Представление об акте развития
Приступая к анализу психологического содержания критического возраста, вернемся к заданному Д.Б.Элькониным вопросу: «Не является ли тенденция к самостоятельности, к эмансипации от взрослого необходимой предпосылкой и обратной стороной построения новой системы отношений между ребенком и взрослым?» [22, с. 402]. Этот вопрос можно перефразировать: «Не является ли построение новой системы отношений между ребенком и взрослым необходимой предпосылкой и оборотной стороной тенденции к эмансипации?» Действительно, как связано движение к новому отношению между ребенком и окружающей его действительностью с разрушением старых связей? Обязательно ли новое должно быть построено не наряду со старым, а вместо него? Как мы помним, Л.С.Выготский своими базовыми построениями допускает возможность критического преобразования отношения ребенка и среды. Попробуем доказать не просто возможность, но необходимость кризиса, исходя из того, что кризис есть такой момент развития, такой переход от стадии к стадии, от этапа к этапу, который требует обязательного разрушения, преодоления старой системы (отношений, действий, связей).
Каково то понятийное пространство, в котором представление о критическом переходе оказывается необходимым? Это контекст описания акта развития, содержащийся в работах Б.Д.Эльконина. По Б.Д.Эльконину, акт развития описывается через посредство продуктивного действия, в котором «сделано больше, чем делалось, поскольку создан предмет, меняющий обстоятельства своего же построения» [8, с. 166]. Например, человек строил дом для своей семьи, а в результате создал шедевр архитектуры, который изменил все привычные представления о ней. Можно привести пример из области научных исследований: А.Эйнштейн анализировал исходные допущения классической механики, а создал теорию относительности, изменившую в корне представления о времени и пространстве. При таком действии кардинальным образом меняется сама ситуация действования. Нельзя потом, после завершения действия, вернуться к старому взгляду на ситуацию. Можно привести и совсем простой пример: загадочная картинка, на которой изображена путаница линий. Вглядываясь в нее, обнаруживаешь, что это осмысленная картинка. После того, как смысл картинки обнаружен, невозможно увидеть изображение опять как бессмыслицу. Невозможно вернуться к прежнему взгляду.
В акте развития меняется (или возникает) сама ситуация действования. Следовательно, старая ситуация действования преодолевается, разрушается - претерпевает необратимые изменения.
Применяя этот анализ к проблемам критического возраста, обнаруживается, что критический период должен быть описан как некоторое действие, в результате которого возникает само пространство действия - ситуация. Таким образом, критический период может быть понят как акт развития при условии, что в кризисе преодолевается, умирает, исчезает то, что составляло суть докритического периода, и возникнет нечто иное, в частности, взгляд, позиция. Тем самым для действующего «исчезнет» его действие и возникнет ситуация действования. Действие «снимется» в видении ситуации действования.
Такое понимание акта развития применительно к ситуации кризиса возвращает нас к определению развития по Л.С.Выготскому. Онтогенез понимается как периодические акты «овладения собственным поведением». Можно сказать, что Выготский понимал развитие как превращение (в акте развития) активности в поведение, т. е. как появление (или проявление) субъекта действия. Поясним эту мысль. Можно действовать, двигаться под действием внешних обстоятельств. Это активность. Но можно строить собственное действие вопреки обстоятельствам. Это поведение. В акте развития активность превращается в поведение. Например, все виды зависимости (в том числе и наркотическая) есть активность: действие направляется требованием организма. Преодоление зависимости - остановка такого организмического действия и овладение собственным поведением. Таким образом, преодоление зависимости - акт развития.
Эта логика преодоления натурального (активности в биологическом смысле слова) в высшем, культурном наиболее ярко проявилась в работах Л.С.Выготского по формированию высших психических функций. В меньшей степени она выражена в работах по возрастной психологии. Но, как мы полагаем, лишь потому, что эти работы (именно как тексты) остались незаконченными.
Таким образом, кризис психического развития только в том случае может быть понят как необходимый этап развития (в противоположность простому переходу, смене), если он будет описан как акт развития, т. е., если он с необходимостью будет трактоваться как момент разрыва (по Б.Д.Эльконину, - «пустоты», «дырки») в литическом движении, как момент исчезновения, преодоления и возникновения нового. Новое (отношение, деятельность, совместность, общность) возникает «революционным», а не эволюционным путем.