Тема 1.3. Развитие методологии науки. Уровни методологического знания
Каждый этап развития науки характеризуется рядом признаков:
1) научная картина мира;
2) идеалы и нормы научного познания;
3) философские основания науки.
Рассмотрим эти три составляющих в классической, неклассической и постнеклассической науке.
Классическая наука.
1. Картина мира в классической науке характеризуется детерминистическими представлениями о причинно-следственных связях. Один из источников детерминистической картины мира в классической науке — идея Бога. В XVII—XVIII столетиях это мировоззрение оформилось как натуралистический подход, в рамках которого на первое место выдвинулся естественный, а не божественный источник жизни природы, а предметом исследования, согласно представлениям ученых-натуралистов, выступила природа, изначально состоящая из объектов» (С. 71).
Первой в истории науки парадигмальной (в куновском смысле слова) теорией, где изучаемая реальность получила объяснение с помощью научных законов, была ньютоновская механика. Она в сочетании с предшествующей ей философией Декарта стала основой для научной картины мира. Именно поэтому классическую научную картину мира называют еще ньютоно-картезианской парадигмой. Для научной картины мира в классической науке характерен также атомизм, т. е. философско-мировоззренческое положение о том, что целое равно простой сумме его частей. Пространственная среда в классической научной картине мира — трехмерное евклидово пространство, однородное по своим свойствам в любой своей точке.
В связи с упомянутой нами заменой в науке идеи Бога идеей законосообразности природы вспомним одно обстоятельство, которое выглядит не случайным. Многие ученые, которые спустя годы воспринимаются нами как создатели материалистического естествознания, были на самом деле глубоко религиозными людьми. Достаточно привести примеры Исаака Ньютона, Чарльза Дарвина, Ивана Петровича Павлова.
Для классической психологии характерны детерминистические представления о психике. Детерминизм характерен для ассоцианизма, психоанализа, бихевиоризма. Атомистические представления о строении психики заметны в ассоцианизме и психологии поведения. Те же тенденции прослеживались в некоторых направлениях отечественной психологии первых десятилетий XX в., например в рефлексологии В. М. Бехтерева.
2. Идеалы научного познания были заложены в философии Декарта, развиты в позитивизме и сформулированы в окончательном виде в неопозитивизме, в частности, в виде критерия верифицируемости.
Эталоном научности в классическом естествознании стала ньютоновская механика. Для классической психологии идеалом научности поначалу стала физиология (ср.: «физиологическая психология» В. Вундта). Классические идеалы научности широко распространились и в только зарождавшейся в то время дифференциальной психологии, прежде всего, благодаря Ф. Гальтону.
Позднее этот идеал утвердился и в других областях науки, например в психодиагностике интеллекта. Так, в классической тестологии, сформировавшейся за рубежом к концу 30-хгг., естественно-научный идеал доминировал: имели место статистический подход к тестовым нормам, огромные выборки стандартизации, строгий контроль условий тестирования в сочетании с допущением о врожденности интеллекта и его неизменности на протяжении жизни. Этот идеал научности, наряду с исходными допущениями, был пересмотрен в психодиагностике только к концу 60-х гг.. В некоторых отраслях психологии представления о научности стали меняться на неклассические еще раньше. Одной из заслуг Л. С. Выготского является то, что в отечественной психологии именно он начал работу по замене идеалов научного познания.
3. Философской основой всей классической науки стал дуализм Декарта. В результате в психологическом познании субъект и объект оказались как бы оторванными друг от друга, источником эмпирических данных становились либо субъективный опыт, либо результаты наблюдения, которые рассматривались как объективные данные. Рефлексия научного познания при этом не была направлена на познавательные средства ученого, в том числе на исходные философские принципы. В связи с этим снова необходимо упомянуть Л. С. Выготского. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» он начинает методологическое исследование ситуации в науке с глубокого анализа философских концепций, которые психологи берут за основу. И, как уже было отмечено, культурно-историческая теория по своим философским основам — неклассическая психология.
Таким образом, классическая наука была связана с ориентацией на естествознание, установлением предмета и методов исследования. Однако стремление к точности и строгости, присущее естественным наукам, привело психологию к возникновению кризиса.
Неклассическая наука.
Психология стала превращаться в неклассическую науку в первой половине 20 века на основе работ З.Фрейда, К. Левина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии. Физиология активности Н.А. Бернштейна, психология установки Д.Н. Узнадзе, междисциплинарная концепция человека А.А. Ухтомского, деятельностный подход А.Н. Леонтьева, субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна определили расцвет отечественной неклассической психологии.
В истории психологической науки на данном этапе были сформулированы следующие методологические противоречия:
1. Психология наука молодая и древняя.
2. Предмет психологии – объект и в то же время субъект.
Данное противоречие было разрешено гуманистической психологией, которая обратила внимание на взаимодействие терапевта и клиента (объективность достигалась посредством интерсубъективности).
В трансперсональной психологии решение данного противоречия было разрешено в следующих тезисах: нет разницы между внешней и внутренней реальностью; двойственность субъекта-объекта – это иллюзия, и так называемая реальность не есть что-то объективное и неизменное, но скорее – нечто такое, что может быть моделируемо и переформулируемо путем изменения состояния сознания.
Труды М.М. Бахтина и Г.Г. Шпета также показали, что невозможно провести четкую грань между внешним и внутренним – душа столько же снаружи, сколько и внутри.
3. Как единым языком описать физиологию и душу?
Здесь проблема была разрешена С.Л. Рубинштейном, который сформулировал методологический принцип единства сознания и деятельности и тем самым открыл возможность изучать сознание, «просвечивая» его через деятельность.
4. Психология наука естественная и гуманитарная.
Решение предложил Ф.Е. Василюк – посредством психотехнического подхода, поскольку объективной и единственной истине психотехническая методология противопоставляет ценностную позицию.
1. Картина мира лишается представлений о механическом характере детерминации. На смену лапласовскому детерминизму приходит представление о вероятностном характере причинно-следственных связей. Важнейшее отличие неклассической картины мира от классической — ее релятивистический характер. В неклассической картине мира пространственная среда неоднородна по своим свойствам. Законы имеют относительный характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов (яркий пример — соотношение классической, или ньютоновской, и квантовой механик как частное — общее).
Для неклассической научной картины мира характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представления о том, что целое не равно простой арифметической сумме его частей. Широко распространившиеся в науке 50—70-х гг. идеи общей теории систем и кибернетики изменили научную картину неклассической психологии.
2. Идеал научности во многом задан принципом дополнительности. Научным признается результат, не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств. В неклассической науке признаются также научными результаты, вообще не имеющие прямой эмпирической основы, в том числе и результаты мысленных экспериментов. Теоретическая модель изучаемой реальности конструируется априори, а затем ученые находят ей эмпирическое подтверждение.
Неклассическая психология включает в познавательную ситуацию и исследователя и испытуемого. Неклассическая психология признает дополнительность различных видов описания психических явлений, например структурных и функциональных. Неклассическая психология признает научными выводы, полученные при наблюдении единичного случая. Модели, созданные априори, также характерны для неклассической психологии (например, трехмерная модель интеллекта Дж. Гилфорда). Неклассический идеал научности формировался в рамках различных психологических школ: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Левина.
3. Философские основания. Неклассическая наука отказывается от допущения Абсолютного наблюдателя. Методологическая рефлексия направлена на анализ познавательных средств ученого и изучение того, как они задают видение им изучаемых объектов. Неклассическая психология ставит по-иному некоторые философские проблемы — о соотношении внешнего и внутреннего, материального и идеального, субъекта и объекта. Таким образом, философские основы неклассической психологии поднялись над дуализмом Декарта.
Своей кульминации отечественная неклассическая психология достигла в 60-80-х годах 20 века, когда ученики «классиков» стали развивать идеи учителей и создавать собственные концепции. Но уже 90-е годы 20 века оказались временем повышенной методологической рефлексии, осмысления кризиса психологии и поиска нового состояния науки. Признаками кризиса неклассической психологии явились: 1) наличие множества несогласованных между собой теорий; 2) разная трактовка психологических терминов.