Вспомогательные методы
1. МЕТОДЫ ОПРОСА: устные - беседа, интервью.
письменные - анкетирование, опросники.
БЕСЕДА - получение информации на основе вербальной коммуникации (устная речь) об индивидуально-психологических особенностях личности.
ИНТЕРВЬЮ - (с лат. - встреча) - способ получения социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации (с помощью устного опроса).
Общее беседы и интервью - устные, сбор информации, диалог, экспромт и заранее подготовлены, одна или несколько тем, вопросы или тема могут быть сообщены заранее.
Отличия - план у беседы, более свободная форма (от вопросов можно отходить и снова возвращаться); интервью – более строгая структура, необходимо придерживаться намеченных вопросов.
АНКЕТА - (с фр. - список вопросов) - средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации (письменная речь).
Должна быть создана атмосфера доверия, доброжелательности, искренности. Обстановка максимальной естественности, непринужденности, тактичности. Может быть использована скрытая камера.
При анкетировании следует учесть два основных закона:
1) Закон уравнивания испытуемых (образование, возраст, профессия, стаж работы ...).
2) Закон больших чисел, согласно которому анкетирование, охватывающее большое количество лиц, содержит более достоверные данные, чем когда оно охватывает несколько человек.
Анкетирование в основном рассчитано на получение количественных показателей, которые характеризуют качество явления. Основной недостаток анкет в том, что их заполняют отдельные лица. За подлинное групповое мышление выдается лишь статистическое среднее суждение отдельных лиц. Оно не отражает полностью мышление группы: целое не есть сумма частей, его составляющих.
Анкетирование можно проводить фронтально - в группе, классе, кружке. Анкета раздается всем членам. Исследователь называет вопрос, ответ на который сначала обсуждается всеми. Принятое большинством суждение заносится в анкету самим исследователем. Кроме того, каждый участник записывает в своем экземпляре личное мнение - или не совпадающее с мнением всех, или дополняющее, уточняющее. Можно использовать диктофон или магнитофон. Тогда получаются данные о процессе формирования группового мнения.
Но должно быть создана атмосфера максимального взаимного доверия и уважения исследователя и группы.
ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ВОПРОСОВ В МЕТОДАХ ОПРОСА1.
1. Закрытый вопрос:«Пойдешь завтра в кино?» - нет, да, не знаю, т.е. это короткий, однозначный ответ, не требующий разъяснения. Если таких вопросов большинство, то у собеседника возникает ощущение формальности и равнодушия к его мнению.
2. Открытый вопрос- начинается со слов «почему, как вы думаете, зачем, что делать...»- «Как вы бы решили проблему высшего образования, если бы были министром образования». Здесь уже не может быть однозначного ответа. Этот вопрос показывает истинную заинтересованность собеседника в вашем мнении.
3. Прямой вопрос.Это может быть неожиданно, но тем и интересно, т.к. человек обычно в растерянности говорит правду. «Тебе нравится изучать психологию?»
4. Косвенный вопрос- помогает скрыть прямую цель: «Как бы вы расположили по значимости изучаемые предметы в ВУЗе».
5. Взаимопроверящие- при различной формулировке смыл вопроса остается:
Хотелось бы изменить Вашу жизнь?
- Если бы могли начать жизнь заново, Вы что-нибудь изменили?
- Что самого важного в Вашей жизни?
6. Вопросы должны быть корректными(если очень хочется о чем-то спросить, используйте косвенные вопросы):
· нежелательно спрашивать о личной жизни (если это не близкий человек), т.к. это может расстроить человека и контакт не получиться;
· о доходах и финансовом состоянии;
· о профессиональных секретах;
o нельзя давить, если человек уходит от ответа (даже если Вы используете взаимопроверяющий вопрос). Значит это «табу» в разговоре.
2. ТЕСТИРОВАНИЕ. (самостоятельный метод)!
ТЕСТ- (с англ. - проверка, одномоментная проба, испытание) - система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенных психологических качества (свойств) личности. Тест - кратковременное, стандартизированное задание, выполнение которого после количественной и качественной обработки и оценки может служить показателем степени совершенства изучаемого психологического феномена.
ВИДЫ - тесты интеллекта, личностные, проективные (несуществующее животное), креактивные (для изучения и оценки способностей) и т. д.
Этот метод в системе методов занимает ОСОБОЕ МЕСТО: тест служит средством прогноза, т.е. выявляет перспективу развития.
Диагностическая ценность теста зависит от того, как он оформлен, сконструирован, обоснован, проверен (случайность выборки, репрезентативность, надежность, валидность).
Оценка метода.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ:
а)- равнение на норму, определение нормативов развития детей (психодиагностика выявления доступности учебного материала, для разработки программ);
б) определение различия между умственно отсталыми детьми (нет перспективы) и детьми с задержкой психического развития (есть перспектива). Внешне часто одинаково дети: и те и другие не успевают по программе, не усваивают материал;
в) возможность повтора, вариативность (в разное время, в разных условиях);
г) большой количественный материал, использование статистики;
д) не требует сложного оборудования и специальной подготовки;
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ:
а) данные на момент проведения (не полная информация + множество не учитываемых факторов: настроение, физическое состояние, мотивацию др.).
3. МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК (РЕЙТИНГ)- (с англ. - оценка, порядок, классификация) - термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация социально-психологических объектов по степени выраженности для них тех или иных свойств (это экспертные оценки). Например, степень адекватности СО (самооценки) и ОЦ (оценки), престижность профессии, статус личности в группе.
Обработка данных: из оценок разных экспертов выбираются характеристики, наиболее часто упоминающиеся. Крайние показатели не учитываются.
Положительное:
а) большой количественный материал;
б) возможна статистическая обработка;
в) можно повторять и уточнять данные.
ОТРИЦЕЛЬНОЕ:
а) - качественная обработка затруднена. Трудно установить корреляцию полученных ответов с объективным положением и поведением испытуемого;
б) индекс правдивости искажен, из-за субъективности ответов.
4. АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ (РЕЗУЛЬТАТОВ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи (рисунки, дневниковые записи, сочинения, особенно на свободную тему, рефераты, контрольные, экзамены и др.), архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется.
5. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУППЫ:
Социометрия - (с лат. - общество, измеряю) - социально-психологический метод, применяемый для оценки межличностных и эмоциональных отношений в группе, для выявления мест (статуса), которое занимает личность в группе («кого выбирают»).
Референтометрия - выявление отношения значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц (за что выбирают).
http://psyfactor.org/moreno.htm