Естественно-научные основы психологии
Вопросы к семинару
1. Строение нейрона.
2. Структура нервной системы.
3. Строение и функционирование головного мозга.
4. Межполушарная ассиметрия.
Темы рефератов и докладов
1. Проблема локализации психических функций в головном мозге.
2. Принципы функциональной организации аппаратов головного мозга.
3. Синтезирующая деятельность коры головного мозга.
4. Понятие динамического стереотипа.
Практические задания
Задание 1. Выберите из приведенного списка и разделите на две группы функции, за которые ответственны правое и левое полушария.
Дискретное восприятие; теоретическое мышление; индукция; страх; эмоциональная память; прогнозирование; чувство «я»; подсознание (бессознательное); эмоции экспрессивного плана; целостное восприятие; переработка понятийной (словесной, знаковой) информации; волнение; мгновенный чувственный анализ информации; гнев; аналитико-рассудоч-ное восприятие; переживание счастья; чувство наслаждения; эмоционально-чувственное восприятие; восприятие смысла речи; двигательная память; восприятие музыки; печаль; восприятие шумов; интуиция; экстраверсия; восприятие высоких звуков; произвольное запоминание; ориентация в пространстве; чувство тела; наглядно-образное мышление; дедукция; образная память; экстраполяция; последовательная переработка информации; восприятие низких звуков; быстрая переработка информации; эмоции импрессивного плана; медленная переработка информации; переработка образной информации; переживание отрицательных эмоций; произвольность психических функций и процессов; непроизвольное запоминание; чувство «мы»; понимание интонационного строя речи; восприятие мимики и жестов; рациональное мышление; память на цифры, формулы, слова; память на текущие и пришлые события; практический интеллект; ориентация во времени; интроверсия.
Задание 2. Сформулируйте аргументы «за» и «против» относительно суждения: «Мысли находятся в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам». Определите функции мозга как органа психики с точки зрения современной психологии.
3.На формирование характера особенно влияет ... .
4.Черты ... отражают то, ... действует человек, а черты личности — то, … он действует.
5.... — это своеобразные заострения характера, которые подразделяются на ... и ... .
Задание 3. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верные, с вашей точки зрения, и неправильные.
1. Характер — это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности.
2. Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.
3. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.
4. Характер — это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения.
5. Характер — это программа типичного поведения в типичных обстоятельствах.
6. С характером рождаются, а личностью становятся.
Задание 4. Ниже приведены факторы, влияющие на воспитание характера. Какие из них, на ваш взгляд, эффективны, а какие — нет?
Подражание, внушение и самовнушение, наказание, поощрение, убеждение, идентификация, эмпатия, рефлексия, мировоззрение, личностная направленность, играние социальных ролей.
Мотивы и потребности
Вопросы к семинару
1. Понятие мотивов и потребностей.
2. Виды мотивов и потребностей.
3. Теории мотивации.
Темы рефератов и докладов
1. Классификация потребностей А. Маслоу, Дж.Гилфорда, Г. Мюррея, З. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.
2. Психоаналитические теории мотивации (З. Фрейд. Г. Мюррей).
3. Мотивация в бихевиоризме.
4. Исследование мотивации в школе К. Левина.
5. Когнитивные концепции мотивации (Л. Фестингер).
ли вы с ним? Возьмите для примера любой вид совместной деятельности и определите для него наилучших и наихудших партнеров из перечисленных ниже пар (свой выбор аргументируйте): сангвиник–меланхолик; сангвиник–холерик; сангвиник–флегматик; сангвиник–сангвиник; меланхолик–холерик; меланхолик–флегматик; меланхолик–меланхолик; холерик–флегматик; холерик–холерик; флегматик–флегматик.
Характер
Вопросы к семинару
1. Понятие характера.
2. Структура и виды характера.
3. Акцентуации характера.
4. Психопатии.
Темы рефератов и докладов
1. Особенность характера как психического феномена.
2. Классификация черт характера.
3. Типы характера.
4. Различная степень выраженности характера: средние характеры, акцентуации, психопатии.
5. Формирование характера.
6. Трансформация характера в течение жизни.
7. Проблема перевоспитания характера.
Практические задания
Задание 1. Выберите из приведенного списка слова, которыми можно описать характер.
Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова в предложениях.
1. В отечественной психологии характер определяется как совокупность ... свойств индивида, в которых выражаются способы его... и способы… .
2. От ... зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления.
Задание 3.О каком свойстве психического идет речь?
В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли наподобие духовного пламени, а всего лишь серое вещество; образ камня лишен его цвета, формы, веса и твердости. В организме мы оказываемся лишь перед анатомическими структурами и перед физиологическими процессами. Психическое же мы как бы теряем при этом из поля зрения, подобно тому как, отвлекаясь от значения слова, мы теряем и само слово, оказываясь перед «голым» физическим звуком и физиологическим процессом его произнесения.
Задание 4. Взгляды на левшей условно делятся на три группы. Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?
Первую группу составляет отрицательная характеристика левшества. Так, еще в 1892 г. итальянский психиатр и криминалист Ч. Ломброзо считал, что леворукости сопутствует высокая склонность к преступлениям. Левши описываются как более тревожные, застенчивые, неуверенные, эмоционально неустойчивые, склонные к чувству вины, грубоватые, непрактичные; среди левшей больший процент страдающих алкоголизмом, наркоманией и т. д. и т. п. Согласно второму взгляду, левши не отличаются от правшей по психическим возможностям. Третья точка зрения связана с утверждением, что левши имеют преимущества перед правшами. Доказывается, что левши «более способны» и обнаруживают более высокие способности к обучению, что они составляют 20 % всех талантливых людей в спорте, науке, архитектурной деятельности.