В контексте деятельностного подхода
В. К. Вилюнас
1. Не физиологические процессы, а субъективные переживания выступают в качестве носителей психических обра-
зов, являются онтологической основой (субстанцией) для воплощения образов, мыслей, идей.
• При этом физиологические процессы обеспечивают воз
никновение феномена переживания, хотя и неизвестно
как.
2. Основой образов, представлений и понятий исходно
является аморальная «чувственная ткань» субъективных пе
реживаний-чувств, которые объединяют и связывают впе
чатления субъекта, получаемые в процессах взаимодействия
с предметным миром.
3. Чувства-переживания выполняют ряд функций:
• слияние чувств-переживаний является механизмом орга
низации познавательного опыта;
• чувства-переживания служат связующим звеном между от
дельными образами, мыслями, представлениями — объеди
няют их в «поток сознания»;
• на основе свертывания и сокращения переживаний (слия
ние как сукцессивных, так и симультанных переживаний)
складываются чувства более высоких порядков; такие чув
ства «вооружают» субъекта представлением о возможном
чувственном развитии ситуации (пример: желания, пред
ставляющие собой «забегающие вперед переживания»);
• предметы мотивационных отношений идентифицируются
не только на основе познавательных характеристик, но и
на основе «мелодий» переживаний.
4. Деятельность субъекта не может рассматриваться по
рождающим началом эмоциональных переживаний в том же
смысле, как в отношении познавательных образований. По
знавательный образ среды может детерминировать способ
реализации отдельных действий, но не выбор целей, на кото
рые действия направляются.
5. В процессах филогенетического (эволюционного) и
онтогенетического развития психики, а также в процессах ее
функционирования эмоциональные переживания обеспе-
как эмоциональное переживание отношений между целями различных действий и мотивами; как постоянное эмоциональное переживание и оценка всех событий и явлений по отношению к текущим потребностям и мотивам субъекта. |
чивают деятельность и отражение пристрастностью, избирательностью, целенаправленностью.
6. Фиксирование и выделение в «образе мира» целей и воз
никновение побуждения к ним реализуются эмоциональ
ными переживаниями. Эмоциональные переживания на
рушают равнозначность познавательных ориентиров. В ре
зультате некоторые из них приобретают для субъекта осо
бый смысл.
7. Эмоциональные переживания представляют собой
конкретно-субъективную форму существования смысла
(биологического и личностного). Смысл воздействий среды
определяется:
• не объективным значением (познавательным), когда воз
действие выступает в отношении к другому объективному
явлению или свойству;
• а субъективным значением (смысловым), когда воздейст
вие выступает в отношении к потребностям и мотивам
субъекта.
8. Смысловые образования у человека могут иметь два
слоя:
• смысл самих мотивов, который существует в субъективной
эмоционально-непосредственной форме и не может стать
вербализованным;
• выраженный в языковых значениях смысл, который:
а) представляет собой осознание некоторых отношений
между мотивом и предметами, явлениями, событиями;
б) получает некоторое причинное объяснение, но далеко
не всегда верное и истинное.
9. Отражаемые в «образе мира» объективные межпред
метные связи и отношения служат основой, схемой для рас
пространения смысловых отношений на предметные обсто
ятельства, которые способствуют или препятствуют дости
жению мотивов.
10. Смысловые отношения могут выступать:
11. В качестве единицы психического отражения можно
рассматривать аффективный след — совокупность образов,
связанных между собой эмоциональным переживанием и
запечатленных в памяти так, что актуализация одного из них
влечет немедленную актуализацию в сознании эмоции, а
также представления о породившей ее ситуации.
12. В качестве единицы индивидуа^гьного сознания можно
рассматривать вербализованный личностный смысл.
13. В качестве единицы эмоционального процесса полезно
рассматривать акт эмоционального переключения с некото
рого эмоционально значимого предмета, явления, события
на его условия и «причины». При этом основой для эмоцио
нального переключения могут служить связи, весьма отда
ленно напоминающие собственно причинные связи.
14. По своим функциям в процессе удовлетворения по
требностей эмоциональные явления распадаются на две
фундаментальные группы.
• Ведущие эмоциональные переживания или побуждения:
«окрашивают» сами предметы потребностей и превращают их тем самым в мотивы;
возникают при актуализации потребности и мотива;
предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней, определяют ее направленность;
в значительной мере определяют направленность и особенности эмоциональной сферы личности.
• Производные эмоциональные переживания:
возникают в процессе любой деятельности;
выражают отношения субъекта к ситуации, окрашивают значимые для достижения предмета потребности условия, выделяя промежуточные цели;
15. Заказ №4624.
15* |
носят универсальный характер и могут возникать по поводу любой деятельности (например, эмоции успеха-неуспеха, удовольствия-неудовольствия).