Психология профессиональной деятельности

Тема: Предмет задачи психологии профессиональной деятельности

Подтема: Психология как наука

Психология – это наука о психике и психических явлениях. – это наука о закономерностях возникновения формирования развития функционирования и проявления психики людей и животных в разных условиях и при разных воздействиях.

Психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.

Носителем психики является головной мозг, спинной мозг, и нервные окончания.

Психика представлена

· Психическими процессами – это элементарные психические явления, которые обеспечивают первичное отражение и осознание человека в воздействии окружающей действительности, которые могут длиться от доли секунды (впечатление) до минуты и дней. Психические процессы делятся на 3 группы

1) Познавательные процессы (ощущение/восприятие/внимание/память/мышление представление/воображение/речь)

2) Эмоциональные процессы

3) Волевые процессы – воля/мотивы/потребности

· Психическими состояниями. Психические состояния более продолжительные по сравнению с псих процессами явления и более сложные по структуре и образованию, но они сопровождают нас в каждый момент времени.(пассивность, активность, усталость, бодрость, раздражительность.

· Психическими образованиями – это то, что становится результатом работы психики человека, его развития и саморазвития. Это опыт/это знания/ это навыки /умения установки/ взгляды/ убеждения/ привычки/воспитание.

· Психическими свойствами – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые обеспечивают определенный качественно количественный уровень поведения и деятельности типичной для данного человека. – характер/темперамент/предрасположенность/задатки /способности/направленность. Генетически обусловлены тип нервной системы - это темперамент и способности и задатки, и то что формируется в течение жизни – направленность, характер

· Социально психологическими феноменами – это психологические явления, которые обусловлены особенностями общения/взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Очень интересный феномен – эффект округления мышления – объединение мышления (например болельщики футбола). Эффект округления мышления не влияет на людей с высоким интеллектом и творческих личностей, они могу управлять этой толпой.

Задачи психологии:

1) Психология ставит своей задачей изучить и проанализировать функционирование физических явлений и процессов изучит физиологические механизмы лежащие в основе физ процессов

2) Психология стремится изучить своеобразие псих-х процессов и явлений

3) Психология стремится анализировать функционирование псих явлений и процессов в разных соц-х средах.

4) Содействовать планомерному внедрению полученных знаний в жизнь и деятельность людей.

Психология профессиональной деятельности

Психология как самостоятельная наука образовалась в 1876.

Психология проф деят-ти появилась в 30е годы 20го века.

Психология проф деят-ти – это дисциплина которая изучает психологические закономерности взаимодействия субъектов труда/орудий труда/процессов труда/условий организации деятельности/особенности формирования личности профессионала/адаптацию человека к профессиональной деятельности и к орудиям труда.

Психологию проф деят-ти волнует практическое обоснование, полученных результатов исследования, изучение мира профессий, составление профессиограм, изучение проф пригодности человека к определенным видам деятельности, безопасность труда, проф здоровье и долголетие и проблемы изучения активности и работоспособности человека.

Профессионализм – это интегральная психологическая характеристика человека труда, которая отражает уровень овладения профессией. Сюда входит высокая результативность труда/эффективное выполнение проф деят-ти/наличие профессионально важных качеств.

Три компонента профессионализма:

1) профессиональная деятельность – это род трудовой деятельности человека, кот предполагает наличие необходимых знаний/практических навыков, которые были приобретены в процессе планомерного обучения.

2) Профессиональное общение – это процесс установления и поддержания прямого или опосредованного взаимодействия с членами коллектива/субъектами труда для реализации поставленных целей и задач

3) Личность профессионала – это совокупность психологических свойств и качеств человека, которые способствует успешному профессиональному развитию их деятельности.

Уровни профессионализма:

1) До профессиональный уровень – период, когда у человека формируется представление о профессии. Это период обучения в школе/проф ориентация/поиск себя/попытки реализовать себя в разных видах деятельности.

2) Профессионализм – это большой промежуток времени который охватывает значительную часть жизни человека, это период превращения простого специалиста в профессионала.

3) Суперпрофессионализм – люди данного уровня достигают максимальных или высочайших достижений в своем направлении деят-ти/могут опережать время и технологии/ставить новые прогрессивные задачи/это люди которые развиваются на стыке разных профессий (универсалы)

4) Псевдопрофессионализм – проявляется в том, что в человек на достаточно активном уровне проявляет себя в деятельности, но при этом у человека начинают проявляться признаки деформации личности, результаты больше количественны а не качественны.

Наши рекомендации