Тема 7. Репродуктивное здоровье
Понятие репродуктивного здоровья. Репродуктивное здоровье женщины: медицинский, психологический, социальный аспекты. Репродуктивное здоровье мужчины. Ответственность за зачатие в партнерской паре. Планирование семьи. Изменение психического состояния женщины в период беременности. Стили переживания беременности: адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий. Психологическое сопровождение беременных. Группы психологической подготовки к родам. Психологические аспекты родов. Психоэмоциональное состояние женщины в послеродовый период.
Бесплодие. Искусственное оплодотворение. ЭКО: оплодотворение in vitro. Психологические аспекты бесплодия.
Контрацепция. Методы контрацепции. Психологический аспект контрацепции. Аборт. Психологические аспекты аборта.
Тема 8. Психогигиена сексуальной жизни
Проблема «опасного» и «безопасного» секса. Здоровое тело и «безопасный» секс как условия, улучшающие сексуальную функцию. Заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП), их общая характеристика. Факторы, способтвующие распространению ЗППП: низкий уровень санитарного образования и сексуальной культуры, наркомания, проституция, алкоголизм, медицинские, социально-демографические и др. Способы распространения и передачи инфекций. Эмоциональные реакции на заражения ЗППП. Психосоциальные аспекты ЗППП. Профилактика ЗППП.
Основные характеристики эпидемии ВИЧ/СПИД. Пути передачи вируса ВИЧ-инфекции. Профилактика ВИЧ-инфекции: рекомендации по безопасному сексу. Социальные и эмоциональные реакции на инфицирование. Проблемы, стоящие перед личностью и перед обществом.
Раздел IV. Психосексуальное развитие Тема 9. Периодизация психосексуального развития
Психосексуальное развитие и половое созревание: дифференциация понятий. Теории психосексуального развития 3. Фрейда, С. Грофа. Психосексуальное развитие как один из аспектов пси-
хического развития. Современные общепринятые положения об этапах психосексуального развития: формирование полового самосознания, полоролевого поведения, психосексуальной ориентации. Особенности фазового развития и изменения соотношения биологических, психологических, социальных компонентов в становлении сексуальности.
Основные признаки, обуславливающие психосексуальное развитие: половая идентичность, половое самосознание и осознание пола окружающих; полоролевое поведение, психосексуальная ориентация. Дополнительные признаки: половое влечение, половое возбуждение, половая активность, сексуальные установки.
Периоды психосексуального развития: парапубертатный период; препубертатный период; пубертатный период; переходный период; период зрелой сексуальности; инволюционный период. Их характеристика. Критические периоды развития сексуальности. Климактерический период у мужчин и у женщин. Переживание менопаузы женщиной.
Оценка интенсивности сексуальных проявлений с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Половая конституция как тип функционально-энергетического реагирования, определяющий половую активность. Влияние половой конституции на диапазон потребностей в сексуальной сфере, степень резистентности к патологическим факторам.
Дисгармоничное психосексальное развитие. Выраженные отклонения в психосексуальном развитии: задержки психосексуль-ного развития, нарушения полоролевого самосознания, нарушения стереотипа полоролевого поведения, нарушения психосексуальной ориентации. Причины нарушений психосексуальной ориентации.
Тема 10. Детская, подростковая и юношеская сексуальность
Генетические факторы, определяющие пол ребенка. Факторы, определяющие пол ребенка в период внутриутробного развития. Сексуальность в младенчестве. Чувственная близость ребенка и родителей как фактор, определяющий развитие сексуальности. Формирование половой идентичности, полового самосознания. Особенности сексуального поведения детей: интересы, игры, гетеро-, гомосексуальное экспериментирование. Мотивы сексуального экспериментирования.
Формирование половой роли. Маскулинность/феминность, женские и мужские половые роли. Границы социализации половой роли.
Половое созревание у девочек и мальчиков. Характеристика пубертатного периода. Этапы формирования психосексуальной ориентации: стадия эротического, платонического, сексуального
либидо. Особенности сексуального поведения подростков: эротические переживания и сексуальные фантазии, мастурбация, петтинг, орально-генитальный секс, промискуитет. Переживание сексуального дебюта юношами и девушками. Представления юношества о романтической любви, о сексуальных отношениях.
Половое воспитание детей и подростков. Цель, задачи, содержание современных программ полового образования и воспитания.