Психосоциальное развитие. Развитие Я как члена семьи.Чтобы ответить на вопрос «Что нового вносит старость в
Развитие Я как члена семьи.Чтобы ответить на вопрос «Что нового вносит старость в развитие Я как члена семьи?» необходимо определить, какими должны быть функции бабушки и дедушки в семье. Обратимся к исследованиям И. А. Разумовой, изучившей рассказы различных людей о родственниках, которые фольклоризованы в семейной истории [29]. Людям разного возраста предлагалось рассказать о каком-нибудь наиболее интересном члене семьи.
Примечательно, что главными персонажами большинства семейных историй стали бабушки и дедушки, на втором месте — прабабушки и прадедушки, далее — все остальные. Оказалось, что независимо от возраста внуки оценивают функцию бабушки по отношению к себе как «защитную»: она «поддержка и опора», «друг и советчик», «дает душевное равновесие» и т.п. Дедушка «вселяет в других людей надежду», которая сейчас необходима. Дедушки и бабушки признаются центром семьи, источником семейной сплоченности, основаниями ощущения собственной силы и жизнестойкости. Может быть, поэтому в их характеристиках отмечается исключительность по сравнению с обычными людьми, что касается как их личных качеств, так и знаний и умений, физической силы и крепости.
«Когда у меня возникает особо трудная ситуация, я достаю фотографию бабушки и рассматриваю ее. Думаю о том, что во мне есть частичка ее. И если она смогла вынести все свои испытания: Гражданскую войну, потерю двух любимых мужей, помещение сыновей в сталинские лагеря, то и я, конечно, справлюсь. И наоборот, в каждом моем существенном успехе я вижу отголоски жизней моих бабушек». Ж., 41 год.
Во многих семьях присутствует мнение о наличии тесной связи через поколение, передаче тех или иных качеств. Причем иногда утверждается не только сходство внуков и прародителей, но и фактически тождество внешности и характера. Такое тождество делает отношения молодых людей с бабушками и дедушками особенно доверительными. Тем более что современные работающие родители часто не имеют столько времени для общения с детьми, сколько бабушки и дедушки.
«Для меня чуть-чуть, на капельку более значима бабушка. Мы с ней похожи характером. А дедушку я тоже очень люблю. Он для меня как идеал. Бабушка тоже очень хорошая, но она земная, как я. А дедушка — просто ангел во плоти». Ж., 15 лет.
Во многих семьях сформировались представления о существовании суммарной жизненной силы рода, хранителями которой являются бабушки и дедушки. Они же передают ее, уходя из этой жизни, своим восприемникам. В семейных мифах часто отмечается совпадение смерти пожилого родственника и рождение ребенка. Как отмечала И. А. Разумова, «основаниями для мифологизации совпадения рождения и смерти составляют идеи того, что: а) новый родственник вытесняет старого из физического семейного пространства; б) новорожденный по наследству должен получить свою долю жизненной силы; в) количество жизненной силы в семье — величина постоянная» [29].
Однако прародители способствуют организации не только временного пространства, но и физического. Так, пространство рода, как правило, организовано вокруг одного центра — определенной местности или дома, в котором проживают старшие родственники. В этом центре проводятся семейные праздники, создающие ощущение семейного единства. Можно согласиться с И. А. Разумовой, что такие периодические посещения бабушек и дедушек — главная форма единения рода.
Итак, заключим, что основные функции бабушек и дедушек можно разделить на семейные и социальные. К первым можно отнести содействие стабильности семейного рода. Ко вторым — накопление и передачу последующему поколению силы духа, жизненных ценностей (этических, социальных). Таким образом, прародительское поколение имеет особый статус, определяющийся закономерностями социального развития общества.
Однако, как уже говорилось ранее, такой статус оно получает только в полноценно функционирующих семьях. Любая семейная дисгармония в первую очередь отражается на детях и стариках, последних она лишает возможности выполнения нормативных семейных и социальных функций. В этом случае, что тоже отмечалось, общение прародителей как с детьми, так и с внуками становится конфликтным. Пожилой человек находится в состоянии эмоциональной депривации, а семья его лишается духовной опоры, стабилизирующего стержня. Развитие Я как члена семьи тогда носит инволюционный характер.
Развитие Я как профессионала.На психосоциальное развитие в пожилом возрасте оказывает большое влияние наличие в обществе такого социального явления, как пенсия, т.е. возможность прекращения трудовой деятельности при достижении определенного возраста. Еще задолго до наступления этого необходимость выхода на пенсию вызывает, как правило, сильные чувства. У людей, занятых саморегулируемой работой с высоким уровнем образования, чаще это бывает тревога, грусть. У них наблюдают более продолжительный период трудовой деятельности и более поздний срок выхода на пенсию.
«Как-то начинает пугать — вот тебе скоро 55. Надо уходить. А ты привык уже к этому месту, к этой жизни. К этой работе. Тебе страшно расставаться с большим отрезком времени. Это очень тяжелый период, когда ты оказываешься как выброшенный на берег. Сразу ты остаешься без какого-то своего куска жизни. Но если человек знает, что жизнь одна и надо радоваться жизни, то тяжелый период проходит». Ж., 64 года.
У работников, занятых на тяжелой физической работе или на конвейере с принудительным темпом, отмечают стремление к более раннему выходу на пенсию и ожидание ее, сопровождающееся позитивными чувствами.
Однако для всех людей выход на пенсию — кризисный период развития. Многие авторы выделяют как последствие выхода на пенсию снижение у людей социальных и культурных контактов. Отмечается нарастание психического упадка и депрессии. Некоторые ставят вопрос о психологическом банкротстве пенсионеров. По результатам динамических наблюдений за пенсионерами выявлено влияние прекращения работы на ускорение процесса инволюции на всех уровнях целостного организма. Интересно, что, несмотря на наличие времени для отдыха, не улучшается состояние здоровья. Более того, отмечается, что возможное кратковременное улучшение здоровья после выхода на пенсию в дальнейшем сменяется его ухудшением. Особенно это выражено у административно -технического персонала.
Действительно, с выходом на пенсию человек ставится перед необходимостью решения нескольких важных задач. Первая — это проблема структурирования времени. О ней уже говорилось ранее. Вторая — поиск и опробование новых жизненных ролей. У тех людей, которые ранее отождествляли себя с социальными ролями, могут наблюдаться потеря Я илиже ролевое смешение. К примеру, если человек считает, что его Я— директор, то потеря возможности работать директором становится угрозой целостности его Я. Третья — необходимость нахождения сферы приложения собственной активности. О роли активности в старости мы уже говорили ранее. Понятно, что эти три задачи взаимосвязаны. И также ясно, что предпосылкой успешного решения этих задач являются наличие у человека согласия на собственную старость и использование им преимущественно активных способов приспособления.
«Я вот из садика уходила и думала: "Как же это я не буду приходить сюда — ведь целая жизнь прошла". А кипела она — ух! Мы встречи устраивали всякие, вечера, праздники для ребят. Спектакли. Скучала я по работе очень, плакала даже. А потом втянулась в домашние хлопоты, что уж не знала, когда я успевала на работу ходить». Ж., 72 года.
Умение смотреть на жизнь с точки зрения не только потерь, но и предоставляемых возможностей позволяет, как уже говорилось, найти новый смысл жизни в старости. Поскольку развитие в старости не заканчивается, можно предположить, что должно продолжаться и развитие как профессионала. Только теперь оно несколько меняет свою окраску. Становится менее вынужденным, так как менее ориентировано на получение материального вознаграждения. Так, изучение мотивов труда у работающих пенсионеров показало, что чаще всего они сочетают мотивы материального и социального характера. Только лишь материальными мотивами обусловлен, как правило, труд малоквалифицированных рабочих с относительно низким уровнем пенсионного обеспечения. У большинства же работающих пожилых материальная заинтересованность базируется на стремлении к сохранению прежнего жизненного уровня. Социальные мотивы обычно связаны с получением удовлетворения от профессиональной деятельности, осознанием труда как жизненной потребности и необходимости.
В определенной степени развитию Я как профессионала мешает стереотипное восприятие старости как периода ослабления интеллектуальных возможностей. Но современные исследования показывают, что снижение некоторых показателей умственного развития в старости связано в основном с замедлением скорости реакций, т. е. скорости восприятия и обработки информации. Однако, поскольку снижение умственных способностей в старости является одним из довольно распространенных мифов, остановимся на этом несколько подробнее. Как утверждал немецкий исследователь В.Д. Освальд, современные знания о когнитивных проявлениях старения опровергают прежние представления о том, что умственные способности с возрастом подвергаются общему ослаблению [81]. Да, они действительно изменяются. Можно сказать, что они дифференцируются в двух направлениях. Одна группа когнитивных функций — кристаллизованные, в основном они зависят от тренировки, связаны с образованием, средой, культурными занятиями и не только не снижаются, но и могут быть улучшены и в пожилом возрасте. Другая группа функций — текучие, отражающие способность гибкой обработки информации. Эти функции сильно ориентированы на скорость и темп обработки информации. Они постепенно снижаются, начиная с 30-летнего возраста. Снижение текучих функций идет параллельно биологическому старению.
Таким образом, когнитивные процессы с возрастом становятся более медленными. В результате одно и то же количество информации уже не удается обработать так быстро, как в более раннем возрасте. Однако нужно иметь в виду следующее. Познавательные возможности в старости менее зависят от биологических факторов, чем в каком-либо другом периоде. Если человек после выхода на пенсию прекратит все виды активности, то утрачиваются мотивы для сохранения этих возможностей. Кроме того, недостаток упражнений может действительно привести к угасанию познавательных возможностей. Поэтому можно согласиться с Б. Пухальской, что специфика развития в старости — это необходимость для его осуществления высокого уровня развития самосознания и большой работы над собой [71].
Но даже согласившись с сохранением познавательных возможностей профессионального развития, нельзя исключить вопрос о затруднении процесса обучения в старости. А, как известно, постоянное самообучение нужно для любого профессионального роста. Кроме того, в силу реального ослабления здоровья некоторые пожилые люди могут столкнуться с невозможностью продолжения прежней работы и с необходимостью переобучения.
Взгляды на возможность и целесообразность приобретения в пожилом возрасте новых рабочих навыков и интеллектуальных навыков противоречивы. Есть данные о затруднительности, малоэффективности профессионального обучения пожилых. В последнее время все чаще появляются данные, свидетельствующие об ошибочности прежних теорий. Так, описаны результаты о способности пожилых к обучению иностранным языкам, рисованию. Причем процесс обучения оказал одновременно благоприятное влияние на состояние здоровья. Американские психологи приводят интересный пример, когда пожилые неквалифицированные грузчики и носильщики аэропорта были успешно обучены для участия в системе погрузочно-разгрузочных работ. Естественно, обучение пожилых людей требует особых методов. Но если вспомнить детей, то их обучение тоже потребовало особых методов и привело к созданию целых наук, таких, как дидактика, педагогика, методики преподавания отдельных предметов и т. п.
Таким образом, можно согласиться, что развитие Я как профессионала в пожилом возрасте возможно. Выделяются три основных варианта такого развития. Первый — это продолжение работы в прежней профессиональной сфере, но с постепенным изменением характера выполняемой деятельности. Так, у научных работников наблюдается переход к научно-административной и научно-литературной работе. Второй — это перемещение в другую профессиональную сферу. К сожалению, в последнее время такие перемещения осуществляются со снижением квалификации и статуса профессии. Мы полагаем, что должны существовать специальные центры по переобучению пожилых, дающие им возможность реализовывать свою активность в соответствии со своими способностями. Кроме того, должна существовать служба трудоустройства не только для молодежи, но и для пожилых. Третий вариант — развитие Я как профессионала в условиях семьи. Это может быть накопление умений в области садоводства, вязания, шитья и т. п.
«Глядишь, через пару-тройку денечков какая-нибудь кофточка для внученьки получится или свитерок для внучка. Они любят, когда я им вяжу. Вроде бы неплохо .получается, да и таких нет ни у кого. А летом обычно я на даче. Вы знаете, у меня на огороде столько всякой всячины растет. Например, яблонь у меня аж 7 видов. А еще я очень люблю шить. Внученька постоянно просит: "Бабуля, сшей мне что-нибудь"». Ж., 77 лет.
Вернемся к вопросу о возможной потере идентичности с выходом на пенсию. Понятно, что такая угроза возникает в случае деструктивного варианта старения, трудностей адаптации, склонности к использованию защитных механизмов.
«Что мне теперь делать? Работать я уже не могу, а другого занятия не придумаю. Дети уже выросли. Зачем им нужна старая мать? Тяжело ощущать себя ненужной. Я ведь 30 лет проработала на заводе. Там прошла вся моя жизнь. А теперь на мое место пришла молоденькая девочка и со всем легко справляется. Неужели меня так легко заменить?» Ж., 61 год.
В литературе описаны два довольно типичных варианта защиты своей идентичности. Первый — это прибегание к слиянию с какой-либо социальной группой, чаще семьей. Здесь слабое Я пытается заменить его сильным Мы. Семейная среда при этом обеспечивает ощущение безопасности. Возникают своеобразные отношения зависимости, т.е. пожилой человек стремится к подтверждению своего зависимого положения. Основой этого положения является желание получать помощь окружения. Причем пожилой человек считает, что он должен ее получать. Однако эмоциональный комфорт при этом достигается не всегда, поскольку для поддержания таких отношений необходимо, чтобы отношения зависимости устраивали семью. В противном случае, возможны острые жалобы пожилого человека на свое окружение, на недостаток внимания и заботы. При невозможности построить отношения зависимости в семье человек может пытаться найти их в другом месте, например во взаимоотношениях с врачом, социальным работником и т. п.
Второй защитный механизм — это стагнация идентичности, попытка удержать ее на прежнем уровне без изменений. Люди, прибегающие к такому механизму, преувеличенно эмоционально сдержаны. Избегают делиться своими жалобами и проблемами. Ключевым моментом здесь является категорическое отвержение помощи, поскольку принятие помощи, по их мнению, свидетельствует о собственной слабости, об изменении статуса, представляет угрозу идентичности. Если же помощь принимается, то это сопровождается негативными переживаниями.
«Я всегда привыкла быть для своих детей поддержкой, помощью и силой. А вот теперь — наоборот. Приходится занимать низкое положение. Прямо сердце кривые обливается, когда принимаю их помощь. А с другой стороны, я без них совсем не могу. Вся надежда на них. Хочется, чтобы они всегда были рядом. Я боюсь остаться одна, когда буду совсем плохая». Ж., 59 лет.
Такое отношение к принятию помощи существенно отличается от ситуации, в которой человек принимает помощь с благодарностью, но не считает, что он обязательно должен получать ее.
«Сын пореже приезжает. Но первым делом ревизию наводит: сколько у меня продуктов, сколько денег. Мне даже неловко бывает. Но для меня это большая радость. Ведь не последние он мне отдает. Значит у него достаток есть. Не зря мы с отцом столько сил в образование детей вложили». Ж., 65 лет.
Таким образом, продолжение развития Я человека как профессионала влияет не только на психическое состояние и здоровье человека, но и на внутрисемейные отношения.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что нужно пересмотреть существующий стереотип «заслуженного отдыха» пожилых людей, подойти к государственному стимулированию продолжения трудовой деятельности, ставить вопрос о необходимости создания службы профориентации и обучения пенсионеров. Это тем более важно, что повсеместно наблюдается такое относительно новое явление, как демографическое старение населения, т. е. изменение его возрастной структуры в сторону старших возрастных групп. Особенно остро этот процесс протекает в экономически развитых странах. Но предполагается его распространение и на страны Азии, Африки и Латинской Америки. И процесс демографического старения вызывает необходимость пересмотра основ функционирования и организации медицинской, психологической, социальной поддержки пожилых и, конечно, профессионального обучения и развития.
Вопросы для самопроверки
1. Как формулируются основные задачи развития в старости?
2. В чем сущность кризиса встречи со старостью?
3. Что вы понимаете под стратегиями старения?
4. Что такое адаптация в старости и от чего зависит ее успешность?
5. В чем состоит проблема утраты?
6. Как взаимосвязаны здоровье и социальные контакты пожилых?
7. В чем специфика психосоматических заболеваний в старости?
8. Каковы семейные функции бабушек и дедушек?
9. В каком случае возможно возрастание внутрисемейных конфликтов в старости?
10. Как изменяются с возрастом познавательные процессы?
Вопросы для самоанализа
1. Можете ли вы представить собственную старость?
2. Как вы полагаете, должна ли проводиться подготовка к старости, если да, то в каком возрасте? Как?
3. Вспомните ваших знакомых стариков с конструктивной и деструктивной стратегией старения. Кто из них вам более симпатичен?
4. Как вы реагируете на различного рода несправедливое ворчанье стариков с деструктивной стратегией старения? Удается ли вам их понять или они вызывают у вас чувство гнева?
5. Вызывают ли у вас интерес незнакомые пожилые люди, к примеру в метро, или вы их не замечаете?
6. Как вы общаетесь со своими бабушками и дедушками? Применяете ли для этого знания, полученные в этой книге?
7. Как вы полагаете, показателем чего является умение человека бесконфликтно общаться с пожилыми людьми?
8. Приходилось ли вам размышлять о своем уходе из жизни? Как это влияло на ваше поведение?
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Поразмышляйте письменно на тему «Счастливая старость — что это такое?».
Творческие работы выполнены студентами факультета педагогики и психологии МПГУ.
Е. Катынская
Нашу соседку — 83-летнюю старушку — сын отправил в дом для престарелых... Она часто плакала последнее время, а потом, видимо, смирилась... «Им будет легче», — сказала она... И вот уже почти год я ее не видела.
А помните спектакль «Дальше... тишина» с Ф. Раневской и Р. Пляттом в главных ролях. Какие мудрые старики, сколько терпения, смирения... Как хочется каждому из них помочь, подарить что-то свое, что-то хорошее, теплое, защищающее...
Недавно я ехала в троллейбусе. Дождь, ветер, пустота... Напротив сидела старушка и смотрела в одну точку на окне... Я стала ее разглядывать: помятые старые валенки, потрепанное пальто, платочек... Вряд ли рядом с ней есть те, кто заботится о ее старости... И сердце сжалось... Она случайно подняла на меня глаза, и я улыбнулась ей... И произошло нечто совсем неожиданное для меня — в ее взгляде было столько благодарности, тепла... Она словно просила меня не отворачиваться... И мне опять стало страшно... Боже мой, сколько их — одиноко ютящихся у окошка, стоящих в холодных переходах с дрожащей рукой и опущенным взглядом... или просто смиренно принимающих болезненную старость у себя в комнатушке.
Для меня очень больные темы — «дом для престарелых» и «детдом». Они во многом схожи, ведь старики — те же дети, чаще брошенные, забытые и почему-то ненужные... Как это?
Я боюсь, что не смогу выполнить на этот раз ваше задание. Я даже не могу объяснить — почему. Для этого нужно особое чувство, которым необходимо какое-то время жить, чтобы работа получилась... Но со мной сейчас что-то не так, совсем не так,.. Состояние опустошенности. Я много раз садилась, брала ручку, закрывалась ото всех — но не получается. А просто отписаться? Уж лучше ничего не писать.
Если можно (хотя, конечно, нельзя) — я просто опишу, каким бы я хотела видеть «дом для престарелых».
Прежде всего о людях, работающих в этом доме, — это люди для людей и во имя людей, люди самоотверженные, бескорыстные, терпеливые, милосердные...
Жалости недостаточно, главное — готовность и желание поделиться, а чаще — отдать все свое тепло тем, нуждающимся в нем. Главное — каждый день приносить в своих глазах свет и улыбку для них... Приносить кусочек «бурлящей за окном жизни». А ведь это очень не просто — уметь оставлять свое наболевшее, проблемное за пределами...
Работающий со стариками должен жить этим. Принимать их всех — и больных, и ноющих, и озлобленных, и страшных... всех. Принимать и чувствовать, понимать и заботиться, как о своем маленьком слабом ребенке.
Я знаю, рассуждать легко. Но я не говорю, что смогла бы работать там. Я признаю, что, наверное, слабая для этого (хотя с детства мечтаю работать в детском доме).
Пишу о доме престарелых, а представляю больницу... В 16 лет я лежала в больнице и соседнее отделение было для стариков — они жили там, точнее, доживали... А напротив этой больницы был морг... и несколько раз в неделю я видела, как умирают эти люди, как тихо их уносят. Наверно, поэтому все это так больно...
Дом для престарелых должен стать семьей, должен заменить семью. Мне кажется, что многие люди в старости приходят к вере. Поэтому при этом доме должна находиться церковь... Я представляю себе целую вереницу бревенчатых домишек, лес, озеро... место это далеко от городской суеты, пустоты, страха не найти понимающий взгляд.
Звучит очень наивно... Я это осознаю. Но очень важно увлечь, заполнить время дня стариков чем-то значимым... Опять общие фразы. Но было бы сейчас иное состояние, я бы писала до бесконечности...
Извините меня, и очень прошу — не оценивайте мою работу... Это, к сожалению, только мысли. Я не готова к этому сейчас... Но уже последний срок сдачи работы. Что делать? Мне бы очень хотелось ее написать, честно...
О. Богун
СЧАСТЬЕ СТАРОГО ЧЕЛОВЕКА
Что есть жизнь человеческая? Жизнь человеческая — это маленькая капелька в океане человеческих судеб, которая рано или поздно испарится с его поверхности, но ее живительная сила не забудется никогда, если дать ей проявиться до конца, помня о ней как о бесценном даре свыше. Как получить этот дар, ощутить его удивительную силу? А сделать это просто. Он здесь, очень близко, он в твоих руках — в руках самых близких тебе и дорогих людей — твоих бабушек и дедушек. Они готовы отдать тебе его безвозмездно, не прося ничего взамен, лишь, может быть, немного понимания, уважения, ощущения необходимости и ценности своего существования. Для счастья старого человека нужно ведь совсем немного — чтобы о нем помнили, но не просто изредка вспоминая о его существовании, когда что-то нужно, а помня, точнее, ощущая ежедневную его неотделимость от своей жизни. Наши старички — это единое целое с нами. Это наша связь с прошлым, наш опыт, устой — фундамент, на котором строится жизнь будущих поколений. И как важно, принимая опыт старшего поколения, может быть, даже жадно впитывая его, поддерживать тем самым великий, защитный огонек в душе старого человека. Вершина счастья, когда вокруг стареющего человека его родные и близкие, которые очень любят его, уважают его желания, понимают его стремления.
«Куда стремиться?» — спросишь ты. А туда, вдаль. И не важно, что вся жизнь позади, а впереди осталось так мало, душа еще молода и стремится в полную силу чувствовать, желать, жадно впитывать ежедневно, ежесекундно все проявления окружающего мира. И все это, все, чем богат он духовно, стремится отдать своим ближним, научить их жизни. Именно в этот момент старому человеку нужны ученики — те, кому так необходимы добро и нежность, понимание, участие. Конечно, дети, которым было столько отдано в жизни, по-доброму откликаются на заботу со стороны своих родителей, но наиболее благодарными слушателями и учениками, конечно, могут быть внуки, которые тоже вступают в жизнь. Они беззащитны и слабы, как и их деды и бабушки, но вместе они составляют силу, потому что сейчас многое могут друг другу подарить.
И в этом счастье, счастье в продолжении себя в детях.
Ж Стрельцова
МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЧАСТЛИВОЙ СТАРОСТИ
В моем представлении счастье — это в первую очередь душевное равновесие, спокойствие, которое невозможно не только без осознания старости как принципиально нового жизненного периода, но и без принятия ее как объективной реальности, которая ничем не хуже ни юности, ни зрелости. Поистине счастливый человек в старости живет полноценной жизнью, получая от этого радость, а не пытается вернуть прошлое, не готовится к смерти.
По-моему, старый человек счастлив только тогда, когда он сам ощущает себя счастливым, когда ему уютно и комфортно в любой ситуации, когда никакие неприятности и потрясения не могут разрушить душевного равновесия.
О счастливом старику можно сказать, что он живет полноценной жизнью, что он нашел свое новое место, он нашел себе новое занятие, которое ему приносит удовлетворение. Человек может жить как угодно, заниматься чем угодно, начиная от профессиональной деятельности и заканчивая путешествиями; и если человеку нравится, как он живет и чем занимается, если он считает, что такая жизнь для него, то такой человек, безусловно, счастлив.
Когда старик счастлив, о нем нельзя сказать, что он доживает свой век, что он угасает, что пытается выжить, борется со смертью, потому что он — живет.
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СТАРОСТИ
Мне кажется, что подготовить человека к старости — значит в первую очередь снять страх перед старением. Многими людьми старость воспринимается как период угасания, как начало конца. Стареющие люди боятся стать слабыми, беспомощными, быть бесполезной обузой для близких. Чтобы помочь человеку преодолеть страх быть ненужным, необходимо помочь ему осознать старость как принципиально новый возраст, отличный от других, который дает новые возможности для личностного роста и развития.
Готовя человека к старости, следует подчеркнуть, что старость — это не продолжение зрелости, что бессмысленно пытаться жить в прошлом. Необходимо не только помочь понять, что такое старость, но и помочь принять ее как объективную реальность, как период жизни.
Нужно помочь человеку увидеть положительные стороны старости, такие, как наличие большого количества свободного времени, значительный опыт и др. Надо помочь человеку осознать, что старость — изменения в жизни и от самого человека зависит, какие: к лучшему или к худшему.
Однако формирование готовности к старости необходимо не только у стареющих людей, но и у всего общества, так как в обществе существует установка, что старики свое уже отжили, их уже почти никто не воспринимает серьезно. Следует попытаться помочь людям, окружающим стариков, научиться прежде всего не жалеть их, а уважать, не проводя принципиальной границы между молодыми и старыми.
Д. Королев
МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЧАСТЛИВОЙ СТАРОСТИ
Честно говоря, поставленная задача открывает для меня весьма большое поле для фантазии. В прошлом мне уже приходили в голову различные мысли и соображения о том, каким я буду и что со мной будет, если я доживу до старости. Но в основном они носили идеалистический характер. Всегда представлялась спокойная жизнь, любящая супруга, благодарные потомки, внуки. Потом как-то всякие мысли о старости отошли на второй план, так как с возрастом стали обрисовываться более реальные рубежи, соответственно этому возрасту — как создать хорошую семью, как профессионально самоутвердиться и т.д.
Однако поставленный вопрос заставил задуматься о старости вновь. Конечно, это было очень трудно, но формулировка несколько облегчает мои задачи — какой я вижу именно счастливую старость.
Итак, что же мне при этом представляется? В общем, на самом деле этот вопрос очень интересный. Очень трудно в двадцать лет с небольшим представить себе свой закат, тем более счастливый. Имеется расхожее мнение о том, что человек только тогда может считаться прожившим жизнь не зря, если он посадил хоть одно дерево, построил дом и воспитал ребенка. В принципе я с этим вполне согласен. А вообще, мне думается, в представлении о счастливой старости можно выделить два своеобразных пласта, два взгляда на проблему. Первый — на своего рода житейском уровне, и второй, более глубинный и сложный, — на философском. На мой взгляд, вышеприведенное мнение может лежать как раз на стыке двух пластов.
На житейском уровне, или, еще можно, наверно, сказать, на уровне потребностей, мое представление о счастливой старости будет строиться на том, будет ли у меня в старости (постараюсь проанализировать по степени значимости): дети, которые меня ценят и уважают как авторитет; жена, с которой я должен буду сохранить до старости теплые и нежные отношения и духовную связь, верные друзья (хотелось бы, чтобы это были друзья с молодости, если они доживут со мной до старости); и наконец, материальное благополучие (хотя бы в узком смысле).
Что же касается второго, философского, уровня то здесь, как мне кажется, старость для человека может видеться счастливой только тогда, когда он сам делал в течение своей жизни счастливыми других людей. И это добро, как мне кажется, через вторичное осознание может вернуться к человеку и осчастливить его — сделать его старость гармоничной. Но, на мой взгляд, для этого у человека должен быть очень богатый духовный мир.
P. S. К сожалению, я не могу рассмотреть эту проблему более развернуто, так как, зная свои особенности, могу превратить эту творческую работу в весьма длинный трактат.
Краткость сестра таланта.
Д. Гизатулина
МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЧАСТЛИВОЙ СТАРОСТИ
Каждый возраст человека неповторим. Но странно, пока человек находится в рамках какого-либо возраста, он не осознает, как правило, достоинств его и стремится либо побыстрее вырасти, либо любым способом вернуть себе молодость. Я сама лишь недавно поняла, чего лишил меня мой нынешний возраст по сравнению с детством. Социальные стереотипы наложили свое табу: того не делай, этого, а вот это тем более нежелательно. И детство вспоминается с легким сожалением: жаль, его не вернуть. И у меня открылись глаза: ищи достоинства в юности, пока не поздно. И я надеюсь их найти...
А когда-нибудь, через много лет я переступлю порог старости, и лишь от меня будет зависеть этот переход: будет ли дверь в старость скрипучей, а коридор темным и страшным или это будут ворота в сад райских птиц, которые услаждают слух своим пением. Хотелось бы надеяться на последнее.
Я однажды услышала по радио фразу: «Вечер жизни приходит со своей лампой». И то правда, ведь у старости, как и у любого другого возраста, есть свои преимущества. И мне хотелось бы, чтобы закат моей жизни был таким.
Я являюсь бабушкой множества внуков, и у меня большой жизненный и профессиональный опыт в воспитании детей. Я прожила нелегкую, но достойную и богатую впечатлениями жизнь. Я пишу автобиографическое произведение, и от этого богатство прожитой жизни кажется еще большим, чем я могла бы себе представить. Мои дети нашли свое место в жизни, каждый занимается своим любимым делом, ибо нет нечего страшнее, чем несвойственное тебе занятие. Ко мне они относятся с любовью и уважением, спрашивают совета в сложные минуты, а сама я стараюсь не особенно им докучать. Я люблю вязать и частенько этим занимаюсь. Поддерживаю порядок в доме, готовлю. Болезни у меня есть (а как же без них), пью иногда лекарства, но в основном прибегаю к народным средствам. Дед-то мой до сих пор работает, уходить не хочет. Да я его и не неволю. Если человек увлечен, и это ему в радость, то, пожалуйста, работай, но меру все же знай. Человек он хороший, душевный, со зла не обидит, если только по глупости. Ну с кем не бывает. В выпивке меру знает, а чего еще желать-то. Ой, есть еще одно дело: страсть люблю книги читать, особенно художественную литературу. До нее, как правило, раньше руки мало доходили, все больше по специальности. Есть у меня и сериалы любимые. Это те, где герои более всего задушевные. Люблю и фильмы старые, те, что в юность мою показывали, ну и другие.
И вообще сказать хочу: душа-то, она когда не стареет, то и тело за ней спешит (тоже не очень стареть ему хочется), хуже, когда душа начинает стариться...
В. Семченкова
МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЧАСТЛИВОЙ СТАРОСТИ
Можно ли назвать старость счастливой, узнавая о том негативном, что появляется в этом возрасте? Это трудно, но я попробую представить себя в возрасте 75 — 80 лет веселой, милой и радостной старушкой.
Счастье в любом возрасте — это быть в окружении понимающих и любящих тебя друзей, семьи, которым ты нужна. Особенно остро это чувствуется в старости. Мне бы хотелось быть в окружении семьи, где мои дети и внуки будут счастливы, будут рядом. Уже не живешь для себя, а дышишь воздухом счастья и любви вокруг себя. Я буду счастлива, если реализую себя, буду полезной, нужной, буду более или менее здоровой, смогу обслуживать себя. Не хочу быть ворчливой, жалующейся на молодежь, а для этого надо быть уверенной в себе, в своих прежних и будущих делах. Наверное, спортивная старость — это не для меня, но бегать по магазинам я еще ого-ого как буду. Хочу продолжать что-то узнавать, спокойно созерцать природу, искусство, в общем-то, чего раньше в суматохе жизни не замечала. Для счастья хотелось бы рядом иметь и своего милого дедушку, с кем прожила и смогу делиться всем теперь. Буду вечерами сидеть за столом со старыми друзьями, вспоминать, надеюсь, приятное прошлое, чуть-чуть сплетничать и жить... просто жить. Боже, какая-то идиллия. Честно, я боюсь старости, боюсь потерять свежесть, красоту, привлекательность, здоровье. Хочется надеяться, что старость еще далеко.
Но все же для меня счастливое время, и старость тоже должна быть включена в него, — это просто жить, дарить кому-то улыбку и получать ее в ответ, слезы сожаления и радости, без всего этого нельзя. Думаю, чтобы быть счастливой, иногда (ведь счастья постоянного, ежеминутного не бывает) надо просто радоваться каждому прожитому дню, надеюсь, в старости я не утрачу этого качества.
Е. Тычинина
МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЧАСТЛИВОЙ СТАРОСТИ
Как ни говори, но все-таки каждый человек, хоть самый молодой, иногда вдруг призадумывается и задается вопросом: «А какой я буду в старости и что со мной будет?». Вот и я думаю сейчас над этим вопросом и все лучше и лучше понимаю, что она, наша старость, создается нами уже сегодня и что именно наши поступки и решения, наш характер и склонности во многом определяют то, какими мы будем потом. Конечно, нельзя забывать и о жизненных обстоятельствах, которые подчас очень склонны ломать в