Примеры архетипов, описанных К. Юнгом

Архетипы Определения Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала

Гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу). В рамках гуманистического подхода личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей и самоактуализации.

Когнитивная (Дж. Келли). Согласно когнитивной теории личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личностный опыт человека. Структура личности есть индивидуально своеобразная иерархия конструктов. У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):

1) блок «ядерных» конструктов, которыми человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми;

2) блок периферических конструктов - это остальные конструкты.

Целостность личности выражается в совместном функционировании этих двух блоков. С точки зрения целостности личность может быть двух типов: когнитивно простая и когнитивно сложная.

Поведенческая (А. Бандура). Личность в этой теории - это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности - с другой.

Деятельностная (СЛ. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Согласно этой теории личность - это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности - это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенциально-бытийных целостных свойств личности.

Диспозиционная (Г. Олпорт, Г. Айзенк) - В рамках этого подхода личность - сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств проприума. Структура личности - организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека.

Либидо - общая биологическая энергия.

Ид (оно) - главная составляющая структуры личности в психоанализе, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия.

Эго («Я») - совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики.

Суперэго (сверх «Я») - психическая структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности общества.

Архетипы - наследственно передающиеся первичные идеи (идеи Бога, зла и др.). Архетипы проявляются в сновидениях, встречаются в виде символов в искусстве, литературе, архитектуре, религии и т.д.

Коллективное бессознательное - совокупность всех врожденных архетипов.

Экстраверсия - ориентация личности на объект, на внешний мир.

«Я-реальное» (К. Роджерс) - совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас».

«Я-идеальное» (К. Роджерс) - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

Потребность в самоактуализации (А. Маслоу) - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.

Интроверсия - ориентация на внутренний мир, на собственные переживания.

Конструкт (англ. construct - строить) - своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Личность когнитивно простая - личность с небольшим набором конструктов.

Личность когнитивно сложная - личность с большим количеством конструктов. Когнитивно сложная личность по сравнению с когнитивно простой отличается тем, что имеет лучшее психическое здоровье, лучше справляется со стрессом, имеет более высокий уровень самооценки, более адаптивна к новым ситуациям.

Личности направленность - система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности.

Самоконтроль - совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя.

Экзистенциально-бытийные свойства личности - эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире.

Диспозиция (англ. disposition - предрасположенность).

Личностичерта - предрасположенность человека вести себя сходным образом в разное время и в разных ситуациях.

Проприум (лат. proprium - собственно, «я сам») - сходно с понятием «Я» в гуманистической психологии. Проприум включает высшие цели, смыслы, моральные установки человека.

Иерархия - порядок расположения от низшего к высшему или от высшего к низшему.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Психические свойства личности образуют неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого человека, которое можно рассматривать как относительное постоянство психического склада личности (характер, способности, самоконтроль).

Личность характеризуется доминирующими потребностями, интересами, ценностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением, что выражается в понятии направленность личности. Психические свойства личности взаимосвязаны друг с другом и образуют определенную структуру.

Личности присущи следующие свойства:

- активность (стремление субъекта выходить за пределы себя, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний);

- направленность (система устойчивых доминирующих мотивов - интересов, убеждений, идеалов и т.п.);

- обладает глубинными смысловыми структурами, устойчивыми к вербальным воздействиям, которые определяют ее сознание и поведение;

- обладает самосознанием. Для индивида личность выступает как его «Я-образ».

Личности структура - совокупность устойчивых связей между отдельными чертами, обеспечивающая ее целостность. В деятельностном подходе наиболее популярна четырехкомпонентная структура (модель) личности. Она включает: направленность, способности, характер и самоконтроль (саморегуляцию).

Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

Интерес - одна из форм направленности личности. Интерес эмоционально окрашен и связан с проявлением познавательной способности.

Ценности - система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.

Убеждение - высшая форма направленности - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Идеал - представление о достойном подражания, образцовом человеке, об особенностях его личности, поведения и отношениях с людьми.

Мировоззрение - система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью. (Что может Личность).

Характер - совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека (Что он есть).

Самоконтроль - совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Этот блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д.

РАЗВИТИЕ

Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. В психологии развитие - это необратимые изменения в психике человека (качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные).

Современная наука исследует сложноорганизованные саморазвивающиеся объекты - системы, во многих ее областях разрабатываются специально научные теории развития.

Личности развитие - процесс последовательного развертывания свойств, качеств и характеристик, присущих человеку как индивиду и как члену общества, проявляющихся в его деятельности, общении и взаимодействии с другими людьми. Развитие личности включает этапы: формирование, стабилизация, возрастные изменения, преобразование.

Особую роль в развитии личности играет воспитание как целенаправленное и организованное воздействие субъекта воспитательной деятельности (социальных институтов или уполномоченных ими отдельных лиц) на объект воспитания с целью формирования определенного типа личности, соответствующего социальному заказу общества на данном историческом этапе его развития.

Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Факторы среды (формы обучения, родители, общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка.

Однако личностью человек становится не сразу, а проходит два крупных этапа (А.Н. Леонтьев). Первое рождение личности относится к дошкольному возрасту. На этом этапе происходят первые подчинения непосредственных побуждений ребенка социальным нормам. Этот этап характеризует первый признак личности - способность к опосредованному поведению. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Этот этап знаменует наличие второго признака личности - способности к сознательному руководству собственным поведением.

Механизмы стихийного развития личности:

1) сдвиг мотива на цель (сначала ребенок выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив), затем (при правильном воспитании) это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (произошел сдвиг мотива на цель);

2) идентификация (ребенок действует по образу и подобию окружающих его людей);

3) принятие и освоение множества ролей. Приняв роль (сын, ученик, товарищ), ребенок ведет себя в соответствии с принятой ролью.

Все три механизма действуют совместно.

Воспитание - это создание условий для полноценного действия этих механизмов.

Идентификация - важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и пр.

Роль - совокупность прав и обязанностей, соответствующих позиции человека в обществе, в системе межличностных отношений.

Эффект «горькой конфеты» - ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: не вставая со стула, достать удаленный привлекательный предмет. Экспериментатор оставляет ребенка и наблюдает за ним из соседней комнаты.

После безуспешных попыток ребенок встает, берет предмет и возвращается на место. Экспериментатор хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от конфеты, а после повторных предложений начинает плакать. Конфета оказывается для него «горькой». Это говорит о том, что ребенок уже начинает, но еще не до конца подчинять свои мотивы (взять конфету) социальным нормам (делать, как сказано - не вставая со стула).

НАРУШЕНИЯ

Классификации личностных нарушений остаются все еще спорными.

В отечественной психологии выделяют:

1) нарушение структуры иерархии мотивов, что влечет за собой изменение деятельности: из опосредованной она превращается в импульсивную, исчезают «дальние» мотивы, некоторые становятся влечениями (например, при алкоголизме), доминируют в жизни больного;

2) формирование патологических потребностей и мотивов. В этом случае меняется самосознание человека, его образ «Я», что приводит к появлению, например, синдрома дисморфобии, анорексии и т.п.;

3) нарушение смыслообразования. Мотив превращается только в знаемый, или происходит сужение круга явлений, которым человек придает смысл;

4) нарушение саморегуляции. Так, у больных с нарушением личности в процессе саморегуляции дальние цели не участвуют;

5) нарушение критичности и спонтанности поведения. Нарушение критичности проявляется в нецеленаправленных действиях, расторможенности поведения, в нецеленаправленности суждений и т.п. При этом деятельность больного лишена смысла и замещается действиями, за которыми не стоит смыслообразующий мотив.

Дисморфобия (дис + греч. morphe - форма, phobos - страх). Представление о мнимом внешнем уродстве, страх телесных изменений. Дисморфобия может носить характер навязчивых, сверхценных и бредовых идей.

Анорексия невротическая (ан(а) - отрицание + греч. orexis – желание есть, аппетит). Отсутствие аппетита, возникающее при неврозах в связи с перевозбуждением коры головного мозга.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Сторонники идеографического подхода к изучению личности (Г. Олпорт и др.) утверждают, что черты личности образуют в каждом конкретном случае неповторимое индивидуальное сочетание, что делает невозможным сравнение людей между собой.

В противовес им сторонники номотетического подхода (Р. Кеттелл, Г. Айзенк) подчеркивали, что уникальность личности не является препятствием для ее изучения. Одной из первых наиболее распространенных структурных моделей является 16-факторная модель личности, разработанная Р. Кеттеллом, в которой исходный набор черт определяет индивидуальные особенности личности человека и может диагносцироваться опросником (16 PF).

Другой широко распространенной факторной моделью личности является модель «Большая пятерка», предложенная У.Т. Норманном. Она содержит 5 факторов:

1) экстраверсия,

2) дружелюбие,

3) добросовестность, сознательность,

4) нейротизм,

5) культура.

Каждая из перечисленных моделей личности позволяет изучать индивидуальные особенности личности.

В характеристику целостной личности входят и ее типичные черты. Типологические черты личности описаны в многочисленных типологиях, разработанных в современной психологии (номотетический подход). Некоторые из них являются типологиями темперамента или характера, а не личности в целом.

К типологиям личности можно отнести, например, ценностную типологию Э. Шпрангера (1928). По признаку доминирующей в жизни ценности, формирующей и определяющей целиком личность человека, он выделил типы (теоретический, экономический, эстетический, общественный, политический и религиозный).

Достаточно известными являются:

- типология личности К. Юнга,

- психологический портрет в разработке Д. Кейрси,

- социально-психологические типы и др.

Метод идеографический - метод исследования личности, ориентированный на описание уникальных, единичных объектов (Г. Олпорт).

Метод номотетический - метод исследования личности, ориентированный на установление обобщений (Р. Кеттелл, Г. Айзенк).

Наши рекомендации