Психология профессиональной деятельности
Тема: Предмет задачи психологии профессиональной деятельности
Подтема: Психология как наука
Психология – это наука о психике и психических явлениях. – это наука о закономерностях возникновения формирования развития функционирования и проявления психики людей и животных в разных условиях и при разных воздействиях.
Психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.
Носителем психики является головной мозг, спинной мозг, и нервные окончания.
Психика представлена
· Психическими процессами – это элементарные психические явления, которые обеспечивают первичное отражение и осознание человека в воздействии окружающей действительности, которые могут длиться от доли секунды (впечатление) до минуты и дней. Психические процессы делятся на 3 группы
1) Познавательные процессы (ощущение/восприятие/внимание/память/мышление представление/воображение/речь)
2) Эмоциональные процессы
3) Волевые процессы – воля/мотивы/потребности
· Психическими состояниями. Психические состояния более продолжительные по сравнению с псих процессами явления и более сложные по структуре и образованию, но они сопровождают нас в каждый момент времени.(пассивность, активность, усталость, бодрость, раздражительность.
· Психическими образованиями – это то, что становится результатом работы психики человека, его развития и саморазвития. Это опыт/это знания/ это навыки /умения установки/ взгляды/ убеждения/ привычки/воспитание.
· Психическими свойствами – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые обеспечивают определенный качественно количественный уровень поведения и деятельности типичной для данного человека. – характер/темперамент/предрасположенность/задатки /способности/направленность. Генетически обусловлены тип нервной системы - это темперамент и способности и задатки, и то что формируется в течение жизни – направленность, характер
· Социально психологическими феноменами – это психологические явления, которые обусловлены особенностями общения/взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Очень интересный феномен – эффект округления мышления – объединение мышления (например болельщики футбола). Эффект округления мышления не влияет на людей с высоким интеллектом и творческих личностей, они могу управлять этой толпой.
Задачи психологии:
1) Психология ставит своей задачей изучить и проанализировать функционирование физических явлений и процессов изучит физиологические механизмы лежащие в основе физ процессов
2) Психология стремится изучить своеобразие псих-х процессов и явлений
3) Психология стремится анализировать функционирование псих явлений и процессов в разных соц-х средах.
4) Содействовать планомерному внедрению полученных знаний в жизнь и деятельность людей.
Психология профессиональной деятельности
Психология как самостоятельная наука образовалась в 1876.
Психология проф деят-ти появилась в 30е годы 20го века.
Психология проф деят-ти – это дисциплина которая изучает психологические закономерности взаимодействия субъектов труда/орудий труда/процессов труда/условий организации деятельности/особенности формирования личности профессионала/адаптацию человека к профессиональной деятельности и к орудиям труда.
Психологию проф деят-ти волнует практическое обоснование, полученных результатов исследования, изучение мира профессий, составление профессиограм, изучение проф пригодности человека к определенным видам деятельности, безопасность труда, проф здоровье и долголетие и проблемы изучения активности и работоспособности человека.
Профессионализм – это интегральная психологическая характеристика человека труда, которая отражает уровень овладения профессией. Сюда входит высокая результативность труда/эффективное выполнение проф деят-ти/наличие профессионально важных качеств.
Три компонента профессионализма:
1) профессиональная деятельность – это род трудовой деятельности человека, кот предполагает наличие необходимых знаний/практических навыков, которые были приобретены в процессе планомерного обучения.
2) Профессиональное общение – это процесс установления и поддержания прямого или опосредованного взаимодействия с членами коллектива/субъектами труда для реализации поставленных целей и задач
3) Личность профессионала – это совокупность психологических свойств и качеств человека, которые способствует успешному профессиональному развитию их деятельности.
Уровни профессионализма:
1) До профессиональный уровень – период, когда у человека формируется представление о профессии. Это период обучения в школе/проф ориентация/поиск себя/попытки реализовать себя в разных видах деятельности.
2) Профессионализм – это большой промежуток времени который охватывает значительную часть жизни человека, это период превращения простого специалиста в профессионала.
3) Суперпрофессионализм – люди данного уровня достигают максимальных или высочайших достижений в своем направлении деят-ти/могут опережать время и технологии/ставить новые прогрессивные задачи/это люди которые развиваются на стыке разных профессий (универсалы)
4) Псевдопрофессионализм – проявляется в том, что в человек на достаточно активном уровне проявляет себя в деятельности, но при этом у человека начинают проявляться признаки деформации личности, результаты больше количественны а не качественны.