Виды и способы восприятия
Виды восприятия
Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших, полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют различные анализаторы; наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. И.М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память — памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта.
Восприятие пространства - чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Наибольшую информацию о пространстве (до 95%) человеку дает зрение.
Восприятие сложных звуков – процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава, как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника алгоритму. Мир сложных звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия. К таким группам можно отнести: звуки синтетической среды (технических объектов), голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки.
Восприятие устной речи – одна из высших психических функций человека. Восприятие устной речи является внутренней психической стороной такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование).
Речевое восприятие — неоднородный процесс. В этом процессе с генетической и функциональной точки зрения могут быть выделены уровни различения и узнавания. С точки зрения характера «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия так, в процессе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализа и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.
Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением. В этом смысле процесс восприятия человека человеком подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в процессе узнавания среди других объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности, которые являются наиболее информативными в отношении психических свойств личности, – экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица как комплексного раздражителя являются волосы (прическа) и глаза.
В процессе восприятия человека человеком формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т.д. Первое место среди этих особенностей занимает профессиональная характеристика личности как наиболее значимая в социальном отношении. Осознание профессиональной характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика.
Способы восприятия.
В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:
- визуальная;
- звуковая;
- тактильная;
- вкусовая;
- обонятельная.
Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.
2.3 Свойства восприятия. Наблюдения и условия эффективностивосприятия
Восприятие обладает следующими свойствами: предметность, целостность, константность и категориальность. Рассмотрим их подробнее.
Предметность - способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов. Пока мы не зафиксировали взгляд на каком-то объекте, все окружающее пространство воспринимается нами как относительно недифференцированное, нерасчлененное целое. Стоит нам сосредоточить взгляд на объекте, как все воспринимаемое пространство мгновенно расчленяется на образ самого объекта и образ пространства. При этом наблюдается специфический феномен, получивший название феномена "фигуры и фона".
Все воспринимается как предмет на фоне. Фон всегда неопределенный и неограниченный, он для нас мало интересен, поэтому мы его не замечаем. Предмет имеет контур, притягивает наше внимание, лучше запоминается. Разделение сигналов на фигуру и фон хорошо демонстрирует ситуация на многолюдном шумном собрании. Выделяя из массы происходящих вокруг нас разговоров лишь один, мы делаем его главным сигналом (фигурой), а все остальные звуки лишь фоном.
Разделение нашего восприятия на фигуру и фон особенно ясно проявляется в музыке. Композиторы нередко дают две различные темы одновременно, зная, что слушатель выделит одну из них как главную. Слушая оркестр, мы выделяем одну тему и следим за ней.
В зависимости от задач, стоящих перед нами, предмет и фон могут меняться местами. Эту особенность нашего восприятия прекрасно иллюстрируют примеры обратимых фигур (рис. 1), когда предмет и фон меняются местами. Например, всем известно изображение вазы и двух профилей. Автором этой картины является датский психолог начала XX в. Эдгар Рубин. В своих исследованиях Рубин в основном изучал феномен выделения фигуры из фона. В изображении "ваза - профили" фоном и фигурой может служить попеременно то одна, то другая часть. Интересно отметить, что в данном случае решение о классе фигуры зависит от способа разбиения всей сцены на части, но, главное, от того, какую часть мы примем для себя за фигуру, какую - за фон.
Целостностьвосприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.
Тенденция сознания к целостности объекта настолько велика, что мы даже "видим" грани прямоугольника. Неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти шаблонами.
Константность - относительное постоянство величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия. Например, если предмет удалить на некоторое расстояние, то его изображение на сетчатке уменьшится, а образ сохранит прежнюю величину, и сидящие в аудитории на последних рядах не будут казаться меньше тех студентов, которые сидят на первых.
Роль константности восприятия очень велика, иначе при каждом нашем движении или изменении ощущений менялись бы и свойства предметов. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них. Если бы не существовало константности восприятия, нам пришлось бы каждое мгновение пересматривать свое поведение по отношению к окружающим объектам. Константность восприятия помогает нам отвлекаться от несущественных, преходящих изменений и воспринимать объекты как нечто относительно неизменное.
Категориальность - это обобщенность восприятия. Любой воспринимаемый предмет, даже незнакомый, странный для восприятия, мы относим к определенному классу предметов. Таким образом, мы все время решаем вопрос: "Что это такое?" Благодаря этому свойству мы, например, редко путаем собаку с кошкой, независимо от того, какими размерами или формой обладает собака, и соответственно строим свое поведение.
Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как определенный предмет, нечто осмысленное (собака, облако, озеро), и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.
Обобщенность восприятия особенно важна при восприятии человека человеком. Всякий раз при столкновении с новыми людьми мы строим свои отношения с ними в соответствии с тем, к каким категориям мы их относим на основе их внешности, движений, речи и других качеств, доступных для непосредственного чувственного восприятия. Встречая незнакомого человека, мы пытаемся отнести его к определенному классу людей, составить о нем свое мнение. Времени для подобной работы у нас не хватает, мы стремимся экономить наше время и энергию, поэтому используем при восприятии людей стереотипы.
Стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ человека, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта человека и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.