Дополнительный вербальный материал

Лексический материал, составленный с учетом ряда параметров - частотность (высокая и средняя), длина слова, степень фонетической сложности.

Предлагается для разных видов речевой и речемыслительной работы (письма, чтения, отработки произношения, повторения, понимания, составления предложений, текстов и др.).

Простые предметно-отнесенные слова

Чашка Перчатки Светофор

Лопата Грелка Барабан

Окно Утюг Китель

Дверь Сова Киоск

Грабли Свеча Уж

Огнетушитель Сани Ремень

Кран Церковь Бутылка

Кастрюля Сундук Графин

Чайник Изба Гиря

Вилка Руки Календарь

Газовая плита Свекла Цветы

Лук Корабль Петух

Радуга Матрос Лебедь

Якорь Ножницы Бритва

Кресло Рыба Рубанок

Флаг Лом Прическа

Арбуз Лекарство Черепаха

Виноград Дорога Сковорода

Шляпа Рюкзак Хлеб

Доктор Лампа Ребенок

Градусник Гриб Шкаф

Слон Рельсы Сапоги

Сито Снежная баба Вешалка

Жираф Лестница Кот

Марка Звезда Телевизор

Трамвай Коляска Пальто

Воробей Колесо Трактор

Игла Пластинка Люстра

Перо Телега Яйцо

Бокал Корова Картина

Матрац Фартук Тазик

Обобщенные часто употребляемые слова .

Животные Мебель

Обувь Растения

Посуда Насекомые

Фрукты Одежда

Транспорт Овощи

Продукты

Обобщенные менее часто употребляемые слова

Прибор Сосуд

Профессия Оптика

Украшение Аппарат

Оружие Инструмент

Урожай Свидание

Счастье (любовь.) Встреча

Сила Праздник

Детство

Наиболее обобщенные, абстрактные понятия, наиболее часто употребляемые

Космос Ожидание

Горизонт Радость

Драма Богатство

Красота Горе

Величие (восторг) Материнство

Время Забота

Патриотизм Горе

Бедность Здоровье

Даль Жадность

Наиболее часто употребляемые слова, обозначающие действия (глаголы)

Пилит Пасет Пишет Моет

Лакает Шьет Варит Удит

Зачищает Фотографирует Тянет Тушат

Поют Горит Рубит Зовет

Читает Держит Работает Плачет

Бушует Преследует Стреляет Думает

Кипит Рвет Летит Отдыхает

Скачет Поливает Прибивает Гладит

Ползет Рассматривает Качаются Пьет

Управляет Несет Растет Светит

Провожают Сгружает Мастерит Черпает

Плывет Переходит Гонит Платит

Идет Входит Выходит Чистит

Умывается Открывает Наливает Выливает

Лает Расчесывает Стрижет Ловит

Вылезает Влезает Прыгает Влетает

Вылетает Развешивает Бинтует Полощет

Танцует Одевает Спит Моет

Мчится Катит Слушает Теряет

Считает Печатает Собирают Рисует

Вышивают Стоит Снимают Кормит

Убирают Обнимает Сидит Ест

Греются Улыбается Играет Болеет

Лепят Покупает Толкает .Бежит

Гуляет Показывает Прядет Клюют

Слова, обозначающие качества предметов (прилагательные)

Розовый Зеленый Коричневый

Голубой Серый Оранжевый

Фиолетовый Красный Черный

Ароматный Деревянный Кислый

Железный Сладкий Важный

Резиновый Воздушный Кожаный

Пушистый Сильный Слабый

Полный Холодный Пустой

Кривой Горячий Гладкий

Праздничный Стеклянный Круглый

Острый

Смысл в зависимости от интонации

Вот это шляпа (шляпа, или какая шляпа).

Медведь.

Хорош гусь. Произносится педагогом

Мокрая курица} 2 раза с различной

Вот это дубина. интонацией

Казнить! Нельзя помиловать.

Казнить нельзя! Помиловать.

Синонимы

Подбор слов-синонимов к заданному слову. Инструкция: "Подбери к данному слову другое, обозначающее то же самое".

Учитель Преподаватель

Артист Актер

Шофер Водитель

Друг Товарищ

Доктор Врач

Село Деревня

Лошадь Конь

Враг Неприятель

Школьник Ученик

Собака Пес

Дом Здание

Антонимы

Инструкция: "Найди слово, противоположное данному. Например, толстый - тонкий".

Белый -... Злой -...

Худой-... Длинный-...

Добрый-... Умный-...

Светлый-... Большой-...

Сильный-... Здоровый-...

Смех -... Горе -...

Радость -... Праздник

Город-... Высота-...

Бежать-... Сидеть-...

Плакать-... Работать-...

Омонимы изолированно

Лук Кран Раковина

Лавка Песок Звено

Лист Ласточка Ключ

Мостик Мат Стопка

Коса Яблоко Труба

Перо 'Ручка

Омонимы в контексте

Инструкция: "Ты знаешь, что одно и то же слово может обозначать разные предметы или иметь разное значение. Например, слово "лук" - это растение, растет на огороде, его едят. Да? И слово "лук" обозначает старинное оружие, с ним ходили на охоту. Я дам тебе предложения, а ты назови отсутствующее слово".

Петя охотно ест суп с луком.

Николай любит охоту с ... (луком).

Над стройкой возвышался кран.

Над раковиной сделали ... (кран).

На дереве остался последний лист.

На столе лежал тетрадный ... (лист).

У Лены светлая длинная коса.

Далеко в море уходила светлая длинная ... (коса).

Плотники делают мостик.

Коля умеет делать ... (мостик).

Петр нашел ... (ключ) на столе.

Под большим камнем ребята нашли лесной ключ.

Лавка стояла в углу.

У овощной ... (лавки) собралась большая очередь.

Пионерское звено выстроилось ... (цепочкой).

В цепочке сломалось одно звено.

Дети любят играть с ... (песком).

Маша любит пить чай с песком.

Морская ... (раковина) может быть хорошей пепельницей.

Иметь раковину в кухне очень удобно.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Наши рекомендации