Биография л.с. выгодского
Лев Семёнович Выго́тский (имя при рождении — Лев Си́мхович Вы́годский; 5 (17) ноября 1896, Орша Могилёвской губернии — 11 июня 1934, Москва) — советский психолог, основатель исследовательской традиции, которая стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как «культурно-историческая теория» в психологии. Несмотря на то, что обозначение «культурно-историческая теория» лишь однажды встречается в текстах самого Выготского, это название впоследствии прижилось и среди ряда научных деятелей, позиционировавших себя последователями Выготского.
Около 1922 года принял псевдоним "Выготский", под которым он начал публиковаться с 1923 года и под которым (а вовсе не под своей официальной паспортной фамилией "Выгодский"), стал впоследствии знаменит. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. По его имени назван коллектив исследователей, известный как так называемый «круг Выготского-Лурии» (или же: «круг Выготского»).
С начала 21 века во всем мире происходит исторический анализ упущенных возможностей в оригинальной теории Выготского, пересмотр традиционных оценок творческого наследия Выготского советского периода и разработка новых, изначально задуманных автором, но впоследствии забытых или проигнорированных в советской психологии 20 века путей его развития на современном этапе. Это интеллектуальное движение в ряде недавних публикаций стало широко известно как "ревизионистская революция" в выготсковедении.
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.
Основные события в жизни
· 1924, январь — участие в работе II Психоневрологического съезда в Петрограде (3 доклада), переезд из Гомеля в Москву, зачисление в аспирантуру и на должность в Институт психологии
· 1924, лето — начало работы начальником подотдела в Наркомпросе в Москве
· 1925 — первая и единственная заграничная поездка: командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию проехал Германию, Францию, где встречался с местными психологами
· 1925 — защита диссертации Психология искусства. 5 ноября 1925 г. Выготскому было по болезни без защиты присвоено звание старшего научного сотрудника, эквивалентное современной степени кандидата наук, договор на издание Психологии искусства был подписан 9 ноября 1925 г, но книга так и не была опубликована при жизни Выготского.
· 1925—1930 — член Русского психоаналитического общества (РПСАО)
· 21 ноября 1925 года по 22 мая 1926 г — туберкулёз, госпитализация в больнице санаторного типа «Захарьино», в больнице пишет заметки, впоследствии опубликованные под названием Исторический смысл психологического кризиса
· 1927 — сотрудник Института психологии в Москве, готовит к печати и выпускает совместные публикации с такими сотрудниками, как Лурия, Геллерштейн, Бернштейн, Артемов, Добрынин
· 1929, апрель — Выготский читает лекции в Ташкенте
· 1929, сентябрь — IX Международный психологический конгресс в Йельском университете; Лурия представил два доклада, один из которых — в соавторстве с Выготским; сам Выготский в работе конгресса участия не принимал
· 1930 — На VI Международной конференции по психотехнике в Барселоне (23-27 апреля 1930 г.) зачитан доклад Л. С. Выготского «Об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях»
· 1930, 9 октября — доклад о психологических системах: заявлено начало новой исследовательской программы
· 1931 — поступил на учёбу на медицинский факультет в Украинскую психоневрологическую академию в Харькове, где учился заочно вместе с А.Р Лурией
· 1931, октябрь — смерть отца
· 1932, декабрь — доклад о сознании в Москве, формальное расхождение с группой Леонтьева в Харькове
· 1933, февраль-май — Курт Левин останавливается в Москве проездом из США (через Японию), встречи с Выготским.
· 1934, 9 мая — Выготский переведен на постельный режим
· 1934, 11 июня — смерть.
Основные труды Выготского
1.«Психология искусства» (рукопись), 1925 г.
2. «Педагогическая психология», 1926 г., изд. «Работник просвещения».
3. «Этюды по истории поведения», 1930 г. (совместно с А. Р. Лурья).
4. «Орудие и знак» (совместно с А. Р. Лурья), рукопись, 1930 г.
5. «Исследование высших психологических функций» (рукопись), 1930 г.
6. «Воображение и творчество в школьном возрасте», 1930 г., изд. Академии им. Крупской.
7. «Смысл психологического кризиса» (рукопись), 1926 г.
8. «Учение Спинозы о страстях в свете современной психо-неврологии» (рукопись), 1933 г.
9. «Мышление и речь», 1934 г.
10. Лекции по психологии, 1934 г. (стенограммы).
11. «Педология школьного возраста», изд. БЗО, 1929 г.
12. «Педология подростка», изд. БЗО 2 МГУ, 1929 г.
13. «Педология юношеского возраста», изд. Ципкно, 1929 г.
14. «Трудное детство», Ципкно, 1929 г.
15. «Очерки по педологии и педагогике ненормально..."