Теория когнитивного диссонанса
1. Человек стремится к тому, чтобы его система знаний и
представлений о мире и о себе самом была согласованной и
непротиворечивой. Человек переживает эмоциональный
дискомфорт и напряжение (когнитивный диссонанс), когда
две мысли (мнения, убеждения, позиции) осознаются им как
противоречивые, несовместимые.
• При наличии согласованности в имеющейся системе зна
ний человек избегает событий, порождающих диссонанс,
или старается на замечать и игнорировать их.
2. Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда:
• когда человек воспринимает самого себя в качестве причи
ны возникшей когнитивной несогласованности;
• когда действия субъекта основаны на свободном выборе и
разрушают «Я-концепцию» (Эллиот Аронсон);
• когда люди чувствуют личную ответственность за свои «не
верные» действия и поступки;
• когда такие действия и поступки имеют серьезные послед
ствия.
3. При возникновении когнитивного диссонанса человек
стремится устранить или уменьшить его. Когнитивный дис
сонанс устраняется:
• путем изменения одного из элементов системы своих зна
ний (мнений) таким образом, чтобы он не противоречил
другому;
• путем добавления в противоречивую структуру знаний но
вых элементов, делающих ее более согласованной;
• путем уменьшения значимости для человека не согласую
щихся между собой знаний.
4. Когда свои действия или поступки, которые вызывают
когнитивный диссонанс, человек не может оправдать и объя
снить внешними факторами, уменьшение диссонанса дости
гается внутренним оправданием своего поведения путем изме
нения своих мнений и установок — эффект недостаточного
Оправдания.
5. Существуют различные типы ситуаций, в которых воз
никает когнитивный диссонанс:
• логическое несоответствие: человек осознает, что принял
решение в пользу одного варианта, а логика требует друго
го;
• несоответствие культурным образцам: человек, действуя в
соответствии со своими установками, осознает, что он
вступает в противоречие с общепринятыми нормами;
• несоответствие нового знания более обобщенной системе
представлений;
• несоответствие новых знаний прошлому опыту.
Фриц Хайдер, Харольд Келли Теория каузальной атрибуции
1. Как наблюдатель и участник событий каждый человек
не просто фиксирует действия других людей или свои собст
венные действия, но пытается установить и их возможные
причины.
2. От характера используемого объяснения зависят осо
бенности эмоционально-оценочного отношения к другим
людям, поведение которых объясняется, а также эмоцио
нальное отношение к самому себе (Э. Аронсон).
3. Способы приписывания причин зависят от качества и
объема информации, которой располагает субъект, и могут
быть ошибочными.
• В ситуации неопределенности люди склонны приписывать такие причины событиям и действиям людей (осуще-
14. Заказ №4624.
ствлять атрибуцию причин), которые соответствуют их убеждениям и предрассудкам (Э. Аронсон).
• Субъект, опираясь на здравый смысл, может приписывать
причины явлений и событий: а) самому себе; б) другим лю
дям; в) особенностям ситуации.
4. Существует три фактора, которые влияют на то, чему мы припишем поведение — внешним или внутренним причинам (Г. Келли): '§?-'
• фактор нормативности: ведет ли человек себя в определен
ной ситуации подобно другим людям (да — внешняя при
чина поведения; нет — внутренняя причина поведения);
• фактор постоянства (последовательности): повторяется ли
подобное поведение у субъекта часто и в различных ситуа
циях (да — внутренняя мотивация; нет — внешняя мотива
ция);
• фактор различия (дифференцированности): ведет ли чело
век себя по-разному в разных ситуациях (да — внешняя
причина поведения; нет — внутренняя причина поведе
ния).
Наиболее типичные ошибки и феномены каузальной атрибуции: люди склонны объяснять свои успешные, этически приемлемые, социально одобряемые действия собственными личностными факторами, а неуспешные и социально не одобряемые действия — внеличностными факторами (случайность, обстоятельства, давление ситуации).
• Фундаментальная ошибка атрибуции: а) тенденция наблю
дателей недооценивать ситуационные и переоценивать
диспозиционные (внутриличностные) влияния на поведе
ние других людей; б) тенденция наблюдателей переоцени
вать ситуационные и недооценивать диспозиционные
(внутриличностные) влияния на свое поведение.
В случае, когда наблюдатель находится с людьми в отношениях сотрудничества, появляется склонность причинно объяснять их поведение так же, как и свое собственное. 210
'
• Прогнозируя поведение других людей, человек считает,
что большинство людей в аналогичных условиях будут по
ступать так же, как он сам.
• Человек допускает, что если обстоятельства в дальнейшем
не изменятся, то и поведение другого человека должно
остаться тем же (согласованность поведения).
Объяснение: когда действуем мы, то нашим вниманием управляет окружение; когда мы наблюдаем за действиями другого, то человек попадает в центр нашего внимания, а ситуация становится менее очевидной (фигура — фон).
Гипотезы В. Вайнера
Существует три «измерения» в приписывании причин действиям и поведению других людей (каузальной атрибуции).
• Приписываемый источник причины: а) внутренний —
причина поведения в субъекте; б) внешний — причина по
ведения во внешних обстоятельствах.
• Приписываемые возможности контроля, которыми обладает
индивид: контролируемая или неконтролируемая ситуация.
• Приписываемая степень стабильности причины, устойчи
вости ее действия: а) стабильная или факультативная, вре
менно действовавшая причина.
А. Если результат приписывается стабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с большей уверенностью.
Б. Если результат приписывается нестабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с меньшей уверенностью или будет ожидаться другой результат.
Джулиан Роттер
Теория локализации субъективного контроля:
Локус контроля
1. Притязание на успех, стремление субъекта к достижению успеха зависят:
14*
• от частоты успехов, испытанных субъектом ранее в сход
ных ситуациях;
• от уверенности в том, что успех находится (не находится)
под собственным контролем.
2. В процессе индивидуального развития формируется два типа мотивационных установок, в соответствии с которыми люди различаются по характеру объяснения событий, происходящих с ними:
• экстернальный тип личности (мотивационных установок):
субъекты с внешним локусом (расположением) контроля,
склонные объяснять причины событий и собственного по
ведения внешними факторами: везением, случаем, влия
нием других людей;
• интерналъный тип личности (мотивационных установок):
субъекты с внутренним локусом (расположением) контро
ля, склонные объяснять причины событий внутренними
факторами: собственными навыками, способностями,
личностными качествами.
3. Люди с внутренним локусом контроля сильнее изменяют свои ожидания и поведение под влиянием успеха или неудачи.
• Экстернальный тип личности характеризуется установкой
на избегание неудач.
• Интервальный тип личности характеризуется установкой
на достижение успеха.
Дерил Бем