Тема 13. Конфликты в коллективах и основы управления ими
1. Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей.
2. Типы конфликтов.
3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреждение конфликтных ситуаций.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) основная литература
1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учеб.пособие. – М.: КДУ, 2006.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. (Курс лекций): Учеб.пособие. – М.: ЧеРо, 2005.
3. Гуревич, П.С. Психология: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
4. Психология и этика делового общения: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перер. и доп. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
5. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2000.
6. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
7. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник. – СПб.: Питер, 2008.
б) дополнительная литература
8. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учеб. Пособие. – М., 2005.
9. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
10. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Учебник. – М., 2007.
11. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М., 2006.
12.Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник. / Г.В. Бороздина. – 2-е изд., стер. – М.: ИНФРА-М., 2009.
13. Введение в психологию. / Под общей редакцией А.В. Петровского. – М.,2005.
14. Зельдович Б.З. Деловое общение. Учеб.пособие. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2007.
15. Изард К.А. Психология эмоций. – СПб. , 2007.
16. Измайлова М.А. Деловое общение: учеб.пособие / М.А. Измайлова. – 3-е изд., стер. – М.; ИТК Дашков и К., 2010.
17. Конфликтология: Учебник для вузов / В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
18. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
19. Комарова Л.В. Технология делового общения в управленческой деятельности: учеб.пособие / Л.В. Комарова. – 2-е изд., стер. – М., РАГС, 2010.
20. Краев В.М. Психология и педагогика. Учеб.пособие для техн. вузов. – М., 2007.
21. Лега В.П. История античной философии. – М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997.
22. Лега В.П. История западной философии. В 2-х частях. – М.: Издательство: ПСТГУ, 2009.
23. Леоньтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х тт. – М., 1983.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Учеб.пособие. – М., 2007.
25. Мазилкина Е.И. Адаптация в коллективе или как грамотно себя зарекомендовать. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2006.
26. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб. , 2007.
27. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. – СПб., 2007.
28. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. – М., 2007.
29. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. В 2-х частях. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007.
30. Нуркова В.В. Психология. Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.
31. Общая психология. Учебник для вузов./ Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2007.
32. Общая психология. Учебник./ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2006.
33. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. Учеб.пособие. – М., 2007.
34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х тт. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
35. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика. Учебник. – М.: Элит, 2007.
36. Психологическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2005.
37. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.
38. Психология. Словарь. / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 2008.
39. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. /Под общ.ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2005.
40. Психология XXI века./ Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕРСЭ, 2007.
41. Психофизиология. Учебник. / Под ред. Ю.А. Александрова. – СПб.: Питер, 2007.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. / Сост.: К.Н. Абульханова-Славская и др.– М.: Педагогика, 2005.
43. Сеченов И.М. Психология поведения. Избранные психологические труды. / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М. – Воронеж, 2005.
44. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб.пособие. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2006.
45. Сидоров П.И. Деловое общение: учебник/ П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А. Коноплева; под ред. П.И. Сидорова. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012.
46. Столяренко А.М. Психология менеджмента: учебное пособие / А.М. Столяренко, Н.Д. Амаглобели. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
47. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учеб.пособие. – М., 2007.
48.Фрейд З. Психология бессознательного. Пер. с нем. («Мастера психологии»). – М., 2007.
49. Хасон Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. Учеб.пособие. – М., 2007.
50. Шадриков В.Д. Способности и интеллект – М., 2007.
51. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: учеб.пособие / Ю. В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2009.
52. Эльконин Б.Д. Психология развития. Учеб.пособие. – М., 2007.
53. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М., 2007.
54. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. Учеб.пособие. – М., 2006.
глоссарий
Автоматизм– действия, реализуемые без непосредственного участия сознания. Существует два типа автоматизмов: 1) автоматизмы первичные, врожденные; 2) навыки автоматизмы вторичные, прошедшие через сознание и переставшие осознаваться.
Адаптация– приспособление физиологических процессов к изменившимся условиям существования.
Акцентуация характера– чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим. Различаются: астеническая, гипертимная, дистимичная, истероидная (демонстративная), конформная, лабильная, неустойчивая, паранойяльная (застревающая), психастеническая, сенситивная, циклоидная, шизоидная, эпилептоидная.
Альтернативная психология – общее название ряда нетрадиционных психологических учений, возникших, существующих и развивающихся вне сложившихся научных школ и направлений (астрология, дзен-буддизм, дианетика, йога, каббализм, мистицизм, оккультизм, телекинез, телепатия, ясновидение и др.)
Аналитическая психология– направление в психологии, социологии и психоанализе, восходящее к системе взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, давшее ему это название для отграничения от родственного направления – психоанализа 3.Фрейда.
Апперцепция– свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Различаются: 1) апперцепция устойчивая – зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, уровня образования и т.д.; 2) апперцепция временная – определяется ситуативно возникающими психическими состояниями: эмоциями, настроениями, установками и пр.
Ассоциация– связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно. Актуализация одного члена ассоциации влечет за собой появление другого.
Аффект– сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение. Сопровождается значительными изменениями в деятельности внутренних органов, резко выраженными двигательными проявлениями, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний.
Безусловный рефлекс– врожденное, инстинктивное реагирование организма на раздражитель; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значительные изменения внутренней и внешней среды.
Бессознательное– совокупность психических процессов и состояний, которые человеком не осознаются никогда или в данный момент времени.
БехтеревВладимир Михайлович (1857–1927) – российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими, психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).
БехтереваНаталья Петровна (1924–2008) – физиолог, академик РАН (1991), академик Рос. АМН (1975). Внучка В.П. Бехтерева. Труды по физиологии психической деятельности, структурно-функциональной организации и биоэлектрической активности головного мозга в патологии.
С 1992 года – руководитель Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург).
Бихевиоризм– направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Родоначальники: Э. Торндайк, Дж. Уотсон.
Влечение– психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.
Влияние– процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений и пр. в ходе взаимодействия с ним. Выделяются четыре основных способа влияния: внушение, убеждение, заражение и подражание.
Внимание– направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Воля– способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.
Воображение– специфический вид деятельности, направленный на создание человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений.
Воспитание– в педагогическом смысле: специально организованный и управляемый процесс формирования человека, направленный на развитие личности. Передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и труду.
Восприятие– целостное отражение предметов, ситуаций, явлений и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно чувственную ориентацию в окружающем мире.
Всестороннее развитие личности– подготовка человека к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности; гармоническое развитие всех сторон душевной сферы индивида, его интеллекта, воли, чувств, достижение единства рационально-логического и эмоционально-психологического компонентов его мировоззрения.
Вторая сигнальная система– способ регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка.
Выготский Лев Семенович (1896–1934) – российский психолог. Разработал культурно-историческую теорию, которая положила начало школе в современной психологии. Труды по развитию высших психических функций, мышлению и речи, психологии искусства.
Высшая нервная деятельность– физиологическая основа психики, отражательная деятельность больших полушарий головного мозга, обеспечивающая наиболее сложные взаимодействия высокоразвитого организма с внешней средой.
Генетическая психология– учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающее происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском возрасте.
Гештальтпсихология– одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание уделялось исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и др.) как целостных структур. Основные представители: М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Коффка.
Гуманистическая психология– направление в западной психологии, в последнее время бурно развивающееся в России, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Основные представители: А. Маслоу, К. Роджерс.
Действие– главная структурная единица деятельности определяется как процесс, направленный на достижение цели.
Деятельность– динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Как объяснительный принцип психики категория деятельности используется: 1) при изучении различных областей психической реальности – психологии познавательных процессов, воли, мотивации, эмоций, личности; 2) при построении различных отраслей психологии (психология общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская и т.д.).
Дидактика– составная часть педагогики, изучающая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.
Желание– переживание человеком той или иной потребности, один из компонентов волевого процесса. В отличие от влечения желание характеризуется более или менее ясным представлением об объекте, на который оно направлено.
Жест– движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние. Различают жесты: иллюстраторы, регуляторы, эмблемы, адаптеры и аффекторы.
Забывание– процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
Запоминание– один из основных процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов, восприятий, представлений, мыслей, действий, переживаний; основа накопления, сохранения и воспроизводства человеком своего опыта. Различают смысловое (логическое) и механическое, непроизвольное и произвольное запоминание.
Игра– один из видов деятельности, характерных для человека, важнейшее средство воспитания, особенно детей младшего возраста. Разновидности игры: манипулятивная, предметная, ролевая, подвижная (спортивная), умственная (разновидность – дидактическая) и др.
Имидж– эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо или чего-либо.
Индивидуально-психологические особенности– устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в качествах.
Индивидуальность– интегральная социально-психологическая макро-характеристика человека, совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих его уникальным, неповторимым.
Инстинкт– врожденная мало изменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
Интеллект– относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку различной информации и ее осознанную оценку.
Интерес– познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительными эмоциями. Интересы делятся на эпизодические и постоянные.
Интроверсия– преимущественная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К.Г. Юнгом.
Интуиция– вывод без последовательного логического рассуждения; чутье, догадка, непосредственное понимание на основе ранее приобретенного опыта, знаний и в результате предшествовавшей (и не всегда осознаваемой) мыслительной работы.
Качества личности– сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.
Когнитивная психология– направление в психологии, в котором внимание фокусируется на процессе познания, на том, как жизненные переживания человека активно перерабатываются его разумом (Дж. Миллер, У. Найссер и др.)
Коммуникация– сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.
Конфликт– психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека.
Личность–макрохарактеристика человека, выражающая его социальную сторону, совокупные социальные качества как представителя определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и т.д.), который включен в социальные связи, занимается общественно значимым трудом и осознает свое отношение к окружающей среде.
Локус контроль– устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации; склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.
Межличностные отношения– массовые социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющих ядро их общения и объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Меланхолик– субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующимся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов и проявляющимся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированиям на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д.
Метод– совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Методы воспитания– определенные способы педагогического воздействия на человека или коллектив или взаимодействия с ним в целях формирования и развития у него качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.
Мимика– совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, вспоминает и т.д.). Одно из средств общения между людьми.
Мотив– субъективная причина того или иного поведения, действия человека - психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.
Мотивация– совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Мышление– познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Различают мышление: теоретическое и практическое; дискурсивное и интуитивное; творческое и воспроизводящее; предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Наблюдение– метод научного исследования в различных науках, суть которого (для психолога) состоит в фиксации проявлений поведения и получения информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого.
Навык– действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма.
Направленность личности– психическое свойство личности: система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. Обычно выделяют мировоззренческую, профессиональную, бытовую направленность.
Настроение– общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение более или менее длительного времени все переживания человека.
Образ– субъективное психическое явление как результат познавательных процессов. Различают образы: элементарные и сложные; непосредственные, опосредованные и следовые; статичные и динамичные; самостоятельные и включенные в другие психические явления.
Образование– процесс усвоения и развития человеком объективно востребованных качеств, результатом которого выступает сформированность интеллектуальной, теоретической и практической подготовленности к жизни и деятельности.
Общение– одна из форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.
Одаренность– совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей. Наиболее сильное влияние на развитие и формирование одаренности оказывает целенаправленное обучение и воспитание.
Онтогенез– в психологии – физическое и психическое развитие человека от рождения до смерти.
Операция– единица деятельности, способ выполнения действий в конкретной, реальной или условной ситуации. Термин введен А.Н. Леонтьевым.
Опыт– результат чувственно-эмпирического отражения в психике человека объективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.
Органы чувств– периферические анатомо-физиологические системы, с помощью которых человек (животные) воспринимает и частично анализирует разнообразные раздражения, поступающие из внешней среды (экстерорецепция) и из его собственного организма (интерорецепция).
Ощущение– отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Память– психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.
Первая сигнальная система– система условно-рефлекторных связей, формирующаяся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на органы чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие введено И.П. Павловым.
Переживание– любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни.
Перенос навыков–в заимодействие уже имеющихся навыков с вновь приобретенными. Синоним переноса навыков - интерференция.
Поведение– система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (психических и физических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «поведение» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не поведение, а деятельность.
Понимание– психологическое состояние, сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.
Познавательные психическиепроцессы– психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущения, восприятия, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.
Потребность– отражение в психике противоречий между существующими условиями жизнедеятельности человека и их необходимым, желаемым состоянием, стремление к достижению которого побуждает человека к соответствующей деятельности. Различают биологические и социальные потребности.
Представление– психический познавательный процесс воссоздания образов предметов и событий на основе их припоминания или продуктивного воображения.
Привычка– сложившийся в динамический стереотип образ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности; навык, сформировавшийся на фоне положительной эмоции.
Психика– системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности, включающем в себя моделирование реальности и регуляцию на основе этой модели своего поведения и деятельности. Психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Изучение закономерностей развития и функционирования психики составляет предмет психологии как науки.
Психическая активность– процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.
Психические состояния– определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.
Психологическая школа– группа психологов, связанных идейно, а иногда и территориально, с лидером научного направления. Как правило, представители одной школы разделяют теоретическую или систематическую платформу и работают над близкими проблемами.
Психология– наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Развитие личности– процесс формирования типологических и социально значимых качеств человека и его индивидуальности. Стадии развития в той или иной мере хронологически совпадают со ступенями образовательной лестницы.
Рефлекс– реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при воздействии рецепторов раздражителями внешней и внутренней среды. Рефлекс обеспечивает слаженную и скоординированную работу отдельных органов и приспособление организма к внешней среде.
Рефлексия– внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.
Рецепторы– специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Рецепторы делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тела в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы).
Речь– одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли. Виды речи: внутренняя и внешняя (устная и письменная).
Самоактуализация– непрерывное стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.
Самонаблюдение– психодиагностический метод исследования, основанный на фиксации человеком динамики собственного сознания, сформированности различных качеств и уровня подготовленности.
Самооценка– определение человеком уровня собственной значимости, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Сангвиник– носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.
Склонность– устойчивая расположенность к определенной деятельности, стремление ею заниматься.
Сознание– высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий и категорий; неразрывно связано с языком.
Сосредоточенность– психическое состояние, определяемое концентрацией внимания на определенных объектах, мыслях, переживаниях человека.
Способности–устойчивые индивидуальные особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в разных видах деятельности.
Стимул– внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.
Страсть– сильное, стойкое, длительное, всеохватывающее чувство, которое в решающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и приводит к сосредоточению всех ее стремлений и усилий на предмете страсти.
Стремление– желание и готовность действовать определенным образом.
Стресс– психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.
Талант– высшая степень способностей личности к определенной деятельности, ее одаренность, когда она достигает уровня черты характера, обеспечивая возможность наиболее успешного, творческого выполнения тех или иных задач.
Темперамент– совокупность устойчивых динамических особенностей протекания всех присущих ему психических явлений. Различают четыре основных видов темперамента: сангвинистический, флегматический, холерический и меланхолический. Кроме данного, существуют другие принципы классификации (по У. Шелдону, Г. Айзенку и др.)
Тест– метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам выполнения стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью.
Трансакция–взаимодействие, взаимное влияние людей друг на друга.
Труд- один из основных видов человеческой деятельности наряду с игрой и учением.
Узнавание– один из процессов памяти, при котором запечатленный материал актуализируется при повторном воздействии на человека предметов, явлений, событий, воспринятых им ранее.
Условный рефлекс– индивидуально приобретенная, сложная приспособительная реакция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловным рефлекторным актом. Система взаимосвязанных условных рефлексов образует динамический стереотип. Термин предложен И.П. Павловым.
Установка– готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения; это психическое явление, которое как кратковременный процесс и состояние есть проявление внимания, а как свойство личности - ее направленности.
У́хтомскийАлексей Алексеевич (13 (25) июня 1875–31 августа 1942) –российский физиолог, создатель учения о доминанте. Магистерская диссертация «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний». В ней был впервые выражен принцип доминанты, развитый потом в 1921 году и в последующие годы. Академик АН (1935).
Учение– организованная познавательная деятельность, в процессе которой учащийся проходит путь от незнания к знанию, от знания неполного к более полному и совершенному, опираясь при этом на чувственное восприятие, абстрагирование и практику.
Феноменалистическая психология– направление зарубежной, главным образом американской (Р. Берне, К. Роджерс, А. Комбас) психологии, объявившее себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратившее свое главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределение, его эмоции, отношения, ценности, убеждения.Феноменалистическая психология рассматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации.
Флегматик– носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и устремлений.
Фрейдизм– общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда – психоанализа – и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. Психоанализ – учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем фрейдизм возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.
Фрустрация– психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями на пути к желанной цели. Фрустрация – внутренний конфликт личности между ее направленностью и объективными возможностями, с которыми личность не согласна.
Характер– совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.
Холерик– носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов, проявляющихся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.
Цель– один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов его достижения.
Черта личности– относительно устойчивое качество личности, являющееся компонентом ее характера и проявляющееся в особенностях поведения индивида.
Чувство– особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенических) или тормозящих (астенических) деятельность.
Эвристика– наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.
Экстраверсия– преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события.
Эмоции– особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенических) или тормозящих (астенических) деятельность; непосредственная форма выражения чувств.
Эмпатия– способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.