Роль наследственности и среды в психическом развитии
Вопрос о том, что больше определяет развитее человека наследственность или социум рассматривался на протяжении все психологической науки. И на него множество раз отвечали и делали разные выводы.
Существует 3 направления в исследовании роли наследственности и среды:
1 главное наследственность;
2 главное социум;
3 и то и другое играет существенную роль.
Социально-психологическая концепция развития личности А.В.Петровским и в 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности.
1. Принц развития связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. В психологии это представления о фило-, онто- и актуалогенезе.
2. Принц развития связан с существованием психического только в его процессуальном развитии.
3. Генетический путь изучения феноменов связан:
а) с содержательным основанием теории;
б) с методологией построения исследования;
в) как методологическая опора в рамках люб теории, где обсуждаются движущие силы развития и факторы на него влияющие (у нас – ведущая деятельность и новообразования, в зарубежной психологии - «конечная», причину; Пиаже – стадия операционального интеллекта).
- принц развития реализуется также в исследовании психики взрослого человека – на уровне микрогенетического анализа, как актуальный генез психических процессов
4. не всякое временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктурирование психологических систем – важный критерий развития.
5. Проблемы связанные с пониманием принципа развития:
- роль наследственности и среды;
- периодизации развития;
- модели развития личности;
- смена одних законов и факторов детерминации развития другими (АН Леонтьев: законы биологической эволюции сменяются в филогенезе законами общественно-историческими, и развитие психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общественно-исторического опыта).
6. Л.И. Божоович: связь принципов активности, развития и системности (в процессе развития происходит качественные преобразования личности ребенка, причем оно происходит на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде). Процесс самодвижения – понятие, которое объединяет принципы активности и развития. Появляется новое понимание детерминации как самодетерминации.
7. Сложность понимания принципа развития связано с тем, что оно одновременно выступает – как предмет изучения, как базов категория, как объяснительный принцип.
Любая психологическая теория подразумевает изменчивость психической реальности человека на протяжении жизни. Однако развитие при этом может пониматься по-разному. Как показывает анализ теорий психического развития в онтогенезе, под развитием понимаются два качественно различных процесса — рост и собственно развитие.
Главная характеристика роста, по словам Л. Ф. Обуховой, — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в нее отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов.
Представления о развитии как росте характерны для нормативного подхода в психологии развития (А. Гезелл), бихевиоризма (классический бихевиоризм, теория оперантного обусловливания Б. Скиннера, теории социального научения), классического психоанализа (представление о развитии в послеэдипов период как процессе без качественных изменений личностной организации). Представители этих подходов сосредоточивали в своих исследованиях внимание на тех процессах, где за количественными изменениями не столь очевидны качественные преобразования. Такому пониманию развития, возможно, способствовали и выбранные ими методы исследования (например, тесты интеллекта, дающие прежде всего количественные показатели).
Развитие характеризуется прежде всего качественными преобразованиями, ломкой старых форм психической организации и появлением на их месте новых. «X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития, — пишет Л. Ф. Обухова, — наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития».
Одной из важнейших методологических проблем, возникающих в связи с принципом развития, является четкое разделение его параметров — формы, хода, специфики, условий, источников и движущих сил.
Анализ литературы по психологии развития, где эти понятия не всегда четко определены, позволяет выявить их значение и дать необходимые определения.
Формойразвития называют наиболее общее представление о сущности процесса развития. Развитие понимается либо как приспособление индивида к существующим условиям, либо как присвоение — перенесение из внешнего плана во внутренний культурно-исторических средств (орудий, знаков, символов и др.) или вра-щивание их во внутренний план человека. Существенно, что, по выражению В. П. Зинченко, вращивание означает и выращивание внутреннего плана.
Ходомразвития называют обобщенные представления о векторе процесса развития — от индивидуального к социальному или наоборот. Примером первого могут служить классический психоанализ и теория А. Фрейд, где развитие понимается как процесс адаптации самобытно-асоциального индивида к условиям социума. Примером второго вида представлений о ходе развития является культурно-историческая теория Л. С. Выготского.
Спецификойразвития называют представления о том, действию каких законов подчинено развитие — биологических или общественно-исторических.
Условиямиразвития называют его непременные атрибуты, без которых оно невозможно. Для многих зарубежных исследователей это наследственность и среда. В традиции культурно-исторической психологии условиями развития называют морфофизиологические особенности субстрата психических процессов, т. е. мозга, и общение человека с другими людьми. Они выполняют, по выражению В. П. Зинченко, роль медиаторов, т. е. посредников между индивидом и культурой.
Источникамиразвития называют те условия, которые относятся к психической реальности человека и среди других условий развития играют наиболее важную роль. Другими словами, источники — то, откуда человек берет ресурсы для построения своего интрапсихического плана. «Источники в природе индивида» означает разное их понимание, в зависимости от концепции психического развития. Это могут быть первичные инстинкты (влечения, драйвы) в психоанализе или тенденция к поддержанию гомеостаза в основе развития познания (Ж. Пиаже). Как отмечает Л. Ф. Обухова, «по К. Марксу (Л. С. Выготский разделял эти его идеи), "присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов". В этом смысле человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.
Движущей силой(движущими причинами, по А. В. Запорожцу) названы те процессы, в ходе которых появляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе. Это развертывание в онтогенгезе того, что является запрограммированным в силу самой природы (Ст. Холл, К. Бюлер), конвергенция двух факторов — биологического и социального (В. Штерн и другие представители теорий конвергенции). Оба этих представления о движущих силах неоднократно критиковались в отечественной психологии: первое — за явное биологизаторство и отрицание специфики онтогенеза человека, второе — за метафизический характер представлений о конвергенции двух факторов. В отечественной психологии движущей силой психического развития признавалось либо обучение (Л. С. Выготский), либо активность человека в различных трактовках — ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), общение как ведущая деятельность любого возраста (М. И, Лисина, Г, А. Цукерман), свободное действие (В. П. Зинченко), надситуативная активность человека (В. А. Петровский).
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее
качественно отличной психикой.
3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
4. Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.
Данный принцип, в том числе и законы развития, сформулированные Л. С. Выготским, был взят в отечественной психологии за основу. Самая известная и наиболее распространенная версия принципа развития в отечественной психологии — деятельностные концепции развития (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Одна из наиболее современных теорий развития в отечественной психологии сформулирована В. П. Зинченко как представления о духовной вертикали развития.
За основу взяты ключевые понятия функциональных органов (А. А. Ухтомский и др.) и медиаторов как посредников в развитии, которыми являются знак, слово, символ, миф, смысл, лик (герой в положительном смысле) и Духочеловек (Богочеловек в религиозной философии).
Сложность понимания исходного узла теоретической схемы в том, что, в зависимости от уровня развития, один и тот же функциональный орган может быть как целью, так и средством развития. Сам процесс развития понимается как «развязывание узлов», т. е. такое разрешение задач, связанных с духовным ростом человека, которое приводит не просто к возникновению новых функциональных органов, но к переходу на новый уровень вертикали духовного развития.
Предложенная теоретическая схема представляет большой интерес по многим причинам. Прежде всего, в ней отражены такие высокие уровни развития человеческой духовности, которые являются для многих людей скорее идеалом и труднодостижимы, хотя и в принципе реальны. В. П. Зинченко, на наш взгляд, удалось совместить достоинства и возможности культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теорий развития в гуманистической психологии. Данная теоретическая схема позволяет преодолеть недостаток, свойственный многим теориям развития, а именно представление о развитии как росте. Этот недостаток, например, свойствен теории личности К. Роджерса. Существенно, что представленная здесь теория позволяет описать не только позитивный, но и негативный вариант развития. Дальнейшие перспективы теории связаны с изучением функциональных органов, условий восхождения по ступеням духовной вертикали и т. д..