Тест «Несуществующее животное» - нарисовать и охарактеризовать
Тест «Несуществующее животное» предназначен для описания внутреннего мира человека. Эту методику по праву можно считать одной из наиболее информативных рисуночных тестов.
Возьмите лист белой бумаги А4 (или тетрадный двойной листок), простой или цветные карандаши (можно пользоваться ластиком). Если все приготовлено, можете приступать к тесту – начинайте рисовать на протяжении трех минут несуществующее животное, а затем назовите его подходящим именем.
Тест выполняется на протяжении трех минут, так как за это время не успевает включиться ваше сознание, и вы рисуете этот рисунок на подсознательном уровне. И не заглядывайте в расшифровку, пока не выполните задание.
Интерпритация теста «Несуществующее животное»
Положение рисунка
Нормой считается, если вы лист расположили вертикально, а несуществующее животное нарисовано примерно в центре, вдоль средней линии.
Чем ближе рисунок к верхнему краю, тем более высокая у вас самооценка, тем больше вы недовольны своим положением в обществе. Признания окружающих вам не достает, вы претендуете на большее.
Чем ниже рисунок относительно средней линии, тем больше в вас неуверенности в себе. У вас низкая самооценка, нерешительность, подавленность, отсутствие желания самоутверждаться.
Голова или заменяющие ее детали
Поворот головы
Если у вашего животного голова повернута вправо, вы – человека действия. Вы постоянно строите планы и осуществляете свои планы, активны и нацелены на результат.
Голова, повернутая влево, означает человека размышляющего и переживающего. Вас приследуют приступы нерешительности и боязнь активных действий. Вам хочется обдумывать каждый свой поступок, прежде чем совершить следующий.
Положение головы в анфас (смотрит прямо на зрителя) означает эгоцентризм.
Глаза
Глаза рассказывают, насколько силен в человеке страх. Чем более детально прорисованы глаза, тем больше чувство страха. Если человек изобразил не только зрачки, но даже чётко обозначил радужку, то он, вероятно, перенес в своей жизни страшные события.
Ресницы
Мужчины ресницы изображают редко, это присуще женщинам. Ресницы – показатель женственных черт характера, особенно в сочетании с прорисованной радужкой. Ресницы означают желание, чтобы окружающие восхищались вами, вашей красотой и манерой одеваться. Также наличие ресниц у животного намекает на некоторую истеричность
Уши
Чем более крупно и детально прорисованы уши, тем большее значение вы придаете мнению окружающих и зависите от него.
Рот
Приоткрытый рот в сочетании с языком означает болтливость, с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Открытый рот без губ и языка, а тем более заштрихованный рот означает страх и недоверие. Рот с зубами – агрессивность и грубость. Дети и подростки часто рисуют рот округлой формы, что значит тревогу и боязливость. Непропорционально большой рот трактуется как эрудиция, рациональность, высокий интеллект.
Дополнительные детали
Если вы нарисовали животному рога, то это означает агрессию и стремление защищаться (особенно в сочетании с щетиной, когтями, иглами). Но эта агрессия – не нападающая, а ответная. Перья у животного – желание украсить себя, стремление к оригинальности, проявление демонстративности. Шерсть, грива и подобие прически означают чувственность, подчеркивание к половой принадлежности. Чем заметнее эти детали, тем больше в человеке проявляется сексуальный инстинкт.
Лапы и ноги
Опорная часть фигуры (нижняя) рассматривается как степень рациональности, основательности, умения все обдумывать.
Широкие лапы, занимающие не менее трети всей фигуры, – признак солидного и уравновешенного человека, умеющего принимать решения.
Эмоциональные люди рисуют тонкие маленькие ножки, что означает импульсивность, поверхностность, легкомысленность, неумение принимать решения. Частичное или полное отсутствие лап еще более усугубляет эти качества.
Обратите внимание, как соединены ноги с корпусом тела – тщательным образом, небрежно, слабо или совсем не соединены. Это говорит о степени вашего самоконтроля, об умении рассуждать, нести ответственность и делать выводы.
Однотипность и однонаправленность ног может означать традиционность, отсутствие своеобразия, банальность. Если же лапы написаны по-разному, если они необычной формы и различны в своем положении, то это говорит о вашем творческом начале и даже инакомыслии.
Дополнительные части
Дополнительные ноги, крылья, щупальца, перья, панцирь – это энергия, увлеченность своей деятельностью, охват разных областей деятельности, любознательность, уверенность в себе, желание быть среди людей и завоевывать себе место под солнцем. Завитушки, кудри, цветки означают склонность к обращению на себя внимания, демонстративность, манерность.
Хвост
Хвосты выражают ваше отношение к своим решениям и поступкам. Если хвост повернут вправо, вы довольны собой, если влево – недовольны. Вверх – бодрость, уверенность, позитивность характера. Вниз – сожаление, подавленность, раскаяние, «вредность» характера
Контур фигуры
Наличие шипов, выступов, панциря, игл – это защита от окружающих. Защита особенно агрессивная, если рисунок выполнен в острых углах.
Если поставлены щиты, «заслоны» и они направлены вверх, то такой человек часто сталкивается с ограничениями, запретами, принуждением, его волю постоянно подавляют «сверху» – начальники и старшие родственники.
Если щиты направлены вниз, то человек часто слышит насмешки от себе подобных, сталкивается с непризнанием, страдает от отсутствия авторитета, ему очень трудно защищать свое мнение.
Общий вид
Посмотрите, как нарисовано животное – экономно или щедро, со штриховкой и дополнительными линиями. Чем больше деталей, тем выше жизненная энергия человека
Животные делятся на угрожающих, подавляемых и нейтральных. Дайте оценку своему животному – это и будет ваше отношение к своему «я», представление о вашем положении в мире.
Если животное похоже на человека (например, стоит на двух лапах, морда похожа на лицо, одето в человеческую одежду) — это свидетельствует об эмоциональной незрелости.
Обратите внимание на сексуальные признаки – соски, груди, вымя. Можно ли определить пол животного? Это символизирует ваше представление о сексуальности.
Ваше животное должно быть действительно несуществующим. Нетворческий и бананльный человек нарисует зверюгу, которая подозрительно похожа на уже существующее животное.
Название
Если вы назвали свое животное по принципу «Водоплавающий олень», «Летающий заяц», это свидетельствует о наличии у вас четкого понимания, в каком направлении вы двигаетесь по жизни.
Наукообразные названия, иногда с латинским суффиксом («Глабиронис», «Корнолетиус»), свидетельствуют об эрудиции, которую вы любите демонстрировать.
Встречаются названия безо всякого осмысления – «звуковые» («Баляка», «Мюмзик»). Это обозначает обычное легкомыслие и ничего больше.
Бывают юмористические названия («Хомо несапиенс», «Пузырь») – они характеризуют ваше позитивное или ироническое отношение к миру.
Инфантильные люди часто используют в названии повторяющиеся элементы («Тру-тру», «Хо-хо-хо»).
Склонность к фантазированию (чаще всего это означает потребность защищаться) выражается непомерно длинным названием.
9. Методика исследования личности "дом-дерево-человек" Дж. Бука - нарисовать и охарактеризовать
Методика исследования личности « дом - дерево - человек » (ДДЧ)
Предназначена как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.
Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.
Р. Бернс при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека — жизненная энергия; если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
10. Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина.
Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам
РТ = + 35,
где - сумма зачеркнутых цифр па бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
- сумма остальных зачеркнутых цифр (пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20).
ЛТ= + 35
где - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
- сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность,
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Бланк для ответов | ||||||
Шкала самооценки (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин) | ||||||
Фамилия | Дата | |||||
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет» | ||||||
№ | Предложения | Нет это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |
1. | Я спокоен | |||||
2. | Мне ничто не угрожает | |||||
3. | Я нахожусь в напряжении | |||||
4. | Я испытываю сожаление | |||||
5. | Я чувствую себя свободно | |||||
6. | Я расстроен | |||||
7. | Меня волнуют возможные неудачи | |||||
8. | Я чувствую себя отдохнувшим | |||||
9. | Я встревожен | |||||
10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||
11. | Я уверен в себе | |||||
12. | Я нервничаю | |||||
13. | Я не нахожу себе места | |||||
14. | Я взвинчен | |||||
15. | Я не чувствую скованности, напряженности | |||||
16. | я доволен | |||||
17. | Я озабочен | |||||
18. | Я слишком возбужден и мне не по себе | |||||
19. | Мне радостно | |||||
20. | Мне приятно | |||||
Лицевая сторона бланка
Бланк для ответов | ||||||
Шкала самооценки (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин) | ||||||
Фамилия | Дата | |||||
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет» | ||||||
Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | |||
21. | Я испытываю удовольствие | |||||
22. | я очень быстро устаю | |||||
23. | Я легко могу заплакать | |||||
24. | Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | |||||
25. | Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | |||||
26. | Обычно я чувствую себя бодрым | |||||
27. | Я спокоен, хладнокровен и собран | |||||
28. | Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | |||||
29. | Я слишком переживаю из-за пустяков | |||||
30. | Я вполне счастлив | |||||
31. | Я принимаю все слишком близко к сердцу | |||||
32. | Мне не хватает уверенности в себе | |||||
33. | Обычно я чувствую себя в безопасности | |||||
34. | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | |||||
35. | У меня бывает хандра | |||||
36. | Я доволен | |||||
37. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | |||||
38. | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | |||||
39. | Я уравновешенный человек | |||||
40. | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | |||||
Оборотная сторона бланка
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать
себя в «лучшем свете».
Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции в целях руководства и психокоррекционной деятельности.
Для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказывания № 1-20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходят 10—15 сек
Показатель РТ высчитывается по формуле: РТ = +15,
где . — сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5;
— сумма по пунктам 1, 3, 4.
Величина показателя меняется от 5 до 20.
Бланк для ответов | ||||||
Шкала самооценки | ||||||
Фамилия | Дата | |||||
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет» | ||||||
Нет это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |||
1. | Я чувствую себя свободно | |||||
2. | Я нервничаю | |||||
3. | Я не чувствую скованности | |||||
4. | Я доволен | |||||
5. | Я озабочен | |||||