Окаменение, притупление чувств

Преимущества Недостатки

Деловая маска, картина пол- Межличностные контакты

ной безэмоциональности и обедняются, подавленные

психической невозмутимо- чувства ложатся грузом на

сти Панцирь на чувствах не органы и мускулы. Кто не

позволяет им проявляться позволяет себе быть эмоци-

вовне и попасть вовнутрь ональным, тот становится

Человек ориентируется на больным телесно и психи-

поведение автомата чески

Важными механизмами самозащиты являются так­же фиксации (задержка на одной стороне развития), регрессия (возврат при угрозе стресса на более ран­нюю стадию развития), перенос бессознательных пе­реживаний в физическую сферу (например, в голов­ную боль), провокационное поведение (вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнару­жить чувства, на которые неспособен сам провоциру­ющий, например, высказать гнев или любовь).

В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следу­ющие приемы.

1. Анализ символов повседневности, например, на­правленная ассоциация клиента на заданное сло­во.

2. «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, об­молвки клиента, которые рассказывают подсозна­тельные чувства клиента. Свободное ассоциирова-ние является лучшим способом понять смысл этих ошибок.

3. Анализ сновидений через поток свободных ассо­циаций по поводу содержания сна.

4. Анализ сопротивления как проявление более ши­рокого механизма вытеснения.

5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу. Обратный перенос — это содержание чувств психолога по отношению к клиенту. Пси­холог обязан идентифицировать, понять и прора­ботать свои чувства к клиенту.

Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться со своими чувствами — состав­ная часть работы практического психолога любого направления.

Итак, свободное ассоциирование — основа всех техник, применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию

Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуоз­ного владения техниками, что достигается путем дли­тельного систематического обучения, при бессистемном использовании психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает «дикий» психо­анализ, который не приносит клиенту облегчения.

Б ихеви оральное направление в психологическом. консультировании.

Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении

Исторически это направление идет от работ Д. Уотсо-на и Б. Скиндера. Это весьма оптимистическое направ­ление, основанное на научном прагматизме его при­верженцев. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных со­ставляющих бихевиоральной психологии. 1.Отношение психолога и клиента. Психолог-бихе-виорист делится своими планами с клиентом, на­деясь на активность клиента во взаимодействии с собой.

2 Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов. Анализ предполагает ясное знание пси­хологом того, что клиент делает и как он себя ве­дет.

Цель операционализации поведения — перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос:

«Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, кото­рые употребляет мой клиент? »

7 Абрамова Г С

3. Понимание контекста проблемы через функцио­нальный анализ. Функциональный анализ предпо­лагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следствен­ные связи в последовательности событий, опреде­ляющих внешнее поведение клиента.

4. Установление социально важных целей для кли­ента. Установление социально важных целей для клиента обязательно предполагает участие клиен­та. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом достижение для него цели, предполагающие конк­ретный план действий на будущее. Бихевиоральный анализ — это акцент на конкрет­ных действиях и поступках человека. Психолог-бихе-виорист делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях по поводу действий.

Точно определив проблему, психолог готов пред­лагать клиенту ответы на решения.

Психолог-бихевиорист пользуется многими техни­ками. Среди них наиболее популярной является трени­ровка настойчивости. Тренировка настойчивости позво­ляет большинству клиентов преодолеть беспомощность и неадекватность, а это наиболее часто встречающиеся у клиентов типы проблем.

При тренировке настойчивости в ходе интервью, кроме открытых и закрытых вопросов, психолог ис­пользует ролевые игры, в ходе которых с помощью директив задает направление интервью.

Вопросы, ролевые игры и перечисление альтерна­тив для принятия решения — это арсенал психолога-бихевиориста, способствующий изменению поведения клиента.

Среди процедур изменения поведения психолог-бихе-виорист использует, кроме тренировки настойчи­вости, тренировку релаксации, целенаправленное уменьшение тревожности (фобии), основанное на обу­чении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязыванием объекта тревоги с иерархией страхов на фоне упражнений на релаксацию.

Моделирование поведения и поощрение за жела-| емое поведение — это тоже бихевиористские методы ' обучения клиентов новому поведению.

Психологи-бихевиористы широко используют днев­никовые и иные записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом.

В бихевиоральном консультировании широко ис­пользуются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в по­вседневной жизни; это стратегии предотвращения ре­цидивов.

Рецидивы, срывы случаются у большинства кли­ентов. Задача психолога состоит в том, чтобы на обоб­щающей стадии интервью построить программу, кото­рая помогла бы справиться с рецидивом.

Эта стратегия дает возможность клиенту контро­лировать себя в трудных ситуациях. Стратегии пре­дотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регули­рование мыслей и чувств; выявление нужных допол­нительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей.

Исследования показывают эффективность про­грамм предотвращения рецидивов. Основные пункты программы предотвращения рецидивов выглядят сле­дующим образом:

1. Выбор подходящего поведения. Описание его в де­талях, решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это поведение и как он поймет, что произошел срыв.

2. Стратегия предупреждения рецидивов: страте­гия поведения состоит в том, что клиент фикси­рует происшедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением трудному поведению и его ис­пользованию в трудных ситуациях. Затем анали­зируется, кто из известных клиенту людей может помочь ему придерживаться желаемого поведе­ния. Затем обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые провоцируют срыв.

3. Стратегия рационального мышления предлагает анализ эмоционального отклика клиента на вре­менный срыв или рецидив, а также анализ того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва. 7*

Гша (|

4. С клиентом обсуждается практика, направленная на поддержку выработанных навыков. Обсуждает­ся вопрос о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанно­го поведения.

5. При стратегии определения желаемых выводов психолог и клиент обсуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненное действие.

6. Стратегия предсказания последствий первого ре­цидива направлена на описание в деталях первого

рецидива — людей, мест, времени, возможного

эмоционального состояния.

Техника предотвращения рецидива важна не толь­ко для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслужива­ет огромного внимания всех практических психологов.

Гуманистическое направление в психологии.

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает это на­правление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздей­ствие окружения на личность.

Гуманистическое, или экзистенционально-гума-нистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действо­вать, определяя свою судьбу, сосредоточение контро­ля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление пси­хологии анализирует жизнь человека, это понятие чело­веческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревож­ность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние пси­хического здоровья, давая человеку возможность со­прикасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направ­ления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внима­ния и выслушивания, качественной эмпа-тии. Психо­лог должен уметь работать с противоречием реально­го и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтнос­ти с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к кли­енту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, переска­зом, самораскрытием и другими приемами, позволяю­щими клиенту проявить свое мироощущение.

Используя в общении с клиентом методы взаимо­действия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии осо­бое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отли­чающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей про­щения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гума­нистической психологии используются техники пере­мены отношения; парадоксальные намерения; пере­ключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точнос-

rum 11

ти словесных формулировок, ориентации на мироощу­щение клиента.

Гуманистическое направление практической пси­хологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слы­шать клиента, что разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начи­нать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психоло­га — это работа с конкретной индивидуальностью чело­века. В том числе и с собственной индивидуальностью — составной частью его профессиональной позиции.

Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в разви­тии личных понятий.

Психолог и клиент — два разных человека — встре­чаются во время интервью. Независимо от его успеш­ности оба участника его, в результате взаимодействия, изменяются.

§ 2. Интервью как основной метод псишогичвскогр консультирования

Описывая интервью как основной метод психоло­гического консультирования, мы исходим из следую­щих предварительных соображений: психолог-кон­сультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводит­ся в специально назначенное время или другим спе­циалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует си­туацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает пост­роение предмета взаимодействия психологом и клиен­том. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, со­ставят тему взаимодействия психолога и клиента.

Например, темой могут стать переживания клиен­та или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например, переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контек­сте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с темой заказа и ее контек­стом, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так — подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).

Итак, в ситуации интервью психолог должен реф-лексировать на тему заказа клиента, контекст ее появ­ления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий,:

раскрывающих актуальные и потенциальные возмож ности клиента. Вопросы — основной способ воздей ствия психолога на клиента в ходе интервью.

В литературе обычно описывается пятишаговая мо дель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее

Первая стадия интервью — структурирование, до стижение взаимопонимания или как ее часто марки­руют — «Привет!».

Какие цели решаются психологом и клиентом на этой первой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут? Психолог структурирует ситу­ацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возмож­ностях. При этом психолог решает проблемы установле­ния контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конк­ретные варианты решения этих проблем зависят от" индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи до­стижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достиг­нуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формули­ровке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит вы­деление проблемы; решается вопрос об идентифика­ции потенциальных возможностей клиента. Маркиров­ка этой стадии интервью: «В чем проблема?»

Психолог решает следующие вопросы: зачем кли­ент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материа­ле заявленной темы психолог уясняет позитивные воз­можности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так — желаемый резуль­тат. Маркировка этой стадии интервью — «Чего вы хотите добиться ? »

Психолог помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуж­дается также вопрос о том, что произойдет, когда же­лаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого эта­па. Если психологу уже ясны цели клиента, то реко­мендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии — «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариан­тами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществ­ляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие дирек­тивные рекомендации.

Пятая стадия интервью — обобщение предыду­щих этапов, переход от обучения к действию. Марки­ровка этого этапа — «Вы будете делать это?». Психо­лог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирова­ния известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.

Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью. Остано­вимся поподробнее на каждой стадии интервью. Первая стадия «Привет!» — это установление кон­такта и ориентирование клиента на работу. Если в течение 5 минут отношения не сложились, то ситуа­цию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.

На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии. Она может быть, как лю­бая позиция в общении, описана в понятиях равенства и неравенства. Варианты здесь могут быть следующие:

1) психолог занимает позицию над клиентом;

2) психолог занимает позицию равенства с клиентом;

Г12В1VI

3) психолог предлагает клиенту занять позицию над ним, то есть он готов следовать за клиентом.

В ходе интервью может осуществляться измене­ние позиций, но это будет ситуация профессионально­го интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность отслеживать логику интервью.

Обычно к признакам хорошего интервью относят­ся следующие: клиент понимает логику беседы, это повышает его активность. Клиенту интересно в ситу­ации интервью.

Позиция психолога может быть реализована с помо­щью тестов, игровых приемов, проективных ситуаций.

Установление контакта представляет собой ситу­ацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необхо­димо иметь отдельный кабинет или искусственно ог­раниченное пространство. Оптимальный вариант про­странственного расположения — два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 мет­ра друг от друга) при неярком освещении.

Темп ведения интервью должен совпадать и у клиента, и у психолога. Многие практические психо­логи, занимающиеся консультированием, выходят из-за стола навстречу клиенту, провожают его до кресла. Затем следует предложение: «Устраивайтесь» и после паузы происходит знакомство.

Давая клиенту возможность установить позицию на равных. Психолог первым не представляется. Пер­вым представляется клиент. Если у клиента низкий культурный уровень, то психолог представляется сам и разъясняет свои профессиональные возможности, произнося несколько коротких, внятных фраз. Что в них должно быть? Психолог должен прояснить, кто он, что делает, при этом категорически отказаться от ле­карств и советов.

Большое значение будет иметь выбор лексики. Все оценочные модальности («случилось», «беспокоит», «произошло» и т. п.), а также близкие к научным тер­мины (среди них наиболее пугающий клиентов тер­мин — «проблема», но это бывают и такие термины:

! «отношения», «средства» и т. п.).

Интервью может начаться с вступления, заданно­го вопросом-предложением психолога:

— Слушаю вас, или:

— Расскажите о себе, или:

— Что привело ко мне...

Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия — клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходи­мо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление — это средство уп­равления клиентом. Повторение имени создает усло­вия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента.

Есть клиенты, которые не идут на контакт. Если в течение десяти минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не задавать вопросов, о которых он мечтает. Таким образом, психо­лог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации интервью, что противоречит целям консультирования.

На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о клиенте, решается вопрос о том, «В чем проблема?».

Психолог на этом этапе интервью может и часто должен выступить в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все дета­ли исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопро­сы о ходе событий, об участниках событий и их конк­ретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. При­мерно 15—20 минут идет широкий рассказ клиента о себе.

В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира клиента, о том, какими Модальностям этого внутреннего мира владеет клиент. Как мы уже отмечали, через анализ контекста психо­лог может выяснить:

• что знает клиент о возможностях своих действий;

• что знает клиент о своих целях;

ГМ11 VI i

• что знает клиент о своих чувствах;

• что знает клиент о своих мыслях,

а также решить вопрос о том, что надо знать кли­енту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.

Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиента, где есть ключевые слова, отражающие содержа­ние проблемы клиента. Как во всем тексте, произнесен­ном клиентом, так и в каждой его фразе есть эти клю­чевые слова, фиксирующие тему взаимодействия в предмете — внутреннем мире клиента, событиях его жизни.

Ключевое слово в любом тексте может быть опре­делено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл все­го текста или отдельной фразы в тексте нарушается. Ключевое слово — это фиксация темы взаимодействия. Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни клиента на предмет профес­сионального взаимодействия с ним. Он говорит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхождении со­бытий его жизни. Психолог в своем профессиональном воздействии показывает клиенту его собственное учас­тие в событиях его жизни. При этом он идентифициру­ет потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями:

«Изменяясь сами, вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т. п.

В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами.

Отвечая на вопросы психолога, клиент анализиру­ет свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.

Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Это еще раз выдвигает на передний план проблему адекватного языка интервью, который дол­жен отвечать следующим правилам построения, обра­щенным к психологу:

• не надо сгущать краски, употребляя оценочные сужде­ния;

• ориентируйтесь на ключевое слово — тему клиента;

• не навязывайте свою точку зрения;

• употребляйте простые слова и образы для передачи ин­формации;

• говорите кратко.

Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал Психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведе­нии. Для сообщения содержания гипотезы психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить. Для этого ис­пользуется известный принцип обратной связи, кото­рый для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента — в виде отве­та на этот вопрос.

На этом этапе интервью психолог прибегает к по­вторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение — один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту раз­ные стороны его проблемы, чтобы он мог эту инфор­мацию принять и поверить.

Консультирование — это в известном смысле уп­рощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутреннего мира. Оно не будет эффективно без эмоциональной включенности челове­ка в рассказ о себе. Психологу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и упрощающие ее для кли­ента.

Эмоциональная включенность клиента в эту си­туацию определяет процесс структурирования. Раз­говор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен пре­вышать 10 минут. Рекомендуется прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следу­ет вернуться к определению проблемы. Это позволя­ет клиенту увидеть свою проблему и уточнить его по­зитивные возможности.

Третья фаза интервью может быть обозначена как фаза осознания желаемого результата: «Чего вы хоти­те добиться?» Психолог вместе с клиентом определяет идеал клиента — каким он хочет быть; что в его жизни

Глава vi

произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиен­ту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно. Некоторые клиенты начинают имен­но отсюда.

Эта фаза интервью предполагает воздействие пси­холога — основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В интер­вью с психологом происходит как бы «инсайт» — кли­ент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности кли­ента приводит к тому, что переживаемые клиентом из­менения в ситуации интервью приведут и к измене­нию его поведения.

Воздействие психологом обязательно должно быть произведено (чаще всего это вопросы о желаемом для клиента результате интервью). Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интер­вью, могут быть самые разные. Остановимся на их крат­кой характеристике, используя для этого следующую таблицу:

Методы воздействия

метод описание метода функция метода во время беседы
интерпретация новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Это осно­ва методов воздействия альтернативное видение реальности, способствует изменению настроения и поведения клиента
директива (указание) может быть пожелание, ука­зание на действие или хитро­умная техника на основе тео­рии ясно показывает желаемое для психолога действие, предполагается, что клиент выполнит указ
совет (информация) домашнее задание, пожела­ние, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя давать полезную информа­цию
самораскрыти е психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет нынешние чувства клиента связан с приемом обратной связи, построен на «Я-пред-ложениях» психолога. Спо­собствует установлению раппорта.
метод описание метода функция метода во время беседы
обратная связь дает возможность понять, как его воспринимает психолог и окружающие дает конкретные данные для самовосприятия
логическая пос­ледовательность объясняет клиенту логичес­кие последствия его мышле­ния и поведения «Бели, то...» дает клиенту точку отсчета для понимания своих пере­живаний и действий, позво­ляет предвидеть результаты действий
воздействующее резюме часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комби­нации с выводами и резю­мирующими высказывани­ями клиента проясняет, что психолог и клиент добились в ходе бе­седы. Подводится итог того, что сказал психолог. Приз­вано помочь клиенту пере­нести эти обобщения из интервью в реальную жизнь
открытые вопросы «Кто?» — факты, «Как?» — чувства. «Почему?» — при­чина, «Можно ли?» — общая картина выяснение основных фактов, облегчающих разговор
закрытые вопросы содержат частицу «ли», отвечают кратко сокращают длинный монолог
пересказ повторение сущности слов клиента и его мыслей, ис­пользуя его ключевые слова активизирует обсуждение, показывает уровень пони­мания
отражение чувств обращает внимание на эмо­циональное содержание интервью поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства
резюме в сжатом виде повторяет ос­новные факты и чувства кли­ента полезно повторять периоди­чески во время интервью. Поясняет направление беседы.

Направленное воздействие на клиента осу­ществляется и следующими приемами: ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам, обращение к научным данным как к форме мифо­логии, которую использует консультант. Кроме того, возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для ^иента.

Речь психолога должна быть краткой, ясной, в ключе размышления о событиях, о всей ситуации жизни клиента.

Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога и не реагирует на мягкие формы воздей­ствия (изложены выше), то психолог обозначает сопро­тивление клиента и работает с ним, это может быть в следующей форме: «Вам трудно принять...», «Вам не хочется согласиться...»

Это позволяет обозначить ситуацию сопротивле­ния клиента и одновременно, со стороны психолога, отказ психологом от сильного стремления переориен­тировать клиента, показать стремление психолога при-;

знать за клиентом некоторую правоту.

Это утяжеление воздействия со стремлением смяг­чить его, оставляя за клиентом право не соглашаться с психологом.

Важный момент воздействия в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о чело­веке, позитивную информацию самому человеку со­здать трудно, так как он часто просто ничего приду­мать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения, В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариат поведения. Можно даже настоять на этом прогова-ривании поведения.

Тестирование в этой ситуации позволяет клиента обнаружить неизвестные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на его возможностях, о кото­рых он не думал.

Позитивное обсуждение может быть не очень чет­ким, но оно должно быть обязательно. Ему может быт! посвящена целая консультация. На этом фаза воздей­ствия закончена. По длительности она равна пример' но 15 минутам.

Четвертая фаза интервью — выработка альтерна­тивных решений, ее можно обозначить так: «Что мь можем сделать по этому поводу? »

Обсуждение с клиентом разных вариантов реше ния данной проблемы, поиск альтернатив для преодо­ления ригидности и создания условий выбора сред» альтернатив. Одновременно это и исследование лич­ностной динамики, которое может быть длительным.

Психолог, работая с альтернативными решениями, должен постоянно рефлексировать над содержанием своей профессиональной позиции и помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно явля­ется таковым для клиента, а некоторым из них нужны четкие директивные рекомендации.

Остановимся на примерах директив, используемых психологами различных теоретических направлений:

Наши рекомендации