Варикозное расширение вен
5- полиартрит
При длительном удержании какой-либо позы происходит статическое перенапряжение и повышение тонуса определенных групп мышц. В них развиваются биохимические процессы, характерные для состояния утомления мышцы, появляются соответствующие клинические признаки.
Так, при длительном сидении возникает чувство тяжести, напряжения, ощущение «онемения», «ползания мурашек», появляется боль в области задней поверхности шеи, надплечий, пояснице, в нижних конечностях. У человека появляется желание разогнуться, сменить позу, потянуться, встать. Часто повторяющееся статическое перенапряжение может привести к патологическим изменениям костно-суставной системы, и прежде всего со стороны позвоночника.
Позвоночник человека состоит из 33 — 34 позвонков, прочно соединенных друг с другом посредством межпозвонковых дисков, суставов между отростками позвонков. Укрепляют позвоночный столб мощный связочный аппарат и мышцы. Дуги позвонков, отходящие от тела позвонка, располагаясь друг над другом, образуют спинномозговой канал, в котором находятся спинной мозг и отходящие от него спинномозговые нервы.
Межпозвонковые диски структурно представлены прочной волокнистой оболочкой (капсулой), содержащей пульпозное (студенистое, желатинообразное) ядро. Такое строение межпозвонкового диска делает его идеальным амортизатором между соседними по,звонками, обеспечивает некоторую подвижность соседних позвонков относительно друг друга. В то же время, суммируясь, подвижность позвонков обеспечивает достаточный объем движение позвоночного столба в целом. Распределение нагрузки на межпозвонковый диск при любом движении (сгибание вперед, в стороны, разгибание) неравномерно. Происходит преимущественное приложение силы на определенный отдел дискового кольца и его сжатие. При этом противоположный участок испытывает растяжение. Нормальное функционирование межпозвонковых дисков зависит от хранения ими постоянного химического состава и структурной целостности.
Причиной развития патологии могут служить различные обменные заболевания, нарушение кровообращения, острые травмы длительные статические нагрузки. При длительной статической нагрузке к концу дня часто наблюдается укорочение позвоночного столба за счет уменьшения высоты межпозвонковых дисков. Кроме того, наступает довольно выраженное и раннее «возрастное старение» дисков. Первые дефекты фиброзного кольца в виде микротрещин отмечаются уже к 25 годам. Постепенное замещение эластичного желатинообразного содержимого грубыми соединительнотканными волокнами вследствие склероза питающих диск сосудов происходит с 40 — 45 лет. Эти процессы значительно ухудшают биомеханические свойства позвоночника.
Длительная и часто повторяющаяся статическая нагрузка, позное напряжение и сопряженное с этим вынужденное положение позвоночника, повышенный тонус мышц-сгибателей, действие которых не уравновешивается мышцами-разгибателями, вызывает ухудшение кровоснабжения и обменных процессов в межпозвонковых дисках, связочном аппарате позвоночника и в позвонках. Постепенно развиваются дистрофические процессы в костной, хрящевой и соединительной тканях этих структур. Таков механизм, лежащий в основе развития остеохондроза позвоночника. По мере прогрессирования процессов и, особенно на фоне возрастных изменений, может произойти смещение позвонков относительно друг друга, образование костных выростов, шипов, нарушение подвижности между отдельными позвонками. На этой стадии заболевания появляются симптомы раздражения корешков спинномозговых нервов (радикулит) и рядом расположенных сосудов, например позвоночной артерии, которая снабжает кровью головной мозг. Признаки остеохондроза позвоночника зависят от преимущественной локализации процесса. Чаше встречается остеохондроз шейного и поясничного отделов.
При шейном остеохондрозе периодически появляются жалобы на болезненность в области шеи, усиливающуюся при поворотах головы. Ощущение «хруста» при движении головой. Могут быть односторонние боли в области надплечья и мышцах плечевого пояса. При обострении процесса воспалительного и травматического происхождения боли могут быть очень сильными. Появляется резкое ограничение объема движений головы и шеи, значительно нарушается трудоспособность.
Наряду с болевыми проявлениями шейный остеохондроз может вызвать неврологические симптомы и нарушения со стороны слуха и вестибулярного аппарата. Появляются головная боль, боли в затылочной области, головокружение, шум в ушах, снижение слуха на одно или оба уха. Признаки шейного остеохондроза непостоянны, могут быть обострения процесса или уменьшение его симптомов.
Если патологические изменения выражены в поясничном отделе позвоночника, то возникает симптоматика поясничного остеохондроза и пояснично-крестцового радикулита. Это ограничение подвижности в поясничной области, болезненность при наклонах вперед-назад и в стороны. Боль может отдавать в ногу, вплоть до невозможности движения из-за болей. Характерны болевые «прострелы» при неловком движении, физической нагрузке.
Кроме патологии позвоночника лица, труд которых сопряжен с длительным малоподвижным пребыванием на ногах или в положении сидя, подвержены развитию варикозного расширения вен. Эта склонность особенно усиливается, если они ведут малоподвижный образ жизни, имеют признаки гипокинезии и не проходят целенаправленную профилактику заболевания. В этом отношении труд педагога является фактором риска для возникновения данной патологии.
Распространенность некоторых признаков патологии опорно-двигательного аппарата продемонстрирована на рис. 6.3.
Рис. 6.3. Распространенность некоторых симптомов патологии опорно-двигательного аппарата у neдaгогов (В %, по результатам собственных исследований)
Варикозное расширение вен — это заболевание, характеризующееся изменением и перерастяжением стенки венозных кровеносных сосудов, уменьшением эластичности и увеличением размеров вен. Один из основных предрасполагающих факторов — это профессиональные особенности рабочей позы.
Преимущественному изменению подвержены вены нижнего сегмента тела (геморроидальные и вены нижних конечностей, Связано это с особенностями строения венозной стенки (отсутствие или малое количество мышечных элементов), склонностью ее растяжению. Кроме того, давление в венах нижнего сегмента туловища зависит от гидростатического (гравитационного) давлен венозной крови, которое обусловлено высотой и диаметром гравитационного столба крови и действует в направлении к земной поверхности. Максимальной величины гидростатическое давление достигает в вертикальном положении тела с расслабленной мускулатурой, создавая наиболее невыгодные условия для оттока крови из венозной системы нижних конечностей.
Поднимает венозную кровь, возвращая ее к сердцу, в основном динамическая работа многочисленных скелетных мышц, которые действуют как присасывающе-нагнетательные микронасосы, самостоятельные «периферийные сердца». Особенно большая с оттока венозной крови из нижних конечностей развивается сокращение икроножных мышц, своеобразных «моторов» венозного кровообращения в нижних конечностях. Огромное значение в механизме венозного кровотока имеет клапанный аппарат вен, основная роль которого заключается в препятствии обратному току крови. Сочетание действий скелетных мышц и клапанов обеспечивает нормальное функционирование венозных сосудов.
Вначале при возникновении варикозного расширения вен нижних конечностей жалобы сводятся к неприятным ощущениям, чувству тяжести в области икроножных мышц, которое появляется к концу рабочего дня и исчезает после отдыха. Затем появляется быстрая утомляемость ног, тупые боли в области голени, судороги в икроножных мышцах. При осмотре под кожей просвечивают и набухают извитые с мешковидными расширениями вены, которые легко спадаются при нажатии на них пальцем. К вечеру, особенно в жаркое время года, может возникать отечность в области тыльной поверхности стопы, голеностопного сустава, которая исчезает после ночного отдыха.
В более поздних стадиях происходит изменение кожи нижних конечностей. Она становится сухой, беспокоит зуд, может изменяться окраска. Появляется ломкость ногтей, выпадение волосков, чувство зябкости.
У полных женщин варикозные вены могут быть скрыты в подкожной жировой клетчатке и при осмотре не видны. Происходит увеличение окружности и объема пораженной конечности. Если заболевание прогрессирует, то может осложниться образованием трофических язв кожи. Причина возникновения их — нарушение питания и обменных процессов в коже и подкожной клетчатке. Тяжелейшими осложнениями являются развитие тромбоза (закупорки) и тромбофлебита (воспаления) сосудов нижних конечностей.
Если изменению подвергаются венозные сосуды в области прямой кишки, то возникает заболевание геморрой, в основе которого лежит изменение вен подслизистого слоя прямой кишки и анального канала. Способствуют развитию геморроя длительное пребывание на ногах или в положении сидя, малоподвижный образ жизни, запоры, беременность, роды, постоянные натуживания при так называемой двухмоментной дефекации. Характерны ощущения дискомфорта после дефекации, зуд заднего прохода. Из заднего прохода периодически выделяется слизь, раздражая кожу анальной области. Возможны различные осложнения (сильные боли, лихорадочное состояние, развитие острого тромбофлебита).
Повреждение поверхностно расположенных вен геморроидальных узлов во время дефекации приводит к возникновению главного симптома геморроя — ректальных кровотечений. Вены прямой кишки при геморрое постепенно увеличиваются, принимают вид: закрытого слизистой оболочкой узла на широкой ножке, который свисает в просвет прямой кишки и может выпадать из анального отверстия. Стенки таких узлов истончаются, они нередко изъязвлены, появляются болезненные трещины заднего прохода, изменения кожи анальной области. Заболевание может прогрессировать.
Профилактика гипокинезии.Основа профилактики гипокинезии — достаточная двигательная активность, оптимизация двигательного режима. Физическая активность может осуществляться в различных формах. Оптимальная физическая активность достигается путем правильного сочетания всех видов физической деятельности. Основными формами занятий физической культурой могут быть утренняя гимнастика, дозированная ходьба (самостоятельная или на работу и с работы), занятие оздоровительным бегом, посещение плавательного бассейна, групп здоровья, занятия каким-либо видом массового спорта.
С пользой для своего здоровья обязательно должны проводиться выходные дни и время трудового отпуска. Работа на дачном участке, туристические походы, рыбная ловля, сбор грибов и ягод. Вот не полный перечень рационального использования своего свободного времени.
Профессиональная деятельность учителя (исключая учителей физкультуры и трудового обучения) не дает больших возможностей для проявления физической активности. Но могут быть использованы «малые формы» И «незаметная гимнастика» во время урока, физическая активность во время перемены.
Преподавателю необходимо планомерно осуществлять гигиенические и профилактические меры, направленные на то, чтобы избежать патологии позвоночника и венозных сосудов. Подобные меры должны включать:
1) оптимизацию статической рабочей позы при сидении и положении стоя;
2) разгрузку мышц спины и шеи, позвоночников в ходе урока во время перемены и после окончания рабочего дня;
3)укрепление мышечного каркаса позвоночника;
4)освоение техники самомассажа спины и шеи;
5)правильное поднятие тяжести.
Как правильно сидеть?
Удержание тела, в положении сидя активный мышечный процесс, но преобладает в нем статическое сокращение определенных групп мышц. Преимущественно напряжены мышцы спины, для уменьшения неблагоприятного воздействия статической нагрузки на опорно-двигательный аппарат, для создания наиболее благоприятных условий деятельности сердечнососудистой, дыхательной систем и органа зрения в положении сидя за столом должно быть правильное взаиморасположение туловища, головы и конечностей относительно друг друга, т.е. должна сохраняться правильная поза.
Наиболее оптимальная поза характеризуется следующими признаками:
- бедра примерно на 2/3 должны находиться на сиденье стула:
- спина пояснично-крестцовой областью опирается на спинку стула;
- корпус прямой, несколько наклонен вперед;
- между туловищем и передним краем стола расстояние около 4-5 см;
- У головы небольшой наклон вперед;
- предплечья свободно лежат на столе, надплечья находятся на одном уровне;
- ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах под углом почти 90градусов;
- ступни опираются на пол или подставку.
для выработки и закрепления правильной позы учители следует позаботиться о размерах и форме своего рабочего стола и стула в классе и дома, для индивидуального подбора следует руководствоваться следующим и правилами:
- высота сиденья должна быть равна длине голени и стопы в обуви;
-глубина сиденья стула на 5-6 см меньше длины бедра (примерно от 2/3 до 3/4 длины);
-у стула должен быть соответствующий профиль сиденья и спинки;
- расстояние от пола до переднего края крышки стола должно быть на 5 — 6 см больше, чем расстояние ОТ пола до локтя человека, сидящего на столе с опущенными руками.
Взаиморасположение стола должно соответствовать таким требованиям:
- расстояние от переднего края стола до спинки стула должно быть на 5 — б см больше, чем переднезадний размер грудной клетки сидящего человека;
- передний край стула должен быть задвинут за вертикальную плоскость, проходящую через передний край стола на 4 — 8 см.
Как правильно стоять
Во время урока учителю достаточно часто приходится стоять. Удержание данной позы тоже относится к статической нагрузке, поэтому для уменьшения ее неблагоприятного действия на организм следует выработать у себя правильную осанку. В положении стоя необходимо придерживаться следующих правил:
- стопы должны быть параллельны друг другу и должны стоять на одном уровне на ширине бедер;
- ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах;
- туловище и голова находятся в одной, строго вертикальной плоскости;
- передняя стенка живота несколько втянута;
- надплечья должны находиться на одном уровне;
- плечи несколько развернуты, отведены назад и расслаблены.
для закрепления такой осанки рекомендуется представить, что через позвоночник пропущена струна, которая «пронизывает» голову и как бы тянет туловище вверх.
Периодически во время урока нужно проверять осанку этим несложным приемом.
При длительном стоянии желательно для разгрузки поясничного отдела позвоночника ставить одну ногу на подставку, использовать малейшую возможность для замены мышечной нагрузки на динамическую.
Разгрузку позвоночника и мышц, находящихся в статическом напряжении в положении сидя и стоя, следует проводить по ходу каждого урока, в течение перемены и по окончании рабочего дня. Осуществляться это может при ходьбе и выполнении специальных физических упражнений. Учителю следует использовать любую возможность во время урока, чтобы не оставаться в неподвижном состоянии.
Как правильно ходить?
Ходить надо так, чтобы это приносило максимальную пользу всему организму. При правильной ходьбе ощутимое положительное влияние оказывается практически на всю скелетную мускулатуру и суставы, улучшается работа сердца и движение крови по сосудам, облегчается дыхание и деятельность желудочно-кишечного тракта, достигается психологическое расслабление.
Наиболее физиологичен следующий способ ходьбы:
- во время движения должна сохраняться правильная осанка (голова и туловище должны находиться в одной вертикальной плоскости);
- выносимая вперед нога должна ставиться на пятку под углом 45 градусов к плоскости пола или земли, перед тем как она начинает опускаться, должен быть момент ее полного выпрямления;
- подъем и вынесение вперед ноги, оставшейся сзади, осуществляется за счет работы мышц бедра и энергичного отталкивания пальцами этой ноги от пола или земли;
- бедро согнутой в коленном суставе выносимой вперед ноги должно выдвинуться за находящуюся спереди ногу, и только затем нога выпрямляется; — вес тела должен во время шага плавно «перетекать» от одной опорной ноги, выносимой вперед, к другой по стороне последней;
- руки должны быть расслаблены и двигаться в плечевых и локтевых суставах в такт шагам с умеренной амплитудой, при вынесении вперед ноги выносится вперед рука с противоположной стороны.