Виды психологических теорий

Выделяют несколько классификаций теорий.

1. На осно­вании того, каким образом они были построены, — аксиоматические, или категорически-дедуктивные, и гипотетико-дедуктивные.

Исходные положения ак­сиоматических теорий составляют формальные логи­ческие выражения — аксиомы.

Один из наиболее ярких примеров аксиоматической теориив психологии — теория личностных конструк­тов Дж. Келли. Исходным аксиоматическим постула­том для Келли было философское обобщение о чело­веке как ученом, формулирующем для решения своих жизненных задач теории. Остальные теоретические утверждения получены Келли из исходного путем ло­гического вывода.

Исходными положениями гипотетико-дедуктивных теорий являются содержательные предложе­ния — принципы и постулаты. Принципы не являют­ся простым эквивалентом фактов «... потому, что они экстраполируют опытные данные на более широкий класс явлений. Поиски принципов связаны с перено­сом опытного знания на область, выходящую за пре­делы данного опытного знания». В пси­хологии примером гипотетико-дедуктивных теорий могут служить модели внимания Д. Бродбента, А. Трейсман и другие теории когнитивной психоло­гии.

Некоторые теории трудно отнести к одному из двух видов — например, теория личности К. Роджерса была создана им как обобщение его практики психо­терапевта, но содержит в своей основе четко выражен­ный аксиоматический базис (например, утверждение о потребности в самоактуализации как биологически заданной).

2. По использованию формальных средств (матема­тики, математической логики) различают три вида теорий — качественные, формализованные и фор­мальные.

К качественным, постро­енным без привлечения математического аппарата, теориям могут быть отнесены культурно-историче­ская теория Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция мотивации А. Маслоу, экологическая концепция восприятия Дж. Гибсона и др..

Формализованные теории, в структуре которых используется математический аппарат, — это теория когнитивного баланса Д. Хоманса, теория интеллек­та Ж. Пиаже, теория мотивации К. Левина, теория личностных конструктов Дж. Келли.

Формальными теориями, т. е. теориями, в которых основные законы полностью описаны средствами математики, являют­ся, например, теория обнаружения сигнала в психофи­зике или стохастическая теория теста Д. Раша {Лет — гезропзе 1пеогу — теория выбора пункта, называемая также теорией вопросов и ответов), широко приме­няемая при шкалировании результатов психоло­го-педагогического тестирования и ставшая основой для современных тестов контроля знаний.

3. В литературе встречается также деление теорий на субстанциональные и операциональные.

Субстанци­ональные теории направлены на объяснение сущно­стных аспектов изучаемой реальности и не подразу­мевают исследовательских инструментов для изуче­ния этой сущности.

Субстанциональными являются, например, тео­рия деятельности А. Н. Леонтьева или периодизация психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина.

Операциональные теории неотделимы от тех иссле­довательских методов, вместе с которыми создава­лись, и подразумевают вполне конкретный путь ис­следования психической реальности. К ним относится, например, теория личностных конструктов Дж. Келли или динамическая теория личности К. Левина.

Концепции.

В философии концепцией назы­вается «определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения». Понятие концепции используется также «для обозначения ве­дущего замысла, конструктивного принципа в науч­ной, художественной... и других видах деятельно­сти». В науке концепциями чаще всего на­зывают теоретическое знание, в котором нет собст­венного аксиоматического базиса, на основе которо­го построены основные теоретические утверждения.

Так, например, мы говорим о концепциипоэтапно­го/планомерного формирования умственных дейст­вий и понятий П. Я. Гальперина, поскольку ее аксио­матической основой послужила культурно-истори­ческая теория Л. С. Выготского.

Концепция— это вытекающая из мировоззренческих позиций и усвоенных принципов специфическая система аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание изучаемой реаль­ности и предопределяющая стратегию ее изучения.

Специфичность заключается, во-первых, в том, что в концепции, в отличие от мировоззрения, отражаются взгляды на отдельные «фрагменты» реальности, выносятся суждения по поводу относительно ограни­ченных областей действительности, ее отдельных проявлений. Во-вторых, специфика состоит в более или менее явственной речевой (устной или письменной) оформленности позиций и взглядов. Наконец, суждения, составляющие концепцию, должны быть аргументированы, то есть логически обоснованы или снабжены ссылками на авторитеты (научные теории, религиозные догматы, авторитетные личности, традиции, здравый смысл и т. д.).

Таким образом, концепция является как бы выжимкой из мировоззрения, четко сформулированной системой принципов применительно к той или иной проблеме. Кроме того, в научной концепции отражается главная исследовательская мысль — что и для чего изучается, то есть отражены предмет и цели исследования, а также возможный спектр способов исследования (методов). Иначе говоря, в концепции отражается научный замысел исследователя. Научная концепция опирается в своей аргументации преимущественно на определенные научные теории.

Подход.

Это термин иногда используется как сино­ним концепции, но традиция употребления этих по­нятий такова, что подходом называют скорее конст­руктивный принцип в науке или практике (ср. «гештальтподход» у основоположника гештальттерапии Ф. Перлза), а концепцией — способ понимания или трактовки проблемной области.

Научный подходв широком значении — это олице­творение определенных концептуальных позиций и принципов, а в узком — процедурная стратегия исследования. Эта стратегия выстраивается в зависимости от уже определенных предмета и задач исследования. Но именно от нее зависит ход исполнения исследовательского процесса, в том числе выбор конкретных методов и методик на этапах сбора, обработки и интерпретации данных об изучаемом объекте. Таким образом, при широком толковании научный подход понимается преимущественно как методологическое содержание исследования, восходящее к ми­ровоззренческим установкам, а при узком — преимущественно как его методологическая форма, конкретизирующаяся в тех или иных методах и процедурах. Подход служит отправной базой в выявлении фактов и закономерностей, и их объяснительным принципам. Не случайно научные подходы в психологической литературе иногда преподносятся как принципы [154]. Но все же представляется, что принципы — понятия исходные, базовые для научного подхода. Так, личностный подход включает в себя принцип целостности (личность как целое), принцип детерминиз­ма (личность как отражение социальных отношений), принцип дополнительности (описание личности как синтеза психических явлений и ипостасей человека) и другие принципы.

В рамках той или иной концепции могут применяться различные подходы, что предопределено вариативностью за­дач в пределах единой концепции. Лишь бы эти подходы не противоречили основным принципам, составляющим данную концепцию. Так, для целого ряда психологических направлений прошлого, объединяемых концепцией «психологии сознания», допустимы генетический, структурный, функциональный и даже, по-видимому, системный подходы. Но неприемлемы личностный и деятельностный подходы. Бихевиористической концепции соответствует объективистский подход, возможно использова­ние функционального и, в упрощенном виде, деятельностного подходов. Но затруднительно реализовать генетический подход, а субъективистский и личностный подходы совершенно непри­емлемы.

Сложность взаимосвязей научного подхода и других рассмо­тренных категорий, в первую очередь принципов и концепций, проявляется в том, что иногда один и тот же подход может при­меняться в исследованиях, стоящих на совершенно разных миро­воззренческих платформах, ориентирующихся на несовместные концепции. Связан этот парадокс, видимо, с тем, что как кон­цепция, так и подход включают в себя некоторые совокупности принципов. И когда часть принципов совпадает, то остальными можно пренебречь. В этом случае на первый план выходит не ми­ровоззренческая составляющая подхода, а методико-процедурная. Этим, кстати, предопределена возможность так называемой адап­тации методов. Примером такого положения служит личностный подход, который был разработан в советской психологии, стоящей на марксистских мировоззренческих позициях, но вполне способ­ный решать задачи западной гуманистической психологии, весьма далекой от марксизма. Субъективистский подход «гуманистов» не сопрягался с объективистским подходом советских ученых. Но признание и теми и другими личности как высшего интегратора психических явлений, самоценности личности открывает воз­можности использования личностного подхода в обоих случаях. К слову сказать, подобные примеры позволяют оптимистично расценивать перспективы интеграции отечественной психологии, долгое время развивавшейся изолированно, с мировой наукой.

Учение.

Это теоретиче­ское знание, полученное путем умозрения и не под­лежащее верификации. Примерами учений могут быть ряд психотерапевтических теорий, например аналитическая психология К. Г. Юнга. В юнгианской психотерапевтической теории не­которые утверждения являются результатами умозре­ния, точнее, гениальной интуиции Юнга. Сами пси­хотерапевты-юнгианцы охотно соглашаются с тем, что в юнгианстве многое скорее принимается на веру, чем доказывается логическим путем. Тем не менее, нет оснований третировать юнгианскую психотера­пию как ненаучную только потому, что она не соот­ветствует нормам, которые достались современной науке в наследство от позитивизма. Нормы и идеалы научности в практической психологии иные.

5. Принцип— это обусловленные убеждениями правила действий и норма поведения в какой-либо сфере бытия и соответствующем виде деятельности. Категория «принцип» может употребляться не только по отношению к субъекту деятельности, но и к объекту, в том числе и к неодушевленному. Например, можно говорить о принципе работы технического устройства. Но и тогда речь идет об отражении в сознании субъекта основополагающих, по его убеждению, правил взаимодействия частей этого механизма между собой и взаимодействия устройства в целом со средой.

Научный принцип— это конкретизация мировоззренческих позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания. Научные принципы обычно имеют строгое речевое оформление в виде определений и развернутых пояснений, спо­собствующих их однозначному пониманию. Так, в отечественной психологии советского периода было сформулировано несколько основных принципов: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип личностного подхода и др. Атомарный принцип строения сознания был положен в основу структурной и функциональной психологии. Принцип целостности присущ гештальтизму и другим холистическим тече­ниям в психологии. Гуманистическая психология руководствуется персоналистическим принципом. Фундаментальными принципами теории познания (гносеологии) выступают принципы соответствия, дополнительности, соотношения неопределенностей.

Научные принципы являются, с одной стороны, исходными условиями, определяющими направление и характер научного по­иска, а с другой — объяснительными представлениями и моделями для добываемых научных фактов. В одной из наиболее известных обобщающих психологических работ этот момент специально подчеркнут: «Принципы... определяют подход к объяснению всех психических явлений, свойств и состояний. В конечном итоге они направлены на раскрытие психологии человека как субъекта познания, общения и деятельности, как личности». Совокупность тех или иных принципов, разделяемых исследова­телем, предстает как его научная концепция.

Вопросы

1. В чем различие широкой и узкой трактовки поня­тия «метод»?

2. Что такое «методология» в широком и узком смысле слова?

3. Охарактеризуйте исследовательскую область методологии науки.

4. В чем состоит основная функция методологического знания в науке и научно обоснованной практике?

5. В чем различие методологии и науки, науковеде­ния, мировоззрения?

6. Дайте содержательную характеристику каждому из четырех уровней методологического знания.

7. В силу каких особенностей психологии как науки методологическое знание для нее особо значимо?

8. Что входит в предмет науки?

9. Дайте характеристику понятий «предмет исследо­вания», «объект исследования», «познавательная ситуация».

10. Какие элементы входят в познавательную ситуа­цию, согласно представлениям приняты в совре­менной методологии науки?

11. Назовите основные методы исследования, приме­няющиеся в методологии науки.

Наши рекомендации