Исследование межгрупповых конфликтов. Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов. Математическое моделирование конфликтов

1. Методологические основы конфликтологии. Этапы анализа конфликтов.Программа конфликтологического исследования.

В период формирования конфликтологии решающее влияние на качество ее развития оказывают характер и степень решения мето­дологических и методических проблем. Общенаучными принципами исследования конфликтов являются принципы: развития; всеобщей связи; соблюдения требований основных законов и категорий диалек­тики; единства теории, эксперимента и практики в процессе познания; системного подхода, конкретно-исторического подхода; объективности.

Методологическими принципами самой конфликтологии высту­пают принципы: междисциплинарности; преемственности; эволюцио­низма; личностного подхода; поиска скрытого содержания конфликта.

Системный подход ориентирует конфликтолога на исследование конфликта как сложной, иерархически организованной, непрерывно развивающейся, многоуровневой, целостной системы. Без использо­вания системного подхода вряд ли возможно дать приемлемые для практики описание, объяснение конфликтов, а также рекомендации по их предупреждению и конструктивному разрешению.

Основными видами системного анализа конфликтов являются: системно-структурный, системно-функциональный, системно-генети­ческий и системно-информационный. При проведении эмпирических исследований реальных конфликтов хорошо зарекомендовал себя си­стемно-ситуационный метод. Слабость междисциплинарных связей различных отраслей конфликтологии требует усиления междисцип­линарного подхода при изучении конфликтов. Приведение в систему понятийных схем описания конфликтов, разрабатываемых в различ­ных науках, возможно в результате системно-содержательного анали­за конфликтного взаимодействия.

Этапы анализа конфликтов.

Известно восемь основных этапов научного анализа конфлик­тов.

1. Составление программы, достаточно подробного, всестороннего и завершенного теоретического обоснования методологических подхо­дов и методических приемов анализа интересующего конфликтолога явления. Программа — стратегический документ изучения, его обяза­тельный начальный этап. Она играет очень важную роль в достиже­нии поставленных конфликтологом целей (В. А. Ядов, 1987).

2. Определение конкретного объекта изучения (выборка). Конф­ликтолог, как правило, не может изучить все множество конфликтов, которое является носителем интересующего его аспекта конфликтного взаимодействия. Если, например, его интересует состояние конфликт­ности взаимоотношений сотрудников в организации, то он просто не имеет возможности изучить все отношения между всеми без исключе­ния сотрудниками. Да это и не нужно делать для того, чтобы предста­вить истинное положение дел. Состояние конфликтности взаимоотно­шений в организации можно достаточно объективно оценивать, изучая их в нескольких структурных подразделениях организации.

Все множество конфликтов, которое является объектом изучения И теоретически должно быть изучено, образует генеральную совокуп­ность. В нашем примере генеральную совокупность составляют взаи­моотношения всех сотрудников организации.

Выборка — часть генеральной совокупности, которая реально изуча­ется. В рассматриваемом примере выборку составляют те конкретные структурные подразделения, в которых конфликтолог реально анали­зирует состояние конфликтности взаимоотношений. Очевидно, с одной стороны, для получения достоверной информации выборка должна по объему как можно меньше отличаться от генеральной совокупности. С другой стороны, в интересах максимального сокращения времени, которого потребует изучение, а также материальных затрат выборка должна быть наименьшей.

Важным свойством выборки является ее репрезентативность, т. е. способность воспроизводить характеристики генеральной совокупно­сти. Определение выборки — ответственный этап в изучении конф­ликтов. Если нет научного обоснования выборки, то полученные на произвольной выборке данные могут только исказить истинное поло­жение дел. Чтобы этого не случилось, выборка должна моделировать свойства генеральной совокупности возможно более полно и учиты­вать ее характеристики, существенные для решения поставленных в ходе изучения задач.

3. Разработка методики анализа конкретного вида конфликтов. Методика представляет собой систему методов и процедур, использу­емых в процессе изучения конфликтов. Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно пол­ной и достоверной информации.

4. Пробное изучение конфликтов на небольшой выборке, оценка достоверности получаемой информации, доработка программы и ме­тодики. Практика изучения конфликтов показывает, что трудно сразу разработать такую методику, которая позволила бы в полном объеме решить все задачи исследования. Невозможно сразу предусмотреть все организационные проблемы; особенности поведения изучаемых людей в ходе исследования; понимание адресованных вопросов; по­бочные факторы, которые могут оказать значительное влияние на ре­зультаты, и способы их нейтрализации; достаточно точно определить силы, средства и время, необходимые для изучения; выявить возмож­ные трудности в обработке данных и другие проблемы. На все эти во­просы можно получить ответ только в практике самого изучения. Вот почему необходимо пробное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее «узкие» места и устранить их. Пробное изучение дает возможность повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организаци­онную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффектив­ности приемов качественного и количественного анализа полученной информации.

5. Сбор первичной конфликтологической информации сопровож­дается контролем достоверности и надежности получаемых данных. На этом этапе важно как можно более полно реализовать программу анализа, изучить все то, что планировалось подвергнуть изучению, не допустить искажения собираемой информации.

6. Качественная и количественная обработка собранных данных проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами, но может и выходить за их рамки. На данном этапе основной метод — содержа­тельный теоретический конфликтологический анализ. Значительно расширяет его возможности обоснованное и грамотное использование математических методов, компьютерной техники.

7. Анализ и объяснение полученных результатов заключаются в систематизации собранных и обработанных данных, построении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликтного взаимодействия. Объясняя полученные ре­зультаты, важно избежать негативного влияния установок, сформи­ровавшихся до исследования. Если полученные факты противоречат ожидаемым, то необходимо не отбрасывать их, а менять выдвинутые гипотезы и повторно проверять факты. На этом этапе желательно уста­новить систему факторов, влияющих на развитие изучаемого конфлик­та, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике.

8. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомен­даций завершают процесс исследования. Для повышения эффектив­ности работы конфликтолога на этом этапе необходимо использовать не только информацию, полученную в ходе исследования, но и, опи­раясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной пробле­ме во всех отраслях конфликтологии.

Программа конфликтологического исследования

Каждый из рассмотренных в предыдущем параграфе этапов важен для достижения конечной цели анализа: получения новых существен­ных и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработ­ки на их основе практических рекомендаций, которые реально улуч­шили бы конструктивное регулирование конфликтов. Тем не менее сегодня качество изучения в первую очередь определяется добросовест­ностью его программы. Недостаточно добросовестно разработанная программа изучения неизбежно приведет к ложным выводам, даже если конфликтолог будет отлично действовать на всех остальных эта­пах. Отсюда — необходимость более подробного рассмотрения порядка разработки программы исследования конфликтов. Опыт показывает, что составление программы нередко вызывает наибольшие затрудне­ния у конфликтолога. И это естественно, поскольку четкая формули­ровка проблемы, логический анализ понятий, выдвижение гипотез и составление плана изучения требуют большой вдумчивости и кропот­ливой работы, важность которой, на первый взгляд, можно недооце­нивать (В. А. Ядов, 1987).

Программа представляет собой изложение основных задач, мето­дологических предпосылок и гипотез, анализа тех или иных явлений (процессов) в конфликтном взаимодействии с указанием правил, про­цедуры и логической последовательности операций по проверке ги­потез. Программа изучения наиболее фундаментально разработана в социологии и обычно включает в себя сформулированные результаты теоретической проработки следующих вопросов (рис. 9.6).

Обоснование и формулировка проблемы анализа. Конфликтолог должен выбирать для изучения реальные проблемы, имеющие наиболь­шее значение для познания и регулирования конфликтов. Это обуслов­лено важностью проблемы конфликта для жизни человека и общества; необходимостью быстрого развития конфликтологии; малым числом профессиональных конфликтологов.

В процессе формулировки проблемы необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама про­блемная ситуация, и определяющее ее реальное противоречие. При этом важно избегать постановки мнимых, решенных и второстепен­ных проблем. Проблема не должна быть слишком широкой. Если не удается сразу достаточно четко и ясно сформулировать проблему, то это может быть сделано в дальнейшем по мере разработки других час­тей программы. Изучать несколько проблем в рамках одного исследо­вания обычно нецелесообразно.

Определение объекта и предмета исследования. Конфликтологи­ческая проблема не существует сама по себе, а всегда предполагает сво­его носителя — людей, социальные группы, их деятельность, с которы­ми она неразрывно связана. Следовательно, объектом изучения для конфликтолога обычно выступают отдельные люди и группы различ­ного уровня. Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета анализа. Последний включает в себя те сторо­ны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают изучаемую проблему (скрывающееся в ней противоречие).

Определение цели изучения. Конечной целью изучения должны быть познание конфликтов и выработка практических рекомендаций, направленных на их конструктивное регулирование. Поэтому и цен­ность анализа определяется не объемом выполненной работы, а реаль­ной пользой, которую изучение принесло для решения задач, стоящих перед конфликтологией.

Логический анализ основных понятий предполагает точное, все­стороннее объяснение их содержания и структуры и уяснение на этой основе соотношения тех элементов и свойств изучаемого конфликта, поочередный анализ которых дает целостное представление о его со­стоянии.

При изучении, например, конфликтных взаимоотношений среди работников заводского цеха логический анализ основного понятия «конфликтные взаимоотношения» предполагает определение того, какие именно взаимоотношения считать конфликтными, какие самые «мелкие» нарушения отношений между работниками мы уже относим к конфликтным, т. е. установление «границ» конфликтных взаимоот­ношений. Кроме того, необходимо четко определить, каково должно быть содержание взаимоотношений, для того чтобы считать их конф­ликтами. Важно выявить структуру понятия конфликтных взаимоот­ношений, их виды, т. е. проанализировать понятия, которые входят в его структуру. Необходимо выявить основные факторы, влияющие на наличие и характер конфликтных взаимоотношений как явления в целом.

Таким образом, процесс логического анализа основных понятий со­стоит из двух этапов:

1) выявления главных сторон предмета изучения наиболее полным и точным определением его сущности;

2) совокупности подчиненных понятий, на которые «раскладывает­ся» основное понятие.

Предварительный системный анализ объекта изучения на данном этапе разработки программы, который тесно связан с предыдущим, состоит в том, что конфликтолог должен помимо логического анализа основных понятий осуществить предварительный системно-структур­ный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный анализ объекта исследования.

Выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза — система умозаключений, посредством которой на основе ряда факторов делается вывод о суще­ствовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным.

Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внут­реннюю логику всего процесса изучения. Грамотно сформулированные гипотезы подсказывают правильный выбор объекта анализа, повыша­ют его оперативность, определяют в общих чертах методики, которые целесообразно использовать. Исследование, проводимое без достаточ­но проработанных гипотез, обычно малоэффективно, поскольку конф­ликтолог в этом случае не имеет четкого представления о том, какие конкретно связи он хочет установить. Выявить важные связи и отно­шения здесь помогает только случай. Вместе с тем важно, чтобы при всей своей четкости гипотезы не сковывали мысли конфликтолога,

заранее не предопределяли итоговые результаты его работы. Их фор­мулируют однозначно, избегая расплывчатых понятий.

Определение задач исследования конфликтов включает в себя по­иск ответов на его основные вопросы: каковы пути и средства реше­ния проблемы? Каковы цели, достигаемые на промежуточных этапах анализа?

Составление принципиального (стратегического) плана изучения необходимо для эффективной работы на следующих после составле­ния программы этапах. Уже в начале изучения важно представлять весь ход его до получения конечного результата хотя бы в общих чер­тах. В процессе предварительного планирования можно выявить про­блемы, которые легко решить в начале исследования, но трудно или вообще невозможно в ходе него.

Набросок основных процедур сбора и обработки первичных дан­ных призван решить практически те же задачи, что и предварительное планирование. Отличие заключается в том, что здесь предварительно планируется порядок сбора и анализа первичной конфликтологиче­ской информации. Это важно для определения выборки и разработки методики конкретного исследования.

Даже та сравнительно краткая характеристика программы, которую мы рассмотрели, показывает, что ее составление — сложное и ответ­ственное дело. Практика показывает, что на разработку программы уходит гораздо больше времени, чем на проведение самого исследова­ния. Однако жалеть сил на это не следует, так как тщательно проду­манная программа исследования — непременное условие осуществле­ния его на высоком научном уровне (В. А. Ядов, 1987).

После разработки программы изучения конфликтного взаимодей­ствия и определения эмпирических объектов исследования (выборки) конфликтолог приступает к разработке методики проведения конк­ретного исследования, которое базируется на знании и умении приме­нять на практике методы конфликтологии.

2. Психологические методы в конфликтологии. Оценка внутриличностной конфликтности человека. Определение межличностной конфликтности человека. Изучение конфликтных отношений в группе.

Сложность конфликта как явления внутренней жизни человека и социального взаимодействия предъявляет высокие требования к методам и методикам его изучения. Конфликтология, будучи срав­нительно молодой научной дисциплиной, объективно вынуждена ис­пользовать для изучения конфликта методы, разработанные в дру­гих отраслях знаний, в первую очередь методы психологии.

Оценка внутриличностной конфликтности человека

Сегодня в психологии есть не так уж много методов для изучения внутренней конфликтности личности. Это опрос и тестирование.

Довольно часто в психологической практике, в частности в психо­терапии, используется индивидуальная беседа, осуществляемая с по­мощью различных техник.

Что касается комплексных исследований, то обычно применяется блок методик, которые по косвенным показателям могут выявить внут-риличностный конфликт человека. Так, Ю. Н. Юрлов (1996) в иссле­дованиях использовал методику Т. Лири (получившую название ДМО — диагностика межличностных отношений), методику по изу­чению ценностных ориентации М. Рокича и шкалу депрессии. Это позволило ему выявить особенности внутриличностных конфликтов у курсантов военных училищ.

Для выявления внутриличностного конфликта применяется также методика, разработанная Г. Келлером, которая позволяет определить наличие конфликта в трех сферах: семейной, партнерского общения и производственной деятельности. Исследование проводилось в семьях студентов. Выявлено, что у мужчин и женщин превалирует конфликт­ность в партнерской сфере. Основой ее часто является напряженность сексуальных отношений, с которой связаны отсутствие взаимопони­мания, недостаток нежности, неправильное распределение домашних обязанностей, внебрачные связи партнера и отсутствие общих планов на будущее. Установлено, что при конфликтах в партнерской сфере ухудшаются возможности трудовой адаптации.

Полагая, что существует взаимосвязь межличностных и внутрилич­ностных конфликтов, Е. П. Иванова и А. И. Светличный (1993) выявляли эти типы конфликтов с помощью методики определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. Кроме выделения пяти типов реагирования в конфликтной ситуации (см. параграф 10.2), предложены следующие варианты объяснения.

1. Определение отвергаемого способа реагирования, т. е. набрав­шего минимальное количество баллов. По аналогии с другими мето­диками, основанными на принципе выбора (методики М. Люшера, Л. Зонди и др.), авторы предполагают, что отвергается обычно подав­ляемая потребность. Сравнение предпочитаемого и отвергаемого спо­собов реагирования выявляет внутриличностный конфликт.

2. Применение трансактного анализа. С этой позиции способы пове­дения выглядят следующим образом. В сопротивлении проявляется позиция Родителя, в сотрудничестве — Взрослого, избегании и при­способлении — Ребенка, в компромиссе — Родителя и Ребенка. Комп­ромисс является способом, соединяющим в себе разнонаправленные позиции. Это более эмоционально нагруженный способ реагирования в конфликте, приводящий к усилению внутриличностного конфликта.

3. Анализ способов реагирования (предпочитаемых и отвергае­мых) с позиции соотношения своих интересов и оппонента. Такой подход, по мнению Е. П. Ивановой и А. И. Светличного, выводит на про­блему конфликта внутриличностных интересов. Например, выбор со­перничества и отвержение приспособления свидетельствуют о бессоз­нательной недооценке своих интересов и стремлении компенсировать это их активным утверждением. Экспериментально это подтверждено данными, полученными по методике Т. Лири.

Не всегда удается в ходе психологической диагностики выявить степень внутриличностной конфликтности и наиболее конфликтную в данный период времени сферу личности. Исходя из этого, один из авторов {А. И. Шипилов, 1999) разработал методику по определению уровня внутриличностной конфликтности. В основу методики поло­жено авторское понимание внутриличностного конфликта и его ви­дов. Здесь же отметим, что выделя­ется шесть видов внутриличностного конфликта:

1) мотивационный (между «хочу» и «хочу»);

2) нравственный (между «хочу» и «надо»);

3) ролевой (между «надо» и «надо»);

4) адаптационный (между «надо» и «могу»);

5) нереализованного желания (между «хочу» и «могу»);

6) неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»).

Методика позволяет:

• определить степень внутриличностной конфликтности человека;

• выявить наиболее переживаемые типы внутриличностных конф­ликтов;

• определить основные сферы актуальной внутриличностной конф­ликтности человека (мотивационная, долженствования, само­оценки).

Для проверки валидности методики различные категории опраши­ваемых (школьники выпускных классов, военнослужащие срочной службы, мужчины среднего возраста и женщины от 25 до 55 лет) тес­тировались по опросникам Г. Айзенка и Р. Кеттелла.

Для проверки надежности методики исследовалось влияние разви­тости волевых качеств личности на уровень ее конфликтности. Разви­тость волевых качеств помогает человеку преодолеть внутренние про­блемы с меньшими издержками (f. Л. Рубинштейн, 1976; Ф. Е. Васшюк, 1984; Т. С. Агафонов, 1996). С помощью методики «Личностный диф­ференциал» определялась развитость таких качеств, как решительность, уверенность, самостоятельность, невозмутимость и независимость. Полученные результаты позволили сделать ряд выводов:

• чем выше степень напряженности, тем выше уровень внутрилич­ностной конфликтности;

• чем более развиты у человека решительность, эмоциональная устойчивость, смелость, независимость, уверенность, тем ниже острота переживания внутриличностных конфликтов;

• такие волевые качества, как невозмутимость и одержимость, ха­рактерны для человека с высоким уровнем внутриличностной конфликтности;

• развитость самостоятельности и нормативности поведения не ока­зывает заметного влияния на внутриличностную конфликтность;

• существует сильная положительная связь между уровнями внут­риличностной конфликтности и нейротизма;

• выявлена отрицательная связь между уровнями внутриличност­ной конфликтности и экстраверсии;

• подтверждено, что люди с развитым интеллектом острее пережи­вают внутриличностные конфликты.

Исследования на различных выборках (по профессиям, возрасту, полу) показали, что острее переживаются конфликты неадекватной самооценки, адаптационные и ролевые конфликты, менее остро — мотивационные и нравственные конфликты.

Определение межличностной конфликтности человека

На сегодняшний день в психологии пока не разработан опросник или тест, специально предназначенный для определения межличност­ной конфликтности человека. Поэтому специалисты используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликт­ности личности.

Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свой­ство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным ини­циатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. Конфликтность личности определяется комплексным действием психологических (тем­перамент, уровень агрессивности, психологическая устойчивость, уро­вень притязаний, актуальное эмоциональное состояние, акцентуация характера и т. д.), социально-психологических (социальные установки и ценности, отношение к оппоненту, направленность во взаимодействии «на себя», компетентность в общении и др.) и социальных факторов (условия жизни и деятельности, возможности релаксации, социаль­ное окружение, общий уровень культуры, возможности для удовлет­ворения потребностей и т. п.).

Рассмотрим наиболее часто применяемые тесты и опросники, по­зволяющие выявить те или иные аспекты конфликтности личности.

Опросник А. Басса — А. Дарки

• Данный опросник, впервые опубликованный в 1957 г., предназна­чен для определения индивидуального уровня агрессивности лично­сти. Агрессия рассматривается авторами методики как комплексный феномен, проявляющийся в различных формах агрессивных и враждеб­ных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражи­тельности, негативизме, обиде, зависти, подозрительности. Опросник дает возможность определить индивидуальные индексы агрессивно­сти и враждебности. Выделяет низкий, средний и высокий уровни.

В ряде исследований (В. В. Згуро, 1991; АЯ. Шипилов, 1993;Ю. А. Ка-натаев, 1995; С. Б. Дохолян, 1996) показано, что конфликтные люди имеют высокий индекс агрессивности. Индивиды с высоким уровнем конфликтности имеют выраженную установку и опыт применения насильственных средств для достижения своих целей. Из конфликт­ных столкновений они чаще всего пытаются выходить с помощью фи­зической или вербальной агрессии.

Методика Т. Лири

Это методика изучения взаимоотношений в малой группе. Создана Т. Лири, Т. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. Адаптирована и опублико­вана в нашей стране в 1972 г. Она дает возможность определить пре­обладающий тип отношения личности к окружающим (выделяются восемь типов). Наиболее конфликтными являются прямолинейно-агрессивный (третий тип) и недоверчиво-скептический (четвертый тип). Если опрашиваемый набирает по одному из этих типов более 8 баллов (из 16 возможных), высока вероятность конфликтности лич­ности (Л. Н. Собчик, 1990).

Получены данные, говорящие о взаимозависимости личностных параметров, диагностированных по методикам А. Басса — А. Дарки и Т. Лири (А. И. Шипилов, 1993). Например, прямолинейно-агрессивный тип отношения к окружающим положительно коррелирует с физиче­ской и косвенной агрессией, раздражением, негативизмом и обидой. Для недоверчиво-скептического типа свойственны косвенная агрес­сия, раздражение, негативизм, обида и подозрительность.

Личностный опросник Г. Айзенка

Позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия—интроверсия» и «нейротизм—стабильность». Повышенный уровень нейротизма способствует конфликтному пове­дению личности. Зависимость между экстравертированностыо и конф­ликтностью человека не выявлена.

16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла

Его также можно применить для выявления конфликтных лично­стей. Например, для определения психологических особенностей конф­ликтной личности были подсчитаны оценки по каждому фактору оп­росника Р. Кеттелла у конфликтных и бесконфликтных индивидов, а также коэффициенты различий средних оценок Стьюдента (i-крите-рий) между факторами (В. В. Синеок, 1997). Статистически значимы­ми различия оказались по следующим факторам: F — беспечность-озабоченность (t= 3,43; а = 0,01); G— сила—слабость «сверх-Я» (t= 5,7; а = 0,001); Я — смелость—робость (£ = 2,36; а = 0,05); / — суровость-нежность (t= 2,38; а = 0,05); N — расчетливость—наивность (t= 2,37; а= 0,01). Анализ показывает, что относительно более конфликтные личности по сравнению с бесконфликтными обладают следующими психологическими особенностями: они скрытны, их отличает прак­тичность, жесткость, суровость, независимость, решительность, сме­лость. Это, как правило, честолюбивые, стремящиеся к лидерству лич­ности.

Шкала реактивной и личностной тревожности

Разработана американским психологом Ч. Спилбергером для изме­рения тревожности как эмоционального состояния и как свойства лич­ности. Адаптированный вариант опросника Спилбергера предложил Ю. Л. Ханин (1980). Тревожность как эмоциональное состояние опре­деляется присутствующим в данный момент у человека напряжением, беспокойством, нервозностью. Как свойство личности она выступает индикатором проявления человеком опасения, страха в объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие. Поло­жительная связь между повышенной тревожностью и конфликтно­стью личности подтверждена в ряде исследований (Я. В. Гришина, 1978; С. И. Ерина, 1982; Т. А. Полозова, 1980; А. И. Тащева, 1987).

Методика «Q-сортировка»

Предложена X. Золеном и Д. Штоком. Позволяет измерить проявле­ние у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость-независимость, общительность—необщительность, стремление к борь­бе — избегание борьбы. О конфликтности личности свидетельствует высокий показатель тенденции к борьбе, который рассматривается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в сис­теме межличностных отношений (Ю. А. Канатаев, 1992; И. А. Лама-нов, 1998).

Опросник К. Томаса

Предназначен для определения стратегий поведения в конфликт­ных ситуациях. Опросник адаптирован Н. В. Гришиной (1978). Выде­ляются пять основных стратегий конфликтного поведения: соперни­чество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Сущность и особенности их применения рассмотрены в гл. 17. Опти­мальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интерва­ле от 5 до 7 баллов (минимальное числовое значение — 0, максималь­ное — 12 баллов).

Преобладание одной из стратегий свидетельствует о том, что чело­век ориентируется преимущественно на эту линию поведения в конф­ликте. Выбор стратегии определяется личностными и социальными факторами. Ориентация на ту или иную стратегию зависит от преобла­дающего отношения к окружающим (Е. В. Журавлева, 1989), уровня агрессивности (Ю. А. Канатаев, 1994; И. А. Ломаное, 1998). На выбор стратегии поведения в конфликте влияют возраст человека, тип дея­тельности, склонность к нормативному или асоциальному поведению.

Чаще применяют­ся компромисс, сотрудничество и избегание.

Реже люди ориентируются на соперничество и приспособление. Ряд категорий опрошенных часто использует уступку (приспособле­ние). Это государственные служащие — руководители среднего и низо­вого звена и воспитатели детских садов. Причины этого, по-видимому, различны. Воспитатели детских садов по роду деятельности ориенти­рованы на мягкие формы взаимодействия, в том числе и в трудных ситуациях. Государственные служащие в конфликтах часто идут на уступки, по-видимому, по причине опасения возможных санкций, осо­бенно увольнения с работы (Д. Л. Моисеев, 1997).

Изучение конфликтных отношений в группе

Для изучения межличностных конфликтов, а также конфликтоген-ных явлений (социально-психологическая напряженность в отношени­ях, несовместимость, наличие микрогрупп с отрицательной направлен­ностью) используются методы и методики социальной психологии: наблюдение, социометрия, опросы, тестирование, ретроспективный анализ конфликтов, изучение документов, эксперимент.

Наблюдение

Как междисциплинарный метод применяется для изучения конф­ликтов различного уровня — от внутриличностного до межгосудар­ственного. Как метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредствен­ного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств. В ходе наблюдения конфликт воспринима­ется непосредственно. Это может быть обеспечено участием в конфлик­те (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприятием конф­ликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, медиатор). Наблюдение позволяет оценить действие многих факторов в конфлик­те, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении обеспечивается естественность условий, в которых протекает конф­ликт. Конфликт наблюдается в динамике.

Однако наблюдение конфликта имеет и минусы: частный характер наблюдаемой конфликтной ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится в той или иной степени участ­ником конфликта, и его психика подвергается изменениям, которые присущи противоборствующим сторонам (искаженное восприятие, негативные эмоции, поиск справедливой позиции и др.). Полученные таким образом факты с личностной окраской не могут быть фактами научными. Необходимо учитывать влияние личного опыта, знаний,

установок, эмоционального состояния наблюдателя на результаты изучения конфликта. Известна также трудоемкость оформления ито­гов наблюдения.

Социометрия

Этот социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработан амери­канским социальным психологом и психиатром Я. Морено.

В конфликтологии применяется для выявления напряженных, конф­ликтных взаимоотношений в малой группе. Основывается на опреде­лении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям. Разработаны различные модификации со­циометрии. Так, координатно-социограммный метод (А. И. Шкиль, 1990) позволяет, по мнению автора, выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентных личностей, микрогруппы с по­ложительным и отрицательным статусами в официальных и неофи­циальных подсистемах общения.

Модульный социотест межличностных конфликтов разработан на основе идей социометрии, однако более эффективен при изучении конфликтных явлений, нежели традиционная социометрия (А. Я. Ан-цупов, 1992). Модульная структура обычно включает четыре базовые измерительные шкалы (отношение к каждому члену группы; пред­ставление об отношении каждого к нему самому; качество выполне­ния должностных обязанностей; развитость нравственных качеств) с фиксированными оценками в пределах от +5 до -5 баллов. Методи­ка позволяет рассчитать ряд индексов, в частности, индекс конфликт­ности группы и индексы конфликтности каждого ее члена (подробнее см. гл. И).

Пространственная социометрия представляет более «мягкий», не слишком очевидный по откровенности выбора, вариант социомет­рии; Позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения, и тех, с кем у него безразличные или конф­ликтные отношения. Применяется в работе детских и школьных пси­хологов, в ходе социально-психологических тренингов.

Цветовой тест отношений (ЦТО) применяется в тех случаях, когда у опрашиваемых существует установка на сокрытие от психолога своих конфликтных отношений в группе. ЦТО базируется на предположении о том, что существенные характеристики отношений и порожденных ими состояний коррелируют с цветовой гаммой. Цветовая гамма (цве-тоассоциации) позволяет выявить скрытые взаимоотношения в группе, минуя защитные механизмы. В ЦТО используется набор цветовых стимулов из восьмицветного теста Люшера.

Метод опроса

Применяется при исследовании различных видов конфликта. Ис­пользуются анкетирование, беседы, массовые и экспертные опросы. Так, Т. А. Полозова предложила методику определения внутригруп-повой конфликтности (1980). Ее основу составляет экспертная оцен­ка межличностных отношений членов коллектива, позволяющая, по мнению автора, выделить конфликтные пары. Методика также вклю­чает выявление общих нормативов поведения в конфликтной ситуа­ции, определение образа конфликтного и неконфликтного человека, оценку коллектива по биполярной шкале.

Сюда же можно включить систему диагностики педагогических социально-перцептивных барьеров и изучения их проявления в ус­ловиях педагогического конфликта (Б. Я. Алишев, 1984).

Используя сочинение на тему «Моя группа» в учебных группах ПТУ, Е. В. Первышева (1989) выделила конфликтные пары в этих группах.

Опросник, предложенный Б. Кросби и Дж. Шерер, позволяет опре­делить индекс конфликтности психологического климата в органи­зации. Опросник включает следующие факторы: баланс власти как субъективное чувство удовлетворенности сотрудников распределени­ем власти в организации; выражение чувств (насколько принято в организации открытое выражение эмоций, и прежде всего негатив­ных); отношение к открытому несогласию (как чувствуют себя сотруд­ники организации, высказывающие свое несогласие в процессе при­нятия решения); стиль решения конфликта руководителем: избегание открытого разрешения конфликта, давление на подчиненных в ходе обсуждения, сглаживание или открытая и объективная работа с людь­ми по регуляции конфликта.

Наши рекомендации