Кровообращение и дыхание 7 страница
центром. Рассмотрим это на примере нарушения речевой деятельности.
Чтобы правильно понимать речь и самому говорить правильно, необходимо уметь анализировать звуковой состав речи. Если такая способность нарушена — а это случается при значительных поражениях височных отделов мозга, — то больной воспринимает речь как жужжание воды или шум листьев. При меньших поражениях аппарата речевого слуха речь на родном языке воспринимается как чужая, а при повторениях слов, в письме и в собственной речи допускаются ошибки в виде замены звуков, похожих по звучанию (б—п, д—т, с—з и т.д.). Сочетание слогов ба—па воспринимается как папа либо как баба. Вместо слова "комната" больной под диктовку пишет "гонмада". Речь такого больного бессвязна, на слух она как набор слов с нарушенным звучанием или близких по звучанию (слово "колос" больной произносит как "холст", "корос"). При поражении теменно-заты-лочных отделов коры возникают нарушения понимания логико-грамматических отношений между словами. Больной без труда понимает фразу "отец и мать ушли в кино и дома остались старая няня и дети", но не может понять выражение "на ветке дерева гнездо птицы". Для него звучат одинаково слова "солнце освещается землей" и "земля освещается солнцем", "брат отца" и "отец брата".
Правильное произношение нужных звуков достигается за счет определенного положения губ и языка говорящего. Если поражаются нижние отделы постцентральной зоны коры, то нормальный образ положения губ и языка не формируется или сильно искажается. В результате из-за невозможности найти нужное положение языка и губ речь больного расстраивается. В более простых случаях больной путает близкие по произношению (артикуляции) звуки (д, т, н—л, б, п—м) и вместо слова "халат" со слуха пишет "ханат", "ха-дат", вместо слова "стол" — "стот", "енот", "слол", "слон".
При поражении нижних отделов пре-моторной коры нарушается способность плавных слитных переходов от одного звука к другому, от одного слова к следующему. Больной как бы застревает на одном слове или слоге и вместо слова
муха повторяет муму... му... му , а при письме под диктовку пишет "нос—нос", "зуб—зос", "сон—вое—сое". Наконец, для нормальной речи необходимо правильное построение фразы, выстраивание слов в предложение и плавный переход от одного слова к другому. При поражении нижних заднелобных отделов коры возникают трудности самостоятельного построения фразы вплоть до полной невозможности рассказать о чем-то. Больной в состоянии повторить фразу, употребить привычные речевые обороты (назвать дни недели, ряд чисел), но не может рассказать что-либо на заданную тему.
Таким образом, речь оказывается нарушенной при поражении очень многих участков коры головного мозга, но каждый раз эти расстройства бывают разными. Задача психолога в том, чтобы при нарушении речи (или другой функции) найти то звено, которое разладилось, указав место поражения мозга.
В последние годы диагностическая работа психолога в клинике постепенно уступает место восстановительной работе. Если в постановке диагноза нейрохирургу помогают и невропатологи, и патофизиологи, и различного рода методики, в том числе с применением ЭВМ, то реабилитационная работа по восстановлению нарушенных психических функций и возвращению больного к нормальной жизни и работе немыслима без участия психолога. Ведь чтобы восстановить поврежденную болезнью психическую функцию, надо знать ее строение, знать, чем и как можно заменить пораженный участок мозга. Разрушенные нервные клетки не восстанавливаются, и реабилитационная работа фактически заключается в построении психической функции на другой мозговой основе. Вот пример восстановления способности читать у больного с поражением затылочной области.
В результате ранения в голову больной перестал узнавать буквы, хотя продолжал хорошо воспринимать их зрительно (в более легких случаях больные путают буквы, похожие по написанию, "и" и "н", "з" и "е"). Однако моторные образы у букв у него сохранились (мог самостоятельно писать) и, обводя пальцем букву, он легко узнавал ее. Под руководством профессора А.Р. Лурия началась
работа по обучению чтению с помощью руки. Вначале больной обводил контуры буквы, затем только воспроизводил пальцем ее контуры в воздухе, на следующем этапе рука пряталась в карман и палец там рисовал букву. Постепенно пациент научился довольно свободно читать с помощью руки. И хотя внешне его чтение было похоже на обычное, как у всех, можно было легко убедиться в том, что это не так. Достаточно было крепко сжать пальцы больного так, чтоб он не мог ими шевелить, и он терял способность читать: разрушалась вновь сформированная система, включающая движение руки как необходимое звено. Такой метод восстановления утраченной функции основывался на положениях Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева о прижизненном построении высших психических функций и соответствующих функциональных мозговых систем.
В последние годы под руководством профессора Л.С. Цветковой ведутся успешные работы и по восстановлению нарушенной речевой деятельности. Поскольку, как мы видели, речевая деятельность нарушается по-разному при различных поражениях мозга, то и методы восстановления речи каждый раз должны подбираться соответственно психологической природе дефекта. Так, при нарушенной способности зрительно узнавать буквы можно воспользоваться сохранностью двигательных образов букв и построить на основе движений новую функциональную систему. При нарушении регуляции положения языка и губ применяется "озвученное чтение": больному предъявляют изображение предмета или сюжетной картинки и называют предмет или описывают содержание картинки — так делается попытка восстановить нарушенную функцию через нормальные сохранившиеся воспринимающие системы (зрение и слух), которые осуществляют опосредованно нарушенный контроль за произносимыми словами.
Для восстановления нарушенной способности переходить от одного слога или слова к следующему, строить фразы (конструкции предложения) используется метод внешнего развертывания слов и предложений с опорой на серию фишек или карточек. <...>
[Психологическая жизнь коллектива]
Человек — общественное существо. В этом его отличие от других живых существ. Это значит, что главное место в его жизни занимает решение не биологических задач (питание, защита от неблагоприятных условий среды, поддержание вида), а социальных, общественных задач (производство, воспитание и обучение, наука и культура и пр.). Это значит, что в его психике главное место занимают не природные образования, а свойства, приобретенные при жизни в обществе. Эти новые свойства есть не что иное, как присвоенный человеком исторический опыт человечества. <...>
Вне общества человек не может жить. Ребенок, лишенный в раннем возрасте контактов с людьми, вырастает разве что в человекообразное существо. Известно, что слепоглухие от рождения (или потерявшие зрение и слух в первые годы жизни) нормально растут, но психика их остается полностью неразвитой. Проходят годы, но в психике и в поведении таких детей не вырабатывается ничего или очень мало человеческого. Только специальными приемами, включающими ребенка в совместную со взрослыми деятельность, можно присоединить таких детей к обществу, сформировать у них полноценную человеческую психику.
Без контактов со взрослыми ребенок не становится человеком. Даже в нормальной, по общему мнению, семье ребенок, лишенный настоящих, богатых контактов, развивается неполноценно. Ребенок — "локатор, настроенный на тысячи источников" информации, "раздражителей". Окружающие его взрослые что-то приемлют, а что-то осуждают в тех, кто живет и работает с ними рядом, терпимы или нетерпимы к слабостям других, быстро и искренне откликаются на их горе или проявляют нравственную глухоту, приходят на помощь или отходят в сторонку — совокупность всех этих и многих других качеств и составляет живой портрет взрослого, зеркально отражаемый в портрете ребенка. Закон зеркальности — неумолимый закон воспитания. <...>
Всей живой природе свойственно тяготение к группе, к объединению. Чаще всего объединения связаны с продолжением рода. Но нередки сообщества животных, направленные в основном на совместную добычу пищи, защиту от врагов, неблагоприятных условий внешней среды и т.д. Для людей объединение в сообщество является необходимым условием: почти все их потребности удовлетворяются посредством коллективной трудовой деятельности общества; формирование сознания людей также происходит только в обществе. Производя предметы потребления, люди вступают друг с другом в определенные отношения, координируют усилия, обмениваются результатами труда. Ребенок не сможет принять участие в жизни общества, не научившись общаться с другими людьми и не усвоив форм и приемов человеческих взаимоотношений .
Поведение человека всегда вариативно, отличается даже в похожих ситуациях, и при сравнении поведения отдельных людей может возникнуть вопрос: а существует ли вообще сходство в поведении?
Вот взять, скажем, крайнюю форму отрицательных поступков ребят — правонарушения. Зачастую у похожих поступков разные мотивы. Один украл ружье, чтобы иметь престижную в глазах товарищей вещь, другой — чтобы защитить себя от грубости отца-алкоголика, один угнал чужой автомобиль ради "шикарной" поездки в лес, другой — чтобы показать друзьям, что он не трус. Исследователи пытаются заглядывать глубже кажущихся различий или подобий в поступках. Социальная психология рассматривает людей как членов, участников различных групп.
Живя в обществе, человек принадлежит одновременно стране, нации, классу, партии, трудовому коллективу, семье, дружеской компании и пр. Эти объединения различны и по причинам, их породившим, и по сложности отношений внутри них, и по степени и форме зависимости человека от них. Но во всех случаях человек, являясь членом одной или нескольких групп, не может вести себя без учета норм поведения данной группы. Каждый из нас действует с учетом мнения других о наших поступках, особенно мнения тех социальных групп, к которым мы принадлежим. Эта ориентация на общественное
мнение проявляется по-разному. Либо непосредственно в нашем поведении, когда мы действуем так, как того требует и ждет от нас группа, что не всегда соответствует нашим желаниям; либо в эмоциональных переживаниях, когда мы поступаем не так, как того хотят окружающие, отступаем от правил и переживаем это отклонение от "нормы"; либо в мысленных поисках — прежде всего для самих себя — аргументов, оправдывающих наше поведение, если оно отличается от принятого в обществе.
Общественное мнение во все времена было реальной силой. Его призывали на помощь, старались обмануть, боялись. Эта зависимость от общественного мнения великолепно выражена в известных словах Фамусова: "Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" или в другом не менее популярном замечании о том, что "...злые языки страшнее пистолета". Как могут влиять мнения группы на поведение ее членов, показывают наблюдения исследователей в различных коллективах.
При опросе учащихся одной из школ было выявлено: ребята осуждают списывание контрольных работ. Но если младшие (1—4-й классы) осуждают и тех, кто списывает и тех, кто дает списывать, то в 7—8-х классах ребята осуждают списывание вообще, но считают, что еще хуже не помочь товарищу на контрольной. Если тот, кто сделал контрольную, откажет в помощи тому, кто не сделал и обратился к нему, его все осудят. Для школьников старших классов мнение сверстников часто сильнее учительского. Действовать в согласии с мнением своих товарищей по классу нередко важней, чем в согласии со своим внутренним "Я". Статистика правонарушений говорит, что почти пятая часть подростков, совершивших преступление, сделала это, стремясь доказать свою взрослость и получить одобрение своей группы.
Необходимо помнить, что под влиянием группы человек изменяет не только свое поведение и свои сознательные оценки. Качественно меняются и другие свойства— характеристики отдельных психических процессов: пороги восприятия, объем памяти, продуктивность мышления и пр. Интересные результаты были получены психологами при исследовании изменений болевой чувствительности человека в ин-
дивидуальных и групповых опытах. Вначале у каждого школьника (12—14 лет) определяли порог болевой чувствительности к электрическому току. Экспериментатор постепенно увеличивал силу тока до тех пор, пока подросток условным сигналом не сообщал, что он больше не может переносить боль. Предельная величина переносимой силы тока у разных ребят оказывалась разной. Затем объединили в пары школьников с близкими порогами болевой чувствительности и повторили опыт. В этих условиях все участники опытов переносили силу тока в среднем на 13% большую, чем в первом опыте. В третьей серии опытов каждый подросток выбирал себе партнера для парных испытаний самостоятельно. И пороги болевой чувствительности увеличились еще больше — в среднем на 37%. О чем говорят эти опыты? О том, что даже то, как преодолевают подростки боль, зависит от группового влияния, а не просто от их силы воли.
Влияние группового мнения выявляется, например, при зрительной оценке длины линий. Испытуемому школьнику предъявлялась на карточке эталонная линия, а затем его просили найти равную ей на другой карточке, где были изображены три линии разной длины. Если опыт проводился с каждым учеником отдельно, то ученик решал задачу правильно. Но вот экспериментатор подговаривал нескольких ребят давать неправильные ответы, т.е. формировал группу из 7—8 человек, которая давала заведомо неверные ответы в присутствии наивного испытуемого, отвечавшего последним и не знающего о сговоре всех остальных участников опыта. Из 123 таких испытуемых 37%, следуя мнению группы, дали неверные ответы. А остальные хотя и дали правильный ответ, но волновались, считая, что он может быть ошибочным. В этом опыте показана роль группового давления и механизм подчинения ему, проиллюстрировано участие группы в выработке установок у своих членов. <...>
Если в семье у родителей и в среде взрослых родственников выработаны единые подходы и мнения к различным духовным ценностям и об этом говорится вслух постоянно и доказательно, то и дети принимают позиции родных, которые переходят позднее в их установки.
Единые требования семьи к детям, единые правильные взгляды на жизнь и создают поле "группового давления" со знаком плюс.
Ребенок принес домой чужую вещь, например, игрушку. И все домашние как бы в один голос осуждают его, высказывая суровые и справедливые оценки. Так дается коллективный урок нравственности.
"Выключи эту муру", — говорит отец сыну, услышав симфоническую музыку по радио. "Ну, опять завели симфонию, переключи на другую программу", — требует мать в присутствии дочки. Мнение родителей для ребенка, как правило, самое авторитетное. Оно и рождает отношение ребенка к серьезной музыке и, возможно, на всю жизнь, если кто-то, к счастью, не "сломает" эту установку и не сформирует новую. <...>
Психологи давно заметили: если один человек имеет положительную установку по отношению к другому, а другой выражает положительное отношение к какому-то явлению, то у первого человека часто тоже формируется положительное отношение (установка) к этому явлению. Проще говоря, если ребенок любит и уважает отца и мать не только за то, что они его родители, но прежде всего за их общественные и трудовые достижения, то практически все, что говорят или делают родители, формирует у растущего человека положительные установки на различные важные явления жизни: труд, познание, дружбу и т.д. Именно установка положительно оцениваемого коллектива (группы) определяет поведение отдельного человека. Но если человека помещают во враждебную для него группу, то конформного поведения не наблюдается, т.е. человек не подстраивается под мнение враждебной группы, а следует своим собственным оценкам. То же самое происходит и при формировании установок. Если определенные взгляды подавать человеку как исходящие от положительной для него группы, то эти взгляды принимаются, если же их подавать от имени враждебной группы, то они отвергаются.
Установки играют огромную роль в оценке различных событий и явлений. Так, еще до встречи ребенка с каким-то явлением уже обычно существует определенное отношение к нему, сформированное ранее. Это отношение и придает опреде-
ленную окраску психическим переживаниям ребенка. Опыты показали, что в информационном сообщении легче воспринимается и запоминается то, что соответствует собственным установкам. В эксперименте, поставленном американскими учеными, 144 студентам прочитали доклад об экономической программе Рузвельта. В докладе было 50% аргументов за программу и 50% — против. Студенты составляли три группы: группу с положительным отношением к программе, с отрицательным и с нейтральным. Опрос после доклада показал, что доводы "за" запомнили лучше те, кто имел положительную установку к программе; доводы "против" запомнили лучше студенты с отрицательной установкой, а группа с нейтральной установкой одинаково запомнила доводы и "за" и "против".
В доме курят все взрослые, но детям внушаются мысли о вреде курения, о том, что "сигарета сушит мозг", что табак способствует раковым заболеваниям и т. д. Дети не могут довериться таким сообщениям — они противоречат их первичным установкам, сформированным наблюдениями за действиями родителей, которые курят с удовольствием. Эта установка и рождает у ребят подход к курению как к удовольствию.
Учителя запрещают мальчикам носить длинные волосы. Но с экранов телевизоров, кино, обложек журналов смотрят на детей молодые люди, почитаемые обществом, — спортсмены, актеры, рабочие, у которых прически современны и соответствуют идеалу школьников. Вот потому-то учащиеся и ищут ту информацию, которая поддержала бы их позицию. Как не вспомнить мудрое изречение Амброза Бирса: "Спрашивать совета — искать одобрения уже принятому решению".
Наличие установок широко учитывается в массовой пропаганде при определенной интерпретации событий. Об одном и том же событии можно дать информацию разными способами, формируя разное отношение к этому событию. Например, факт прохода войск через болота можно подать так:
1) войска продвинулись на 5 миль;
2) войска застряли после 5-мильного марша.
В первом сообщении подчеркнут факт продвижения вперед — успех войск, во вто-
ром — то, что они застряли и не могут двигаться вперед.
Два сообщения могут вызвать у слушателей различную оценку, разное отношение к событиям или к тем, кто о них сообщал, если первичные установки к событиям уже существуют и прочны.
Наличие установок сильно сказывается на восприятии и оценке другого человека, на приписывании ему определенных мотивов поведения и конкретных намерений. В одном из опытов двум группам школьников показали одну и ту же фотографию. Одной группе сказали, что это опасный преступник, рецидивист, второй — что это крупный ученый. Затем попросили дать словесный портрет человека на фотографии. В первой группе испытуемые говорили, что глубоко посаженные глаза свидетельствуют о злобном характере; во второй — подчеркивали глубину мысли ученого. Противоположные оценки давались в двух группах по всем чертам лица в соответствии с заранее заданным образом преступника или ученого.
Все эти примеры показывают, что поведение человека, его взгляды на мир, оценки в существенных чертах зависят от общества, от коллектива людей, определяются его включенностью в различные социальные группы (класс, партия, трудовой или учебный коллектив). Думается, здесь небезынтересно рассмотреть еще один аспект сферы социальной психологии — деятельность группы.
Что такое социальная группа? Это объединение людей, действующих совместно как единое целое. Психология не может изучать человека абстрактного, т.е. вне реальной его жизни в обществе. С самого начала истории трудовая деятельность людей была коллективной. А современное производство без кооперации попросту немыслимо. Труд остается коллективным даже тогда, когда человек работает в одиночку: во-первых, он пользуется опытом предшествующих поколений, а во-вторых, производит вещи (или идеи), которые будут нужны другим людям и учитывают их потребности и вкусы. Эту зависимость людей друг от друга и роль труда в объединении людей превосходно выразил Ан-туан де Сент-Экзюпери: "Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо нет
ничего в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком". И далее он предупреждает о возможных последствиях, к которым могут привести людей их неправильно осознанные потребности: "Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пыль, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить".
Чтобы правильно понять причины того или иного поведения людей и эффективно вести воспитательную работу через различные каналы, успешно руководить производством, требуются знания о жизни реальных коллективов, об их влиянии на становление личности, о правилах формирования самих коллективов, их структуре и особенностях руководства, о специфике взаимоотношений людей в них. <...>
В каждом большом коллективе формируются свои группы из 3—5—7 человек, получившие название неформальных, так как формально, официально такие группы нигде не обозначены и чаще всего об их существовании никто не думал и уж, конечно, никто не принимал их в расчет при управлении работой коллектива. Что такое неформальная группа? Это объединение людей по интересам и ценностям, которые они разделяют. Каждый вновь приходящий в коллектив работник полностью адаптируется лишь после вступления в какую-то неформальную группу. Причем каждая из них, как правило, ведет себя в отношении с другими группами или официальным руководством как единое целое, защищая интересы всех в своей группе. Претензии к одному из ее членов вызывают ответную реакцию всех остальных. Группа выступает стабилизатором настроения своих членов, их уверенности в себе, обеспечивает их адаптацию, если изменяются условия. Известно, например, что при миграции в другие края или страны быстрее адаптируются те, кто переезжал группой. При опросе сотрудников одного предприятия выяснилось, что из 265 человек, имеющих на предприятии друзей (т.е. состоящих членами неформальных групп), 78% выражают удовлетворенность своей работой и 63% отмечают, что у них обычно хорошее настроение. Из 99 человек, не имеющих на предприятии друзей, хоро-
шее настроение обычно наблюдается только у 45% опрошенных.
Мнение группы для ее членов является очень значимым. Для некоторых людей оно значит гораздо больше, чем поощрение или наказание со стороны официальных руководителей. Человек, потерявший свое место в группе, как правило, старается уйти из этого коллектива или переходит в другую, если коллектив большой и насчитывает несколько неформальных групп. В небольших коллективах формирование неформальной группы должно быть заботой официального руководителя. Если личные отношения сотрудников не формируются на основе общих норм поведения, то такой коллектив, как правило, менее работоспособен. Рано или поздно в таких коллективах возникают конфликты, которые оттесняют деловые вопросы на второй план. Поэтому для небольших коллективов реальной проблемой является подбор людей на совместимость, на способность организовать единую, сплоченную группу.
В каждой производственной группе выделяются лица, которые берут на себя большие обязанности, чем этого требует их служебное положение. Такого человека остальные члены группы признают ее лидером, неформальным руководителем. Он выступает как источник значимой информации и консультант по многим производственным и непроизводственным вопросам, регулирует отношения в группе, представляет ее вовне, а поведение лидера служит образцом групповых норм и ценностей.
Каждый из членов группы занимает в ней свое определенное место. Одни пользуются большим авторитетом, другие меньшим. С развитием группы могут происходить изменения в положении отдельных ее членов и реже смена лидера.
Руководителям больших коллективов необходимо учитывать наличие неформальных групп и их лидеров. <...>
Иногда в группах выделяются два лидера: к мнению одного прибегают, решая деловые вопросы, другой пользуется высоким авторитетом в организации общения. С учетом их различных качеств и обстоятельств жизни группы за каждым из них закрепляется свое место в групповой иерархии.
В небольших коллективах, составляющих по численности одну неформальную группу, особенно важно обеспечивать добрые отношения между официальным руководителем (бригадир, мастер) и неформальным лидером. Иногда рекомендуется во главе таких маленьких групп ставить неформальных лидеров. <...>
Особенности отношений между членами группы и самими группами, между руководителем и лидером, между руководителем и подчиненными образуют то, что называется психологическим климатом в коллективе. Этот климат в значительной мере определяет состояние работающих или обучающихся в данном коллективе: их удовлетворенность работой, желание трудиться с полной отдачей, хорошее настроение. Поэтому поддержание благоприятного психологического климата в коллективе является одной из главных задач руководителя. Ведь духовно-нравственная атмосфера коллектива во многом определяет решение производственных вопросов. Известно, что передовые бригады и лучшие спортивные команды отличаются хорошим психологическим климатом. Все это говорит о том, что необходимо учитывать при подборе кадров психологическую совместимость людей, т.е. совместимость установок, интересов, ценностей, норм поведения, привычек и личностных качеств.
Задачей каждого руководителя должно быть создание в коллективе нравственной и деловой атмосферы, достижение взаимопонимания в производственных вопросах. <...>
Крайне важен стиль руководства в создании психологического климата в производственных группах. Уже в первых социально-психологических работах были условно выделены три разных типа руководства: авторитарный (директивный), демократический и анархический (попустительский). В книге Г. Гибша и М. Форверга описаны три разных стиля руководства бригадами.
При авторитарном руководстве бригадир все решения принимает сам. Возражения и советы бригады отвергаются. Любое нарушение намеченного порядка порицается, даже если рабочие не виноваты. Руководитель держится в стороне от рабочих. При демократическом стиле многие воп-
росы по работе бригадир решает с учетом мнения рабочих, постоянно находится вместе с бригадой, следит, чтобы загруженность каждого была равномерной. Обращение с рабочими спокойное, доброжелательное. При анархическом (попустительском) стиле руководства бригадир пускает дело на самотек. Он редко бывает с бригадой, в ее жизнь не вмешивается, и задания она часто получает не от него, рабочие сами распределяют их.
Эти три бригады отличались и по производственным успехам, и по психологическому климату. По объему выполненной работы первое место занимала бригада, руководимая авторитарно (из девяти раз она шесть была на первом и трижды на втором месте). Бригада, руководимая демократически, дважды была первой и четыре раза занимала второе место. Однако по психологическому климату выделялась демократически руководимая бригада. Она была более сплоченной. За один и тот же период из нее уволился один человек, а из авторитарной ушли пятеро. Анархически руководимая бригада имела наихудшие показатели в работе и наименьшую групповую сплоченность. Итак, в конечном счете по совокупности показателей наилучшей оказалась бригада с демократическим стилем руководства. Авторитарный же стиль приемлем и дает хорошие показатели лишь на короткое время, когда надо быстро решить какую-то задачу. Длительного же авторитарного руководства группа не выдерживает (много производственных травм, увольнений). Анархический стиль оказывается негодным во всех ситуациях — и по результатам работы, и по психологическому климату в коллективе. Конечно, в реальной жизни такие "чистые" стили руководства почти не встречаются. Однако как ведущую тенденцию в руководстве их можно выделить для последующей корректировки работы руководителей.
Большое внимание социальная психология уделяет человеческому общению. На неумение устанавливать контакты с другими людьми жалуются многие молодые специалисты, работающие на производстве, где по роду выполняемых обязанностей им необходимо постоянно вступать в контакты с коллегами, рабочими, руководством предприятия. <...> Уже выяснены суще-
ственные факторы, влияющие на взаимоотношения людей <...>. Верное понимание обращенной к человеку речи достигается только при правильном понимании ситуации, по поводу которой речь произносится. Например, фраза жены "Я купила сегодня тебе сапоги" может означать:
1) надень их и иди погуляй с собакой, это теперь твоя обязанность и незачем ссылаться на плохую погоду;
2) все готово к отъезду на дачу. Я успела купить сапоги;