Тема 13. Конфликты в коллективах и основы управления ими

1. Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей.

2. Типы конфликтов.

3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреж­дение конфликтных ситуаций.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

а) основная литература

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учеб.пособие. – М.: КДУ, 2006.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. (Курс лекций): Учеб.пособие. – М.: ЧеРо, 2005.

3. Гуревич, П.С. Психология: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

4. Психология и этика делового общения: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перер. и доп. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

5. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2000.

6. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник. – СПб.: Питер, 2008.

б) дополнительная литература

8. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учеб. Пособие. – М., 2005.

9. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

10. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Учебник. – М., 2007.

11. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М., 2006.

12.Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник. / Г.В. Бороздина. – 2-е изд., стер. – М.: ИНФРА-М., 2009.

13. Введение в психологию. / Под общей редакцией А.В. Петровского. – М.,2005.

14. Зельдович Б.З. Деловое общение. Учеб.пособие. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2007.

15. Изард К.А. Психология эмоций. – СПб. , 2007.

16. Измайлова М.А. Деловое общение: учеб.пособие / М.А. Измайлова. – 3-е изд., стер. – М.; ИТК Дашков и К., 2010.

17. Конфликтология: Учебник для вузов / В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

18. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

19. Комарова Л.В. Технология делового общения в управленческой деятельности: учеб.пособие / Л.В. Комарова. – 2-е изд., стер. – М., РАГС, 2010.

20. Краев В.М. Психология и педагогика. Учеб.пособие для техн. вузов. – М., 2007.

21. Лега В.П. История античной философии. – М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997.

22. Лега В.П. История западной философии. В 2-х частях. – М.: Издательство: ПСТГУ, 2009.

23. Леоньтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х тт. – М., 1983.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Учеб.пособие. – М., 2007.

25. Мазилкина Е.И. Адаптация в коллективе или как грамотно себя зарекомендовать. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2006.

26. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб. , 2007.

27. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. – СПб., 2007.

28. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. – М., 2007.

29. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. В 2-х частях. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007.

30. Нуркова В.В. Психология. Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.

31. Общая психология. Учебник для вузов./ Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2007.

32. Общая психология. Учебник./ Под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2006.

33. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. Учеб.пособие. – М., 2007.

34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х тт. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

35. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика. Учебник. – М.: Элит, 2007.

36. Психологическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2005.

37. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.

38. Психология. Словарь. / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 2008.

39. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. /Под общ.ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2005.

40. Психология XXI века./ Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕРСЭ, 2007.

41. Психофизиология. Учебник. / Под ред. Ю.А. Александрова. – СПб.: Питер, 2007.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. / Сост.: К.Н. Абульханова-Славская и др.– М.: Педагогика, 2005.

43. Сеченов И.М. Психология поведения. Избранные психологические труды. / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М. – Воронеж, 2005.

44. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб.пособие. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2006.

45. Сидоров П.И. Деловое общение: учебник/ П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А. Коноплева; под ред. П.И. Сидорова. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012.

46. Столяренко А.М. Психология менеджмента: учебное пособие / А.М. Столяренко, Н.Д. Амаглобели. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

47. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учеб.пособие. – М., 2007.

48.Фрейд З. Психология бессознательного. Пер. с нем. («Мастера психологии»). – М., 2007.

49. Хасон Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. Учеб.пособие. – М., 2007.

50. Шадриков В.Д. Способности и интеллект – М., 2007.

51. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: учеб.пособие / Ю. В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2009.

52. Эльконин Б.Д. Психология развития. Учеб.пособие. – М., 2007.

53. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М., 2007.

54. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. Учеб.пособие. – М., 2006.

глоссарий

Автоматизм– действия, реализуемые без не­посредственного участия сознания. Существует два типа автоматизмов: 1) автоматизмы первичные, врожденные; 2) навыки автоматизмы вторичные, прошедшие через сознание и переставшие осознаваться.

Адаптация– приспособление физиологических процессов к изменившимся условиям существования.

Акцентуация характера– чрезмерное усиление отдель­ных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим. Различают­ся: астеническая, гипертимная, дистимичная, истероидная (демонстративная), конформная, ла­бильная, неустойчивая, паранойяльная (застревающая), психастеническая, сенситивная, циклоидная, шизоидная, эпилептоидная.

Альтернативная психология – общее название ряда нетрадиционных психологических учений, возникших, существующих и развивающихся вне сложившихся научных школ и направлений (астрология, дзен-буддизм, дианетика, йога, каббализм, мистицизм, оккультизм, телекинез, телепатия, ясновидение и др.)

Аналитическая психология– направление в психологии, социологии и психоанали­зе, восходящее к системе взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, давшее ему это на­звание для отграничения от родственного направления – психоанализа 3.Фрейда.

Апперцепция– свойство восприятия, суще­ствующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Различаются: 1) апперцепция устойчи­вая – зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убе­ждений, уровня образования и т.д.; 2) апперцепция временная – определяется ситуативно воз­никающими психическими состояниями: эмоциями, настроениями, установками и пр.

Ассоциация– связь между двумя или более психиче­скими явлениями (ощущениями, восприятиями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно. Актуализация одного члена ассоциации влечет за собой появ­ление другого.

Аффект– сильное и относительно крат­ковременное нервно-психическое возбуждение. Сопровождается значительными изменения­ми в деятельности внутренних органов, резко выраженными двигательными проявлениями, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний.

Безусловный рефлекс– врожденное, инстинктивное реа­гирование организма на раздражитель; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значительные изменения внутренней и внешней среды.

Бессознательное– совокупность психических процессов и состояний, которые человеком не осознаются никогда или в данный момент времени.

БехтеревВладимир Михайлович (1857–1927) – российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими, психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

БехтереваНаталья Петровна (1924–2008) – физиолог, академик РАН (1991), академик Рос. АМН (1975). Внучка В.П. Бехтерева. Труды по физиологии психической деятельности, структурно-функциональной организации и биоэлектрической активности головного мозга в патологии.

С 1992 года – руководитель Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург).

Бихевиоризм– направление в американской психоло­гии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Родоначальники: Э. Торндайк, Дж. Уотсон.

Влечение– психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.

Влияние– процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений и пр. в ходе взаимодействия с ним. Выделяются четыре основных способа влияния: внушение, убеждение, заражение и подражание.

Внимание– направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Воля– способность человека, проявляю­щаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психиче­ских процессов.

Воображение– специфический вид деятельности, направленный на создание челове­ком новых образов на основе имеющихся у него представлений.

Воспитание– в педагогическом смысле: специально организованный и управляемый процесс формирования человека, направленный на развитие личности. Передача обществен­но-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и труду.

Восприятие– целостное отражение предметов, ситуаций, явлений и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Вместе с про­цессами ощущения обеспечивает непосредственно чувственную ориентацию в окружающем мире.

Всестороннее развитие личности– подготовка человека к всестороннему, компе­тентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности; гармоническое развитие всех сторон душевной сферы индивида, его интеллекта, воли, чувств, достижение единства рационально-логического и эмоционально-психологического компонентов его мировоззрения.

Вторая сигнальная система– способ регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого вос­принимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка.

Выготский Лев Семенович (1896–1934) – российский психолог. Разработал культурно-историческую теорию, которая положила начало школе в современной психологии. Труды по развитию высших психических функций, мышлению и речи, психологии искусства.

Высшая нервная деятельность– физиологическая основа психики, отражательная деятельность больших полушарий головного мозга, обеспечивающая наиболее сложные взаимодействия высокоразвитого организма с внешней средой.

Генетическая психология– учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающее происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском возрасте.

Гештальтпсихология– одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой поло­вине XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание уделялось исследова­нию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и др.) как целостных структур. Основные представители: М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология– направление в западной психологии, в последнее время бурно развивающееся в России, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Основные представители: А. Маслоу, К. Роджерс.

Действие– главная структурная единица деятельности определяется как процесс, на­правленный на достижение цели.

Деятельность– динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализа­ция опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Как объясни­тельный принцип психики категория деятельности используется: 1) при изучении различных областей психической реальности – психологии познавательных процессов, воли, мотива­ции, эмоций, личности; 2) при построении различных отраслей психологии (психология об­щая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская и т.д.).

Дидактика– составная часть педагогики, изучающая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.

Желание– переживание человеком той или иной потребности, один из компонентов волевого процесса. В отличие от влечения желание характеризуется более или менее ясным представлением об объекте, на который оно направлено.

Жест– движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние. Различают жесты: иллюстраторы, регуляторы, эмблемы, адаптеры и аффекторы.

Забывание– процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закреп­ленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

Запоминание– один из основных процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов, восприятий, представлений, мыслей, действий, переживаний; основа накопления, сохранения и воспроизводства человеком своего опыта. Различают смысло­вое (логическое) и механическое, непроизвольное и произвольное запоминание.

Игра– один из видов деятельности, характерных для человека, важнейшее средство воспитания, особенно детей младшего возраста. Разновидности игры: манипулятивная, предметная, ролевая, подвижная (спортивная), умственная (разновидность – ди­дактическая) и др.

Имидж– эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо или чего-либо.

Индивидуально-психологические особенности– устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в качествах.

Индивидуальность– интегральная социально-психологическая макро-характеристика человека, совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих его уни­кальным, неповторимым.

Инстинкт– врожденная мало изменяемая форма поведения, обеспечивающая приспо­собление организма к типичным условиям его жизни.

Интеллект– относительно устой­чивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессозна­тельные процессы, обеспечивающие переработку различной информации и ее осознанную оценку.

Интерес– познавательная направленность че­ловека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительными эмоциями. Интересы делятся на эпизодические и постоянные.

Интроверсия– преимуще­ственная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К.Г. Юнгом.

Интуиция– вывод без последова­тельного логического рассуждения; чутье, догадка, непосредственное понимание на основе ранее приоб­ретенного опыта, знаний и в результате предшествовавшей (и не всегда осознаваемой) мыс­лительной работы.

Качества личности– сложные социально и биологически обусловленные структур­ные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.

Когнитивная психология– на­правление в психологии, в котором внимание фокусируется на процессе познания, на том, как жизненные переживания человека активно перерабатываются его разумом (Дж. Миллер, У. Найссер и др.)

Коммуникация– сообщение, передача ин­формации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.

Конфликт– психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различ­ных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека.

Личность–макрохарактеристика человека, выражающая его социальную сторону, совокупные социальные качества как представителя определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и т.д.), который включен в социальные связи, занимается общест­венно значимым трудом и осознает свое отношение к окружающей среде.

Локус контроль– устойчивое свойство личности, сформирован­ное в процессе ее социализации; склонность человека приписывать ответственность за ре­зультаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и уси­лиям.

Межличностные отношения– массовые социально-психологические явления, за­ключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющих ядро их общения и объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Меланхолик– субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующимся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов и проявляющимся в высокой реактивности психики, склон­ности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированиям на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д.

Метод– сово­купность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы воспитания– определенные способы педагогического воздействия на чело­века или коллектив или взаимодействия с ним в целях формирования и развития у него ка­честв, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.

Мимика– совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (пред­ставляет, обдумывает, вспоминает и т.д.). Одно из средств общения между людьми.

Мотив– субъективная причина того или иного по­ведения, действия человека - психическое явление, непосредственно побуждающее челове­ка к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.

Мотивация– совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержа­ние, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Мышление– познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Различают мышление: теоретическое и практическое; дискурсивное и ин­туитивное; творческое и воспроизводящее; предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наблюдение– метод научного исследования в различных науках, суть которого (для психолога) состоит в фиксации проявлений поведения и получения информации о субъек­тивных психических явлениях наблюдаемого.

Навык– действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма.

Направленность личности– психическое свойство личности: система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их дос­тижению. Обычно выделяют мировоззренческую, профессиональную, бытовую направлен­ность.

Настроение– общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение более или менее длительного времени все переживания человека.

Образ– субъективное психическое явление как результат познавательных процессов. Различают образы: элементарные и сложные; непосредственные, опосредованные и следо­вые; статичные и динамичные; самостоятельные и включенные в другие психические явле­ния.

Образование– процесс усвоения и развития человеком объективно востребованных качеств, результатом которого выступает сформированность интеллектуальной, теоретиче­ской и практической подготовленности к жизни и деятельности.

Общение– одна из форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании меж­личностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Одаренность– совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей. Наиболее сильное влияние на развитие и формирование одаренности оказыва­ет целенаправленное обучение и воспитание.

Онтогенез– в психоло­гии – физическое и психическое развитие человека от рождения до смерти.

Операция– единица деятельности, способ выполнения действий в конкретной, реальной или условной ситуации. Термин введен А.Н. Леонтьевым.

Опыт– результат чувственно-эмпирического отражения в психике человека объек­тивной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.

Органы чувств– периферические анатомо-физиологические системы, с помощью которых человек (животные) воспринимает и частично анализирует разнообразные раздра­жения, поступающие из внешней среды (экстерорецепция) и из его собственного организма (интерорецепция).

Ощущение– отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память– психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, со­хранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе дея­тельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.

Первая сигнальная система– система условно-рефлекторных связей, формирую­щаяся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на органы чувств раз­дражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие введено И.П. Павловым.

Переживание– любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состоя­ние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и высту­пающее для него как событие его жизни.

Перенос навыков–в заимодействие уже имеющихся навыков с вновь приобретенны­ми. Синоним переноса навыков - интерференция.

Поведение– система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (пси­хических и физических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «пове­дение» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в каче­стве центральной категории принято рассматривать не поведение, а деятельность.

Понимание– психологическое состояние, сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Познавательные психическиепроцессы– психические явления, в своей совокупно­сти непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу от­носятся: ощущения, восприятия, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.

Потребность– отражение в психике противоречий между существующими условия­ми жизнедеятельности человека и их необходимым, желаемым состоянием, стремление к достижению которого побуждает человека к соответствующей деятельности. Различают биологические и социальные потребности.

Представление– психический познавательный процесс воссоздания образов предме­тов и событий на основе их припоминания или продуктивного воображения.

Привычка– сложившийся в динамический стереотип образ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности; навык, сформировавшийся на фоне положительной эмоции.

Психика– системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности, включающем в себя моделирование реальности и регуляцию на основе этой модели своего поведения и деятельности. Психика обеспечивает более эф­фективное приспособление к среде. Изучение закономерностей развития и функционирова­ния психики составляет предмет психологии как науки.

Психическая активность– процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

Психические состояния– определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент вре­мени. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апа­тию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.

Психологическая школа– группа психологов, связанных идейно, а иногда и терри­ториально, с лидером научного направления. Как правило, представители одной школы раз­деляют теоретическую или систематическую платформу и работают над близкими пробле­мами.

Психология– наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенно­стях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Развитие личности– процесс формирования типологических и социально значимых качеств человека и его индивидуальности. Стадии развития в той или иной мере хронологически совпадают со ступенями образовательной лестницы.

Рефлекс– реакция организма, опо­средованная центральной нервной системой при воздействии рецепторов раздражителями внешней и внутренней среды. Рефлекс обеспечивает слаженную и скоординированную рабо­ту отдельных органов и приспособление организма к внешней среде.

Рефлексия– внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмыс­ление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о про­исходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Рецепторы– специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и пере­дающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Рецепторы делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, восприни­мающие положение тела в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы).

Речь– одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредо­ванное языком; процесс материализации мысли. Виды речи: внутренняя и внешняя (уст­ная и письменная).

Самоактуализация– непрерывное стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возмож­ностей, к творчеству, полноценному общению, ак­тивному саморазвитию.

Самонаблюдение– психодиагностический метод исследования, основанный на фиксации человеком динамики собственно­го сознания, сформированности различных качеств и уровня подготовленности.

Самооценка– определение человеком уровня собственной значимости, своих воз­можностей, качеств и места среди других людей.

Сангвиник– носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.

Склонность– устойчивая расположенность к определенной деятельности, стремле­ние ею заниматься.

Сознание– высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий и категорий; неразрывно связано с языком.

Сосредоточенность– психическое состояние, определяемое концентрацией внимания на определенных объектах, мыслях, переживаниях человека.

Способности–устойчивые индивидуальные особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в разных видах деятельности.

Стимул– внешнее воз­действие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.

Страсть– сильное, стойкое, длительное, всеохватывающее чувство, которое в ре­шающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и при­водит к сосредоточению всех ее стремлений и усилий на предмете страсти.

Стремление– желание и готовность действовать определенным образом.

Стресс– психическое состояние обще­го возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстре­мальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия сре­ды.

Талант– высшая степень способностей личности к опре­деленной деятельности, ее одаренность, когда она достигает уровня черты характера, обес­печивая возможность наиболее успешного, творческого выполнения тех или иных задач.

Темперамент– совокупность устойчивых динамических особенностей протекания всех присущих ему психических явлений. Различают четыре основных видов темперамента: сангвинистический, флегматический, холерический и меланхолический. Кроме данного, существуют другие принципы классификации (по У. Шелдону, Г. Айзенку и др.)

Тест– метод исследования личности, постро­енный на ее оценке по результатам выполнения стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью.

Трансакция–взаимодействие, взаимное влияние людей друг на друга.

Труд- один из основных видов человеческой деятельности наряду с игрой и уче­нием.

Узнавание– один из процессов памяти, при котором запечатленный материал актуа­лизируется при повторном воздействии на человека предметов, явлений, событий, восприня­тых им ранее.

Условный рефлекс– индивидуально приобретенная, сложная приспособительная ре­акция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловным рефлекторным актом. Система взаимосвя­занных условных рефлексов образует динамический стереотип. Термин предложен И.П. Павловым.

Установка– готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребно­сти и объективной ситуации ее удовлетворения; это психическое явление, которое как крат­ковременный процесс и состояние есть проявление внимания, а как свойство личности - ее направленности.

У́хтомскийАлексей Алексеевич (13 (25) июня 187531 августа 1942) российский физиолог, создатель учения о доминанте. Магистерская диссертация «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний». В ней был впервые выражен принцип доминанты, развитый потом в 1921 году и в последующие годы. Академик АН (1935).

Учение– организованная познавательная деятельность, в процессе которой учащийся проходит путь от незнания к знанию, от знания неполного к более полному и совершенному, опираясь при этом на чувственное восприятие, абстрагирование и практику.

Феноменалистическая психология– направле­ние зарубежной, главным образом американской (Р. Берне, К. Роджерс, А. Комбас) психологии, объявившее себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратив­шее свое главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределе­ние, его эмоции, отношения, ценности, убеждения.Феноменалистическая психология рас­сматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации.

Флегматик– носитель одного из четырех основ­ных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и устремлений.

Фрейдизм– общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной ба­зе психологического учения 3. Фрейда – психоанализа – и работавших над созданием еди­ной психотерапевтической концепции. Психоанализ – учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознатель­ное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем фрейдизм возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессозна­тельным в психике человека.

Фрустрация– психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объек­тивно непреодолимыми препятствиями на пути к желанной цели. Фрустрация – внутренний конфликт личности между ее направленностью и объективными возможностями, с которыми личность не согласна.

Характер– совокупность устойчи­вых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловли­вающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому се­бе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельно­сти и общении.

Холерик– носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов, проявляющихся в психическом плане в несдержанности, бурных эмо­циональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мими­ке, поведении.

Цель– один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характери­зуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов его достижения.

Черта личности– относительно устойчивое качество личности, являющееся компо­нентом ее характера и проявляющееся в особенностях поведения индивида.

Чувство– особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения лично­сти к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизи­рующих (стенических) или тормозящих (астенических) деятельность.

Эвристика– наука, исследующая закономерности творче­ской деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при ре­шении сложных интеллектуальных задач.

Экстраверсия– пре­имущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события.

Эмоции– особая форма отражения психикой ок­ружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных пережи­ваниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенических) или тормозя­щих (астенических) деятельность; непосредственная форма выражения чувств.

Эмпатия– способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Наши рекомендации