Основы экспериментальной психологии
Вопросы к семинару
1. Классификация методов психологии.
2. Наблюдение.
3. Эксперимент.
4. Опрос.
5. Тестирование.
Темы рефератов и докладов
1. Модели эксперимента в прикладных исследованиях.
2. Становление экспериментальной психологии.
3. Эксперимент и квазиэксперимент.
4. Ограничения и возможности эксперимента в психологии.
5. Влияние личности экспериментатора на результаты исследования.
6. Проективные тесты.
Практические задания
Задание 1. Дайте определение эксперименту как методу психологического исследования. В чем различия эксперимента и других методов исследования (наблюдения, корреляционного исследования)?
Задание 2. Дайте определение экспериментальной гипотезе. Какие виды гипотез вы знаете (не менее 5)? Приведите примеры этих гипотез.
Задание 3. Какие виды переменных вы знаете? Определите их. Какие переменные являются основными и входят в формулировку основной экспериментальной гипотезы? Приведите примеры переменных.
Задание 4. Укажите НП и ЗП, особенности НП (межсубъектная или внутрисубъектная, управляемая или субъективная), назовите, какой экспериментальный план был использован.
Для изучения воздействия тесноты на решение задач участников попросили решить серию словесных головоломок, находясь при этом либо в больших, либо в маленьких комнатах. Чтобы получить одинаковое среднее значение вербального IQ в группах, исследователи измеряли вербальный интеллект участников, а затем распределили их по двум условиям.
Задание 5. Чем отличается однофакторный эксперимент от многофакторного? Приведите примеры.
Задание 6. Используя приведенный текст, укажите, родоначальником каких методов в психологии можно считать Ф. Гальтона. Согласны ли вы, что результаты тестов сенсорного различения могут помочь в оценке интеллекта?
В 1884 г. на Всемирной выставке и Лондоне Френсис Гальтон организовал антропометрическую лабораторию, где за плату в 3 пенса посетителям предлагалось проверить остроту зрения, слуха, мышечную силу и измерить некоторые физические характеристики. Ф. Гальтон считал, что тесты сенсорного различения могут служить средством оценки интеллекта (в частности, он обнаружил, что при идиотии нарушается способность различать тепло, холод, боль).
Задание 7. Объедините перечисленные параметры в две группы, характеризуя особенности индивидуального и группового тестирования. Объясните преимущества и недостатки обоих видов обследования.
Учет индивидуальных особенностей; свобода испытуемых в ответе на вопросы и задания; возможность охвата больших групп испытуемых; невозможность учета случайных факторов (болезнь, усталость, эмоциональный дискомфорт); возможность достижения взаимопонимания с испытуемым; предъявление заданий через микрофон; получение большого объема данных; возможность наблюдения за тем, как выполняется задание; предъявление заданий в максимально формализованном виде; проективных методик; упрощение инструкции;
Темы рефератов и докладов
1. Основные проявления темперамента: общая активность, моторная сфера, эмоциональность.
2. Положительные и отрицательные стороны каждого вида темперамента.
3. История изучения темперамента.
4. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.
5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
6. Темперамент и личность. Место темперамента в структуре личности.
7. Темперамент и характер.
8. Темперамент и способности.
Практические задания
Задание 1. Вставьте пропущенные слова.
1. Под темпераментом понимают … характеристики…
2. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с … , который выделил четыре типа темперамента: … .
3. В результате исследований…к трем основным свойствам нервной системы были добавлены еще два: … и … .
4. Физиологическая концепция И.П. Павлова, получившая название учения о … , трансформировалась в учение о … .
5. Свойства нервной системы трактуются как базовые характеристики … , обеспечивающих … деятельности мозга и всей системы.
6. Темперамент – … категория, охватывающая лишь … аспекты поведения.
Задание 2.Представьте, что вы – президент частной фирмы. Лиц каких типов темперамента вы хотели бы видеть на следующих должностях: ваш заместитель, секретарша, агент по рекламе, бухгалтер, водитель транспорта, охранник, имиджмейкер. Свой ответ аргументируйте.
Задание 3.Покажите, в каких из названных видов деятельности и почему будут более эффективны лабильные и стабильные интроверты, лабильные и стабильные экстраверты: индивидуальная научная деятельность, деятельность прогнозирования, вербальное общение, невербальное общение, групповая спортивная игра, литературная деятельность, ораторская деятельность, преподавательская деятельность, спасение в экстремальной ситуации, конвейерная сборка.
Задание 4.Бытует мнение, что для совместной жизни или деятельности надо выбирать или очень похожего на тебя человека или полную противоположность. На чем основывается это мнение? Согласные
Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.
Задание 2. Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них кажутся вам верными, неверными, спорными?
1. Человек в той мере субъект, в какой он – личность, организм – не субъект. 2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью. 3. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.
Задание 3. Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные.
1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других. 2. Личность — это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению. 3. Личность — это индивидуально выраженное всеобщее. 4. Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем. 5. Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.
Задание 4. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.
Образец: человек: деятель общественного развития.
Личность: ... (организм, индивидуальность, сознательное существо, субъект общественных отношений, объект исследования в психологии).
Темперамент
Вопросы к семинару
1. Понятие о темпераменте.
2. Теории темперамента.
3. Свойства темперамента.
4. Типы темперамента.
объективность при обработке данных; экономия тестового материала; легкость сбора данных; быстрота сбора данных (экономия времени); применение гибких тестовых заданий.
Задание 8. Исправьте ошибки в приведенном тексте.
Задача наблюдения — точно и подробно описывать переживания, психические состояния и поведение. Оно должно ограничиваться беспристрастной регистрацией фактов поведения, не пытаясь проникать в их причины. Наблюдение выполняет только вспомогательные функции, позволяя накопить эмпирический материал, и практически не используется как самостоятельный метод. Нет таких ситуаций, где можно было бы использовать наблюдение в качестве единственного объективного метода.
Задание 9. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:
«Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит никаких ценных, точных знаний».
Внимание
Вопросы к семинару
1. Понятие о внимании, его функции.
2. Виды внимания.
3. Теории внимания.
4. Физиологические основы внимания.
5. Свойства внимания.