отделить знания от оценки, отношения человека к ним крайне трудно, поскольку они тесно взаимосвязаны. В большинстве исследований эмоциональный и оценочный компонент Я-кониепции не разделяют, в таком случае говорят об эмоционально-ценностном самоотношении. Однако ряд экспериментов убедительно доказывает, что самоотношение и самооценка не тождественны. Поэтому мы рассмотрим эти компоненты отдельно.
Оценочная подструктура — наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, оценка представлений о себе с точки зрения определенной системы ценностей, поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает? (Л.В. Бороздина). Самооценивание — осо-
знание человеком, чем является для него то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя (отражение отношения к себе).
Результатом процесса самооценивания является самооценка — суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом. Выделяются частные самооценки — оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий {например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и общая (глобальная) самооценка, которую иногда называют самоуважением. Общая самооценка личности — это не автономная, одномерная переменная и не простая сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е. оценка себя в наиболее значимых деятельностях, по отношению к значимым мотивам. Таким образом, за единой, интегральной самооценкой (самоуважением) всегда стоит система смысловых образований.
Традиционно различают разные уровни самооценки: высокий, средний и низкий. Каковы психологические характеристики людей с высокой и низкой самооценкой?
Люди с высокой самооценкой достаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными проблемами; знают свои цели и ценности, достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости; обладают оптимистическим взглядом на жизнь и тенденцией жить здесь и сейчас, рассматривают других, как равных себе, и себя, как равного другим; могут принять как поощрения, так и упреки; могут быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации, не боятся собственных чувств и способны выражать их; вызывают эмпатию у окружающих; довольны собой, миром и другими людьми.
Люди с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят. Они менее общительны, чаще переживают одиночество, отличаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к непостоянству и колебаниям. Для них большую роль играет престиж (к ним применимы слова: «Если бы я занимал более высокое положение в обществе, то имел бы и лучшее мнение о себе»). У них более выражена потребность в одобрении. Они работают менее эффективно при стрессовых условиях или неудачах, в постстрессовый период медленнее возвращаются к первоначальному уровню исполнения. Свое профессиональное будущее находят угрожающим
и мрачным, чаще испытывают неудовлетворенность работой, а также неудовлетворенность всеми аспектами своей жизни. Необходимо отметить, что в некоторых случаях низкий уровень самоуважения предпочтительнее, чем высокий. Например, при определенных обстоятельствах люди с низкой самооценкой стремятся собрать больше информации о предстоящей задаче, поэтому их последующие действия оказываются успешнее.
В последнее время многие психологи высказывают идею о том, что для оптимального функционирования необходим средний уровень самооценки, который является наилучшим для приспособления личности к среде, в межличностных отношениях, проблемных ситуациях.
Помимо уровня (высоты) самооценки выделяют и другие ее параметры: устойчивость (стабильность во времени), адекватность (правильность, истинность). Соответственно различают следующие виды самооценки: устойчивая и неустойчивая; адекватная и неадекватная; неодекватная оценка может быть завышенной н заниженной.
Эмоциональная подструктура. Представления о себе и оценка себя не воспринимаются человеком нейтрально, а всегда побуждают те или иные чувства, интенсивность которых зависит как от когнитивного содержания, так и от социального контекста. Имен- , но самооценка задает определенный модус самоотношения — позитивное или негативное, с чертами приятия, любви, симпатии или неприятия, отрицания, антипатии; определяет чувство собственного достоинства или ощущение своей малоценности.
Здесь уместно привести слова С.Л. Рубинштейна, иллюстрирующие данное положение: «Я очень люблю пение, с величайшим удовольствием слушаю и очень ценю хороших певцов, но никто не уязвит меня, если вздумает сказать, что я не умею петь. Я это сам отлично знаю и, как ни люблю прекрасный человеческий голос, особенно не страдаю от сознания, что сам им не обладаю. Но для человека, избравшего профессию певца, но для юноши, который мечтает именно на этом поприще завоевать себе славу, такое сознание было бы убийственным...»
Таким образом, одно и то же знание каких-либо своих свойств одному человеку совершенно безразлично, а у другого может вызвать сильную эмоциональную реакцию, и это зависит от соотнесения собственных свойств с мотивом деятельности, со смысловыми структурами личности. Таким образом, чувства по отношению к себе, самоотношение возникают вследствие проводимой самооценки.
Из многих переживаний различных эмоциональных состояний личности относительно самой себя складывается более или менее обобщенное эмоциональное отношение субъекта к себе, в котором отражается отношение к тому, что он узнает, понимает, «открывает» относительно себя (И.И. Чеснокова). Однако это самоотношение может существовать независимо от общей самооценки: у человека в единой Я-концепции может присутствовать высокое самоуважение и низкая симпатия к самому себе, и наоборот. К примеру, человек может считать, что у него дурной характер, что он плохо учится, что он вообще никуда не годится, но при этом любить себя. Может быть и другая ситуация: человек полагает, что он успешен, компетентен, ему есть за что ценить и уважать себя, но он испытывает неприятие к себе.
Поведенческая подструктура заключается в потенциальной поведенческой реакции, т.е. в конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом-Я, самооценкой и самоотношением. Регулирующая роль Я-концепции заключается в том, что она направлена на защиту, поддержание и развитие собственной личности.
1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет, как будет действовать человек в той или иной ситуации (Р. Берне). Несогласованные образы «Я» становятся источником стресса, вынуждая человека искать способ устранить возникающее противоречие. Он может не принимать новый опыт, не вписывающийся в существующие представления о себе, либо может усваивать его с помощью защитных психологических механизмов, таких, например, как рационализация. В качестве иллюстрации воспользуемся примером Р. Бернса: приятели подбили 10-летнего мальчика на совместную кражу сигарет. Чтобы его представления о себе как о «хорошем мальчике» не пошатнулись, он находит способ защитить их, убеждая себя в собственной невиновности, поскольку сигареты фактически взял не он, а его товарищ, что другие мальчики втянули его в это дело и что этот опыт его многому научил, так как, выкурив одну из украденных сигарет, он почувствовал дурноту и решиу! больше никогда не курить.
Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения. Я-концепция может защищаться и Другими способами, в частности с помощью приукрашивания себя в сферах, лежащих вне зоны актуального самопроявления. Например, ученик, понимая, что оценка сверстниками его учебных успехов или спортивных достижений не очень высока, начинает преувеличивать
свои достоинства в тех областях, которые не могут быть ими проконтролированы (проявленная смелость во время летних каникул, успехи на каких-либо курсах и др.). Я-концепция может поддерживаться с помощью поступка, в котором субъект делает выбор в пользу поведения, опровергающего дурную репутацию. «Ложная скромность» также может выступать защитным механизмом: преуменьшение своих сил, самоуничижение нередко направлены на то, чтобы добиться успокаивающих «поглаживаний», вызвать сочувствие. Одним из механизмов сохранения уровня самооценки может быть неадекватное занижение оценки окружающих (модель «они не лучше меня»). Защита своей Я-концепции происходит и посредством препятствий, которые человек сам себе создает, чтобы было подходящее оправдание возможной неудачи. К примеру, вместо того, чтобы готовиться к контрольной работе, ученик идет на дискотеку, чтобы в случае провала, можно было бы сказать: «Я ведь не учил материал».
Из мотива поддержать и повысить самооценку вытекают две тенденции: переоценка широты распространенности собственных мнений и недостатков (ложный консенсус) и недооценка широты распространенности у других людей тех способностей и добродетелей, которыми сам человек обладает (ложная уникальность). Проще говоря, люди считают свои недостатки нормой, а свои добродетели— редкостью (Д. Майерс).
Для социально-психологических исследований «Я» поведенческая составляющая Я-концепции, как правило, выражается понятием самопрезентации (самоподачи). Выделяются следующие цели самопрезентации (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая):
•S желание понравиться (демонстрация согласия с мнением другого, лесть и др.);
■S продвижение себя (хвастовство, преувеличение достоинств и т.п.);
•/ служение примером (демонстрация просоциального поведения, чтобы вызвать восхищение);
•S стремление вызвать сочувствие (демонстрация своего слабого «Я», чтобы вызвать чувство жалости);
•/ стремление запугать (как правило, это плохо осознаваемая человеком цель, реализуемая в слабоконтролируемом поведении, когда все остальные стратегии не привели к успеху).
Р. Баумейстер выделил две стратегии самопрезентации: ублажающую и самоконструирующую. Ублажающая стратегия управляется критериями, принятыми в данной аудитории, и направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под аудиторию) и получить «вознаграждение». Самоконструиру-
ющая стратегия направлена на поддержание и укрепление «идеального Я», т.е. вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в «идеальное Я» субъекта. Люди с низкой и высокой самооценкой используют разные стратегии саморегуляции. В ситуации угрозы их собственной Я-концепции люди с высокой самооценкой применяют стратегию самовозвышения (самовозвеличивания), прибегая к «позитивным иллю'-зиям», повышая значимость и ценность своих позитивных качеств и считая свои слабости незначимыми (буквально: «пусть у меня не получается это задание, но я красив, у меня хорошие друзья, я прекрасно играю на гитаре» и др.). Люди с низким уровнем самооценки не способны минимизировать важность своих недостатков, слабостей, они «застревают» на своих неудачах и промахах. Кроме того, у них меньше ресурсов самооценки (т.е. позитивных качеств, способностей и т.д., которые могли бы быть привлечены в случае неуспеха), поэтому в ситуации угрозы собственному «Я» они вводят защитную стратегию, часто — стратегию «умаления других»: •я так себе, но ты, он... совсем ужасен».
2. Я-концепция накладывает отпечаток на социальные суждения и установки человека, определяет интерпретацию опыта, в частности действия других людей. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному, и это во многом зависит от их Я-концепции. Когда учитель хвалит подростка с высокой самооценкой, тот думает: «да, я действительно это заслужил. Я достоин похвалы, горжусь собой». Когда похвала адресована подростку с низкой самооценкой, реакция может быть совсем иной: «я совсем тупой, если за такие пустяки меня хвалят» или «учитель специально так сильно меня хвалит, чтобы все окончательно убедились, что я ни на что не способен».
3. Я-концепция определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: «Я знаю, что окажусь полным дураком» или «Я знаю, что плохо напишу эту контрольную». Повышенная тревожность, ожидание неудачи, втсутствие веры в собственные способности действительно часто ведут к тому, что такой ребенок хуже справляется с контрольной, что только укрепляет его в своей низкой самооценке. Таким образом действует механизм самореализующегося пророчества. Это подтверждается и в экспериментальных исследованиях: люди, считающие себя трудолюбивыми и- преуспевающими, лучше справляются со сложной задачей, чем те, кто считает себя неудачником.
4. Саморегулирование в системе «Я и Я» выражается в сознательной работе личности над собой, когда ставится цель что-либо изменить, развить, усовершенствовать, устранить в себе. Это — творческая деятельность личности, направленная на «созидание* себя.
Результатом процессов саморегулирования является формирование самоэффектнвности. Самоэффективность отражает убеждения в собственных способностях организовать и исполнить действия, необходимые для определенных достижений, означает веру человека в то, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. Самоэффективность — это чувство собственной компетентности в той или иной деятельности, суждение о своих способностях и возможностях, а не суждения о собственной ценности (А. Бандура). Если, например, кто-то не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придет на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом, и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства еще более снизят самоэффективность. Если же самоэффективность высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая веселого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность и облегчит последующие знакомства.
Самоэффективность воздействует на поиск или избегание ситуаций определенного типа; выбор поведенческих альтернатив; тип, частоту и продолжительность попыток овладения трудной ситуацией. Самоэффективность понимается А. Бандурой не как стабильная и статичная характеристика, а как переменная, которая находится во взаимной зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида. В целом ряде исследований установлено, что ожидания эффективности коррелируют с реальным поведением. Иными словами, человек преимущественно демонстрирует то поведение, которое он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждет. Ожидая получить отказ в ответ на просьбу, он саму просьбу строит так, что она закономерно ведет к отказу.
Таким образом, самосознание представляет собой единство процесса самопознания, в какой бы форме оно ни выступало и на каком бы уровне ни осуществлялось, и определенной системы оценок и переживаний, включенных в этот процесс. Я-концепция предстает как совокупность суждений человека о самом себе и включает убеждения, оценки, эмоции и задает тенденции поведения.
6.2. Уровень притязаний и локус контроля
Я-концепция тесно связана с уровнем притязаний. Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Первое серьезное исследование уровня притязаний — содержательное раскрытие понятия, разработка техники его оценки — принадлежит Ф. Хоппе, который интерпретировал уровень притязаний как цель последующего действия.
Уровень притязаний определяет стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний трактуется как уровень трудности выбираемых субъектом целей и формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. Однако решающий фактор в становлении уровня притязаний — это не объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных. Например, для одного студента сдача какого-либо экзамена на «хорошо» может выступать как колоссальный успех, а для другого — как провал.
Ф. Хоппе наблюдал устойчивый феномен: увеличение уровня притязаний после успеха и уменьшение после неудачи. Изменение уровня притязаний обычно следует только после двух-трехкратно-го достижения позитивных или негативных результатов. Уровень притязаний формируется только в определенном интервале сложности, в так называемой «зоне средней субъективной сложности»: между «очень легко» и «очень сложно». Вне этой зоны, где задачи для человека слишком сложны или слишком просты, результат не сопровождается эмоциональным переживанием, и уровень притязаний не формируется.
Реальная цель, по мнению Ф. Хоппе, часто принадлежит некой «иерархии целей», т.е. образ действий человека определяется не только сиюминутной частной целью, наряду с ней существует более широкая — идеальная — цель. Именно ее наличием можно объяснить повышение уровня притязаний после успеха. Идеальные цели — это всеохватывающие личностные цели, относяшиеся к самосознанию личности; они связаны с временной перспективой человека. Ф. Хоппе считал, что за уровнем притязаний стоит понятие «уровень-Я». С точки зрения Б.В. Зейгарник, это понятие аналогично позднее появившемуся термину «самооценка». «Уровень-Я» имеет изначальное свойство сохранять возможно большую высоту, что выражается в двух конфликтных тенденциях: в стремлении избегать неудачи и получать успех при максимально высоких притязаниях. Изменения Уровня притязаний связаны именно с конфликтом между этими тен-
денциями: приближаться к идеальной цели и страхом перед неудачами, а не просто с фиксацией удачи или неудачи.
Самооценка составляет базис уровня притязаний, отсюда делается вывод о взаимно однозначном соответствии этих двух конструктов: высокой самооценке соответствует высокий уровень притязаний, а низкой— низкий. Соответствие самооценки и уровня притязаний по высоте продуцирует сбалансированную личность, отличающуюся приятием себя, относительным внутренним комфортом. Однако некоторые авторы отмечают несовпадение притязаний с уровневыми характеристиками самооценки. Изучение и описание таких ситуаций проведено в исследованиях Л.В. Бороздиной, выделившей следующие варианты:
• низкая самооценка — высокий уровень притязаний. Это маскировочный способ коррекции самооценки — стремление скрыть сомнения и недовольство собой выбором очень трудных задач, желание преодолеть себя вопреки собственным возможностям. При этом человек испытывает выраженный эмоциональный дискомфорт: он понимает возможность неудачи и действует, ожидая неуспех. Работая в зоне трудных целей, человек часто действительно сталкивается с неудачей, что подтверждает его низкую самооценку. Неадекватно высокий уровень притязаний — условие конфликтов. Потребность сохранить его и в то же время неуверенность в себе и страх обнаружить это даже перед собой приводят к острому эмоциональному состоянию, названному «аффектом неадекватности», который выражается в обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивном поведении особенно в ответ на критику и в ситуации неуспеха;
• высокая самооценка— низкий уровень притязаний. Высокая, часто неадекватно завышенная самооценка вызывает беспокойство, страх потерять собственную позицию, отсюда формируется желание избежать риска, что создает установку на перестраховку, на снижение уровня притязаний. Это ложный способ компенсации: занижение уровня притязаний избавляет человека от наращивания негативного опыта, но не дает освободиться от тревоги, не обеспечивает истинно позитивного отношения к себе.
Ситуация рассогласования самооценки и уровня притязаний — это ситуация внутриличностного конфликта, вызывающая внутренний дискомфорт, напряженность, фрустрированность, подъем уровня тревожности, рост агрессивности (Л.В. Бороздина).
Одной из важных интегральных характеристик личности, также связанной с Я-концепцией человека, является локус контроля. Появление данного понятия в психологической литературе связа-
но с работами американского психолога Дж. Роттера. Он предложил различать людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Существует два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный (внутренний) и экстернальный (внешний). В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, уровня способностей и представляют закономерный результат его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи — результат внешних сил (везение, случайность, другие люди, Бог и т.д.). Каждый человек занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.
Исследователями выявлены многочисленные личностные корреляты локуса контроля. Интерналы проявляют большую ответственность и социальную активность, они более последовательны в своем поведении, их отличает большая степень самоприятия, доминантности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности, они более спокойны, благожелательны и популярны. Есть данные, что интерналы больше удовлетворены своим трудом, более успешны в учебе как в средней, так и в высшей школе.
Экстерналам в целом чаще свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, неуверенность, зависимость, меньшая популярность, повышенная агрессивность, конформизм, авторитарность. Хотя вряд ли правомерно абсолютизировать связь локуса • контроля с различными чертами характера и личностными проявлениями, поскольку приведенные выше описания носят статистический характер. Необходимо также иметь в виду, что локус контроля зависит от сфер проявления: например, человек может считать, что от него многое зависит в сфере профессиональной деятельности, и в то же время неудачи в сфере общения объяснять внешними факторами.
6.3. Факторы и механизмы формирования* и функционирования самосознания
Современные исследователи выделяют три основных типа мотивов, связанных с «Я»:
• мотив Я-соответствия, направляющий процесс взаимодействия с социальным окружением в целях получения обратной связи и поддержки уже имеющегося образа-Я. Авторы теорий Я-соот-
ветствия рассматривают самооценку как стабильную личностную черту, которую независимо от ее уровня человек стремится сохранить неизменной в течение всей жизни. Человек будет выбирать тех партнеров, которые видят его так же, как и он сам. Обнаружено, что люди с высокой самооценкой и позитивным образом-Я реагируют более благожелательно на одобрения, чем на порицания (так называемый эффект «позитивности»), а люди с низкой самооценкой имеют тенденцию негативные высказывания в их адрес оценивать более позитивно, поскольку они соответствуют их Я-образу, подтверждают их «плохое» представление о себе;
• мотив самовозвышения (самовозвеличивания), максимизации самооценки согласно теориям самоуважения состоит в том, что субъект независимо от наличного уровня самоуважения желает повысить его. Причем данная тенденция наиболее выражена у людей с низкой самооценкой, имеющих большую потребность в повышении уровня самоуважения. Авторы теорий самоуважения исходят из того, что люди ответят более благосклонно на позитивные оценки их другими людьми, поскольку эти оценки увеличивают чувство собственного достоинства, и ответят неблагожелательно на негативные оценки, которые фрустрируют потребность в самоуважении;
• мотив самопознания, направляющий «внутреннюю» активность субъекта и отражающий потребность в точной и адекватной оценке собственных взглядов и способностей, желание определенности в знании о себе, в том числе и за счет открытия в своем «Я» новых сторон.
Рассмотрим некоторые из механизмов формирования Я-образа и самооценивания, реализующие вышеперечисленные мотивы поведения.
Одним из основных механизмов образования представлений о себе и оценки себя является усвоение субъектом оценок, данных ему другими людьми, т.е. человек воспринимает и оценивает себя опосредованно, через интериоризацию отношений к нему отдель-. ных людей или обобщенного отношения всей группы (так называемый «обобщенный другой»). Другими словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие: «говорят, что я умен, значит, так оно и есть». Такой подход был сформулирован в работах Ч. Кули (теория «зеркального Я») и Д. Мида. Существуют многочисленные экспериментальные исследования, подтверждающие положение об изменении самооценки в сторону групповых оценок: под влиянием благоприятного мнения самооценка повышается, а неблагожелательного— снижается. Однако приня-