Объяснительные принципы

1. Что выступает единицей жизнедеятельности организ­ма в контексте психологического анализа?

Единицей жизненного процесса выступает деятель­ность — целенаправленная активность, в которой реализу­ется то или иное жизненное отношение субъекта к дейст­вительности, которая обеспечивает взаимодействие орга­низма с предметной средой и служит удовлетворению какой-либо потребности организма.

При этом под исходными формами деятельности пони­маются всевозможные жизненно необходимые или жиз­ненно важные отношения и связи живого организма с окру­жающим миром (внешней средой), которые активно вос­производятся в форме взаимодействий с определенным диапазоном предметов и объектов и обеспечивают удовлет­ворение какой-либо потребности.

Позднее в процессе эволюции животных организмов, ан­тропогенеза, а также исторического развития человечества формируются и развиваются все более сложные производ­ные типы и виды деятельностей (см. ниже).

2. В чем заключаются простейшие формы жизнедеятель­ности?

Наиболее простая форма жизни представляет собой про­цессы внутренней активности организма, которые: а) запус­каются при непосредственном воздействии биологически значимых раздражителей (раздражимость); б) поддержива­ют жизнедеятельность.

Например, такая форма жизнеобеспечения и жизнедея­тельности характеризует растительные организмы, которые не имеют внешних форм активности и не имеют возможно­сти самостоятельно выбирать среду обитания. Растительный организм приспособлен к росту в определенной среде обита­ния, которая обладает набором биологически значимых па­раметров и может рассматриваться как относительно одно­родная. Расселение и обнаружение благоприятных условий для произрастания обеспечивается не активным поиском, а случайными факторами.

3. Каковы первичные условия, детерминирующие эволюцио­нирование животных организмов и их функциональное совер­шенствование ?

Переход организмов от жизни в простой однородной среде к жизни в меняющейся предметной неоднородной среде необходимо предопределяет формирование ряда но­вых функций.




• Раздвоение изначально единого процесса жизнедеятель­
ности на функции отправления (физиологическая актив­
ность, направленная на поддержание постоянства внут­
ренней среды, — гомеостаза) и функции поведения.

• Функции поведения: а) заключаются в активном приспо­
соблении живого организма к меняющимся условиям сре­
ды на основе перемещения от неблагоприятных условий в
направлении к более благоприятным условиям обитания;
б) необходимо предполагают ориентировочную и испол­
нительную части.

• Функции поведения обеспечиваются эволюционным раз­
витием: а) специализированных органов передвижения;
б) органов чувств, которые обеспечивают ориентировку,
организацию и регуляцию двигательной активности.

Выделение функций поведения в жизнедеятельности жи­вого организма — необходимое условие для формирования психических функций. Реализация любой формы поведения необходимо предполагает две системы взаимосвязанных функций: а) функций, обеспечивающих перемещение в сре­де обитания; б) функций, обеспечивающих предваритель­ную ориентировку в среде обитания.

4. К каким изменениям в функциональных возможностях у живых организмов приводит формирование органов передви­жения и развитие органов чувств?

Эволюционное формирование простейших органов пе­редвижения и органов чувств обеспечивает переход от раз­дражимости — реакций, возникающих только при непосред­ственном контакте организма с биологически значимым раздражителем, к чувствительности — ориентировке орга­низма в направлении к жизненно важным объектам (кото­рые имеют биологический смысл) посредством стимулов жизненно не значимых, имеющих только сигнальный харак­тер.

Такие формы поведения и ориентировки во внешней сре­де (чувствительность) наблюдаются уже у простейших одно-

8. Заказ №4624.

клеточных животных организмов, которые реализуются в форме таксисов (Фабри, 1993).

5. Что выступает исходной формой психических явлений (психических функций) ?

Чувствительность выступает исходной формой психиче­ских явлений. Чувствительность дифференцируется: а) на переживания внутренних состояний (аффективная чувстви­тельность); б) на способность к ориентировке во внешней среде (экстероцептивная чувствительность). Этим обеспе­чивается регуляция взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде.

Наличие чувствительности у живого организма выступа­ет критерием, по которому можно судить о наличии элемен­тарных форм психики.

Дифференциация внутренней и внешней чувствительно­сти эволюционно необходима для согласования: а) направ­ления внешней поведенческой активности животного в сре­де обитания б) с текущим внутренним органическим состоя­нием, которое может «требовать» изменения различных внутренних параметров. В зависимости от текущего недо­статка тех или иных веществ, температуры, освещенности для подержания внутренней среды организм должен соот­ветствующим образом изменять направленность своего по­ведения и ориентироваться на различные объекты. Это зна­чит, что для животного организма поддержание гомеостаза обеспечивается динамическими отношениями между: а) из­менением внутренне переживаемых потребностных состоя­ний нужды; б) изменением поведенческой активности в сре­де, направленной на строго определенные объекты (моти­вы), достижение которых ведет к устранению периодически возникающих потребностных состояний.

6. Какие факторы детерминируют эволюционное формиро­вание и развитие психических функций?

Приспособление животных к сложным, предметным, ди­намическим условиям окружающей среды в процессе эво­люции обусловливает усложнение функционально-струк-

турного строения деятельности (поведения) животных, что ведет к необходимости прогрессивного развития психиче­ского отражения (психической ориентировки) и совершен­ствованию органов чувств.

А. Н. Леонтьев обосновывал и подчеркнуто настаивал на том, что генетический ряд причинно-следственных связей, лежащих в основе эволюции психических функ­ций, имеет следующую направленность: изменение окру­жающей среды -> необходимые для выживания и приспо­собления изменения в поведении (деятельности) живот­ных организмов -* необходимость в изменении способов ориентировки, функционально обеспечивающих органи­зацию новых форм поведения (деятельности) -> формиро­вание и развитие новых структурных особенностей орга­низма — органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга.

7. В каких направлениях дифференцируются различные виды деятельностей у животных организмов в процессе эволю­ции?

Изменение деятельности (поведения) животных в фило­генезе (и в онтогенезе) происходит в двух основных, тесно взаимосвязанных направлениях:

• изменение и расширение биологического значения раз­
личных предметов и объектов, на которые направляется
деятельность (развитие потребностей, мотивов);

• изменение состава действий, операций (поведения, двига­
тельной активности) в зависимости от условий, в которых
животному дан предмет деятельности.

Первое направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с эволюционным развитием морфо­логических структур (тканей и органов) у животных, для поддержания и сохранения которых требуется расширение диапазона биологически значимых природных объектов, на которые начинает направляться внешняя поведенческая ак­тивность.


 

компоненты психического образа, полученные на основе новых взаимодействий с объектом. Совершенствование функциональных возможностей животных в организации поведения и способов ориентиров­ки в среде обитания вызывают эволюционное изменение и преобразование анатомо-морфологических особенностей организма. 9. Какие существуют стадии (уровни) эволюционного раз­вития психических функций у животных организмов? В зависимости от строения деятельности, характера пси­хического отражения (психической ориентировки) и спо­собности к научению выделяются три основные стадии в фи­логенетическом развитии психики у животных организмов: • стадия элементарной сенсорной психики — организация врожденного, видотипичного поведения животного на основе ориентировки в отдельных свойствах предметов и явлений при отсутствии способности к научению; • стадия перцептивной психики — организация поведения животного на основе: а) ориентировки в целостных пред­ метах и явлениях и б) ориентировки в условиях, определя­ ющих способ выполнения действий. Приобретение разно­ образных навыков; • стадия интеллекта — организация поведения животного на основе ориентировки в межпредметных связях и отноше­ ниях, что обеспечивает решение нестандартных ситуатив­ ных задач: операции (способы действий) отделяются от ис­ ходной деятельности и переносятся в другие ситуации, в другие деятельности и на другие предметы; • высший уровень развития психической ориентировки — сознание человека (см. ниже). Стадии эволюционного развития психики получили теоретическую и эмпирическую конкретизацию в работах К. Э. Фабри. Стадия элементарной сенсорной психики чаще всего на­блюдается у животных, имеющих сетевидную и ганглионар-

Второе направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с усложнением условий окружающей среды, в которых животному приходится реализовывать все более сложные формы поведения, которые требуют более сложных двигательных приемов и способов их организации.

8. Каким законам подчиняется формирование новых психи­ческих функций в процессе эволюции?

Изменение строения деятельности в филогенезе и в онто­генезе (усложнение и развитие поведения) ведет к порожде­нию, развитию и усложнению обеспечивающих ее психиче­ских функций.

• Уровень психического отражения (особенности образа и
психической ориентировки) у животных зависит от того, в
какой мере они способны оказывать поведенческие воз­
действия на компоненты среды.

• В процессе эволюции формы психического отражения
(психической ориентировки) отстают в своем развитии от
изменений в строении деятельности животного.

• Связанные с эволюцией психики анатомо-морфологиче-
ские изменения в строении органов чувств, мозга, опор­
но-двигательной системы первично обусловливаются
функциональными изменениями в поведенческой и ори­
ентировочно-исследовательской активности животного в
природной среде.

Чем разнообразнее активные поведенческие воздействия животного на объекты окружающей среды, тем большее ко­личество свойств таких объектов может быть выявлено, за­фиксировано и может включиться в состав психического об­раза при реализации ориентировочно-исследовательских операций с помощью органов чувств.

Поэтому в процессах эволюционного развития и форми­рования новых способов ориентировки исходным является новый тип поведенческих взаимодействий животных с объек­том, а в качестве производных результатов выступают новые

ную анатомо-морфологическую организацию нервной сис­темы. Ориентировка поведения реализуется на основе отра­жения отдельных свойств внешнего мира. Поведение ориентируется на раздражители определенной модальности, которые находятся в связи с биологически значимыми для животного компонентами среды. Значительно преобладают врожденные формы поведения. Научение проявляется: а) в угасании реакции на повторяющийся внешний раздражи­тель; б) во временном распространении врожденных двига­тельных реакций на ограниченный диапазон новых внешних раздражителей (привыкание, сенсибилизации).

При этом можно выделить: а) низший уровень сенсор­ной психики: простейшие, губки, кишечно-полостные, в поведении которых наблюдаются лишь изменения скоро­сти и направления передвижения с целью избежать небла­гоприятных условий существования; б) высший уровень: черви, многие членистоногие, брюхоногие моллюски, иг­локожие, в поведении которых появляется поиск благопри­ятных условий существования на основе сложных таксисов. Стадия перцептивной психики наблюдается у животных, имеющих более сложную структурную организацию нерв­ной системы: дифференцированные и усложненные голов­ные ганглии (у членистоногих) или отделы переднего мозга (у позвоночных). Ориентировка поведения реализуется на основе не отдельных внешних раздражителей, а на основе комплекса одновременно воздействующих раздражителей различной модальности, которые синтезируются в целост­ный образ объекта (перцепция). Ориентировка начинает распространяться не только на предметы потребности, но и на условия, в которых такие предметы располагаются. Поэ­тому поведение разделяется на операции, которые обеспечи­вают: а) взаимодействия с предметными условиями среды (например, обход или перемещение предмета); б) взаимо­действия с предметом потребности. Наблюдается разнооб­разие навыков, которые приобретаются на протяжении жиз­ни путем упражнения. В поведении становится возможным

классическое и оперантное обусловливание, что проявляет­ся в форме научения на основе развития функций памяти как в двигательной (навыки), так и в перцептивной сферах (опознавание объектов и ситуаций).

При этом можно выделить: а) низший уровень перцеп­тивной психики: высшие членистоногие, головоногие мол­люски, часть позвоночных (земноводные, пресмыкающие­ся); б) высший уровень перцептивной психики (птицы, мле­копитающие).

Стадия интеллектуальной психики характеризует живот­ных, которые имеют относительно высокое развитие коры головного мозга. Ориентировка поведения осуществляется на основе активного отражения и исследования межпред­метных связей и отношений в непосредственно восприни­маемом поле жизнедеятельности. Благодаря таким формам ориентировочно-исследовательских операций становится возможным: а) решение задач без «проб и ошибок» («ин-сайт»), путем ситуативного «одномоментного» установле­ния («усмотрения») межпредметных отношений и связей; б) решение многофазных задач (у некоторых видов живот­ных инструментальных задач) на основе разделения дейст­вий животного во времени на подготовительную фазу и ис­полнительную фазу. Наблюдается широкий перенос навы­ков, способов выполнения действий (операций) в новые ситуации. При решении задачи животные начинают поль­зоваться не одним стереотипным способом, а используют разные способы из ранее накопленного опыта (Фабри, 1993).

Наши рекомендации