Глава 2. Организация диагностики взаимосвязи особенностей личности подростка и его успешности в учебной деятельности
2.1. Анализ методов и методик исследования, направленных на изучение самооценки подростка
Целью нашего эмпирического исследования являлось изучение взаимосвязи самооценки подростка и его успешности в учебной деятельности.
Эмпирическое исследование включало в себя несколько этапов:
1) анализ научной литературы по изучаемой проблеме;
2) проведение психодиагностических методик;
3) количественная и качественная обработка поученных результатов;
интерпретация полученных результатов.
Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, – диагнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных об уровне самооценки испытуемых, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диагноз и прогноз).
Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности[8].
Психодиагностика выполняет две основные функции: научную и практическую.
Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.
Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач.
Обе названные функции психодиагностики (создание методик и их использование на практике) не осуществляются изолированно, они могут обнаруживаться в единстве, в деятельности одних и тех же специалистов. Так, создатели методик нередко не только проверяют их, но и применяют на практике, решая определенные прикладные задачи, возникающие в работе, а также опираются на опыт психологов – пользователей методик[1].
Как и любая отрасль науки, психодиагностика имеет свои методы.
Психодиагностический метод – метод выявления измерения индивидуальных особенностей на базе процедур и техник, подтвердивших свою эффективность[10].
Для диагностики самооценки нами использовались следующие методы: выборочное наблюдение, естественный (полевой) эксперимент, анализ научной литературы, психологическое тестирование, метод опроса в форме интервью, метод опроса в форме анкетирования, метод опроса в форме стандартизированного опросника.
Выборочное наблюдение – это метод статистического исследования, при котором обобщающие показатели совокупности устанавливаются только по отдельно взятой части на основе положений случайного отбора[32].
При выборочном методе изучению подвергается только некоторая часть изучаемой совокупности, при этом подлежащая изучению статистическая совокупность называется генеральной совокупностью.
Выборочной совокупностью или просто выборкой можно называть отобранную из генеральной совокупности часть единиц, которая будет подвергаться статистическому исследованию.
Наблюдение считается одним из важнейших методов диагностики личности. Так как наблюдателю предоставляется возможность наблюдать человека непосредственно, изучать его поведение на работе и в домашней обстановке, в семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и при большом количестве собравшихся. Подчеркивается особенная важность наблюдения над мимикой, жестикуляцией и интонациями обследуемого, являющимися часто более объективными критериями личностных проявлений, чем слова. В процессе наблюдения психолог анализирует те явления, которые он видит, с точки зрения деятельности испытуемого в определенной ситуации и с этой целью оказывает известное влияние на складывающуюся ситуацию с тем, чтобы стимулировать определенные поведенческие реакции обследуемого.
Наблюдение позволяет выявлять признаки неадекватной самооценки у испытуемого в ряде ситуаций. Например, ситуации, когда человек свои интересы всегда ставит превыше чужих, любит рассказывать о себе, часто перебивает и переводит тему разговора, если она ему не интересна, или же неадекватная реакция на любую критику со стороны окружающих и много другое.
Таблица 1
Индикаторы наблюдения неадекватной самооценки
№ п/п | Индикаторы неадекватно завышенной самооценки | Индикаторы неадекватно заниженной самооценки |
1. | Уверенность в правоте даже, если существуют доводы и аргументы в пользу противоположного мнения | Склонность постоянно вспоминать свои жизненные неудачи, жалость к себе. |
2. | Перенесение ответственности на социум за свои неудачи и ошибки | Жалобы и обвинения |
3. | Неумение просить прощения | Привычка думать о себе как о безнадежном человеке, у которого все не так |
4. | Неадекватная реакция на критику | Неадекватная реакция на критику |
5. | Частое употребление в разговорах местоимения «я», склонность к эгоизму | Отсутствие близких друзей |
6. | Склонность учить окружающих жизни. | Неуверенность и промедление |
Естественный (полевой) эксперимент– вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности, что позволяет получить наиболее точные данные о личностных особенностях испытуемого[16]
Ограничения метода – ограничены возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных.
Достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех не экспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.
В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора гораздо более близка к естественным условиям, но вместе с тем и гораздо менее управляема и контролируема.
Среди полевых экспериментов различаются активно направленные и естественные. Активно направленным считается эксперимент, в котором исследователь активен: вводит в действие экспериментальный фактор, который, по его гипотезе, должен привести к определенным следствиям. Плюс к этому, исследователь стремится достичь того, чтобы испытуемые не знали о проводимом эксперименте. В естественном эксперименте изучаемый фактор не вводится экспериментатором, его воздействие вызвано естественным ходом событий. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор находится лишь в максимальной естественной изоляции от других факторов и лишь наблюдает за развитием событий до и после воздействия изучаемого фактора, фиксируя их, насколько это возможно. Следует отметить, что остается спорным вопрос, являются ли подобные исследования разновидностью эксперимента или наблюдения. Многие существенные признаки эксперимента отсутствуют (активность исследователя, контроль переменных), но сохраняется объяснительная гипотеза и логическая схема ее доказательства.
Метод эксперимента позволяет исследователю создавать искусственные ситуации, осуществляя при этом актуализацию такой личностной индивидуальной особенности, как самооценка человека.
В рамках нашего исследования мы можем выделить зависимую и независимую переменные.
Независимая переменная – в эксперименте переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную, поэтому ею можно считать самооценку испытуемых.
Зависимая переменная – в эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной, поэтому ее можно определить как успешность в учебной деятельности испытуемых.
Анализ научной литературы. Это наиболее доступный и в то же время трудоемкий метод исследования, так как он требует от исполнителя высокой работоспособности и умения критически оценивать прочитанное с учетом избранной темы исследования. Этот метод требует также и определенных навыков работы с литературой: умения делать выписки, конспектировать, группировать материал в соответствии с планом работы[].
Таким образом, для раскрытия темы нашего исследования данный метод позволит:
1. Собрать научные данные по теме самооценке;
2. Определить достижения в области изучения самооценки;
3. Определить существующие точки зрения на проблему самооценки;
4.Сформулировать рабочую гипотезу[33].
Метод анализа документации.Данный метод является разновидностью общепсихологического метода анализа продуктов человеческой деятельности. У. Томас и Ф. Знанецки впервые в социальной психологии применили этот метод для исследования феномена социальной установки.
Документы обычно различаются по:
1) способу фиксации информации (рукописные, печатные, фото-, кино- и видеодокументы);
2) целевому назначению (естественные, специальные и целевые);
3) степени персонификации (личные и безличные);
4) статусу (официальные и неофициальные) и т. д.
В качестве объекта исследовательского анализа могут выступать как официальные, так и неофициальные документы. Это деление обусловлено статусом источника документации. В первом случае речь идет о материалах, полученных из официальных организаций. К ним относятся документы государственных органов, хозяйственных и финансовых учреждений, данные государственной и ведомственной статистики, материалы судебных дел, протоколы и решения тех или иных партий. Неофициальные документы составлены по личному поводу или на основе задания и не имеют официального подтверждения их правильности. Это деловые записи, проекты решений, научные труды, описание событий в литературе, личные письма, дневники, автобиографии, мемуары. Нас, в свою очередь, будут интересовать официальные документы с целью получения информации об успеваемости учащихся.
Некоторые исследователи подчеркивают особую значимость официальной документации, поскольку она подлежит определенному контролю» и часто имеет более высокую степень обобщения, нежели неофициальная. Преимущество использования неофициальных документов состоит в том, что они дают информацию об интересах, потребностях, мотивах, ценностях и других проявлениях психики индивидов и социальных групп. Нередко исследователи сопоставляют официальные и неофициальные материалы, относящиеся к одним и тем же социально-психологическим явлениям, что позволяет обогащать понимание изучаемой проблематики и осуществлять взаимный контроль этих данных. И официальные, и неофициальные документы дают исследователю возможность получить информацию как об объективных условиях социальной среды, так и о мнениях, отношениях, настроениях, других субъективных проявлениях отдельных индивидов и групп людей.
Завершая рассмотрение метода анализа документов, отметим, что он используется на разных стадиях социально-психологического исследования. Так, на начальном этапе работы при составлении программы исследования к этому методу порой обращаются с целью уточнения изучаемой проблематики и окончательного формулирования гипотез. Анализ документов может выступать также как основной метод сбора первичной информации. Наконец, анализ документов иногда применяется с целью дополнения информации, полученной другими методами социальной психологии.
Главные достоинства метода анализа документов заключаются в возможности избежать влияния исследователя на изучаемый объект и достижения сравнительно высокой степени надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для перепроверки. Кроме того, этот метод позволяет получать информацию, которую не удается выявить посредством других методов. Недостатком метода анализа документов (особенно контент-анализа) является значительная сложность всей процедуры, необходимость высокого уровня квалификации аналитиков. Не переоценивая возможностей этого метода, отметим, что ему отводится незаменимая роль при выявлении широкого круга социально-психологических явлений, объективированных в различных документах.
Биографический метод. Биографические методы в психологии – способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
Можно отметить специфические черты биографического метода.
1) он является историческим по происхождению, так как мигрировал в психологию из исторических наук. Связь с ними прослеживается в таких его особенностях, как значительная ретроспективность, опосредованность источниками, стремление к полноте реконструкции прошлого, близость к искусству. Психологическое биографирование заимствует некоторые конкретные приемы из источниковедения. Главное, что сам объект биографического метода – жизненный путь – историчен по своей природе. Как в исторических науках, так и в психологической биографике основной единицей анализа является событие.
2) биографический метод, несомненно, относится к генетическим. В этом отношении он аналогичен экспериментальному лонгитюдному исследованию. В силу своей ретроспективности биографический метод отчасти может заменить лонгитюд, когда нет возможности изучать развитие непосредственно год за годом на длительном отрезке времени.
3) факты жизненного пути, как правило, нельзя воспроизвести в лабораторных условиях – их можно только реконструировать. Биографический метод, направленный на реальный процесс жизнедеятельности личности, отличается «естественностью». Биограф, как и наблюдатель, не вмешивается в ход событий. Биографические факты могут рассматриваться в качестве жизненных показателей личностных структур.
4) биографический метод, оперирующий молярными единицами – событиями, поступками, обстоятельствами и т.д., – нацеленный на открытие «закона» индивидуальности изучаемого человека, является синтетическим, а вместе с тем в значительной мере описательным.
5) биографический метод освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания во внутреннем мире, в котором тоже есть события. В своем монографическом варианте метод отличается интимностью. Нередко воспоминания, письма, дневники носят характер исповеди, и тогда особенно мощно работают субъективные факторы – защитные механизмы, влияние мотивов, реакция на исследователя, искажения памяти. Здесь высок уровень субъективности, поэтому остра проблема валидности, надежности, точности биографического метода.
Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.
Многомерность биографии человека, включающая в себя совокупность деятельностей и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода. Для того чтобы охватить все это многообразие и получить достоверную информацию, требуется система конкретных методов.
Основными источниками биографических данных являются:
- официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);
- практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.);
- автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).
Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Основную цель анализа документации можно определить как получение информации о биографических данных, состоянии здоровья, моральных и индивидуально-психологических качествах, школьной успеваемости, военно-профессиональной направленности и подготовленности военнослужащего.
Работа с документами помогает составить предварительное, но довольно целостное представление об испытуемом. Анализ практических результатов его деятельности дает возможность получить информацию о степени сформированности изучаемых качеств. В автобиографии военнослужащего необходимо обратить внимание на характер его общения с окружающими, общественную активность, интересы и склонности, военно-профессиональную направленность. Автобиография позволяет проследить целостную картину жизненного пути, основанную на воспоминаниях.
Одним из основных методов сбора информации является биографическая анкета, которая в достаточно полном объеме позволяет получить точные даты и объективные факты жизни, оценить направленность, склонности, моральные и другие индивидуально-психологические качества военнослужащего, определить их соответствие содержанию профессиональной деятельности.
Расширить и уточнить полученный материал можно в ходе индивидуальной беседы[8]
Психологическое тестирование. Тестирование – это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий[19].
Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
Ценность тестов зависит от их валидности и надежности – их предварительной экспериментальной проверки.
Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от других методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в различных формах.
Психологический тест – краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого, в частности самооценки индивида[14].
Таким образом, для раскрытия темы нашего исследования данный метод позволит:
1. Выявить уровень, высоту, а также устойчивость самооценки;
2. Определить уровень оптимизма, интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки;
3. Определить зрелость (незрелость) отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции»;
4. Составить диагностический портрет личности в максимально короткие сроки.
Метод опроса в форме интервью. Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека. Нас интересует метод интервьюирования.
Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ» [15].
Интервью – один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях. В интервью персонолог получает информацию, задавая интервьюируемому определенные вопросы и выслушивая ответы. Интервьюер и респондент ведут диалог лицом к лицу, стремясь достичь определенного результата. Так, интервьюер имеет возможность наблюдать эмоцильнальные реакции респондента на тот или иной вопрос, касающийся какой-либо сферы жизни обследуемого. Возможно, это поможет выяснить причину неадекватной самооценки. Фактически сам способ проведения интервью зависит от конкретной интересующей темы или цели.
Этот метод опроса требует особой гибкости и четкости, умения слушать и в то же время вести опрос по заданному пути, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний (мимику, пантомимику, покраснение, побледнение кожи лица, тремор или навязчивые движения рук).
Таким образом, для раскрытия темы нашего исследования данный метод позволит:
1. Наладить контакт между исследователем и исследуемым;
2. Наблюдать эмоциональные реакции респондента на тот или иной вопрос, касающийся какой-либо сферы жизни обследуемого;
3. Полноценно составить картину анамнеза испытуемых.