Особенности психологического знания

Значение методологического знания для психологии особенно велико. По мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, психология – «наука о самом сложном, что пока известно человечеству». Вследствие этого психология занимает особое место в системе наук. Объект психологии — одна из самых сложных и пока еще плохо определенных реальностей, которые когда-либо становились предметом научного анализа. В этой связи вспоминаются слова А. Эйнштейна о том, что физическая теория — это детская игра по сравнению с теорией детской игры. Так, Б. М. Кедров не относил психологию ни к естественно-научным, ни к гуманитарным дисциплинам. В разработанной Б. М. Кедровым схеме психология занимает центральное место в треугольнике, образованном естественно-научными и гуманитарными дисциплинами. Гуманитарные дисциплины при этом подразделяются на социальные и философские.

Психология как наука имеет ряд особенностей, основанных на том, что в психологии сливаются объект и субъект познания. В связи с этим возникает вопрос о фундаментальной категории методологии науки – познавательной ситуации. В классических представлениях о познавательной ситуации проблема была представлена как неполнота знаний об изучаемом предмете, задачи, поставленные для решения познавательной проблемы, также совокупность средств поставленных для решения задач. Впервые в науке неполнота такого рода представлений была осознана Н. Бором в 1927 г.

БОР (Bohr) Нильс Хендрик Давид (7 октября 1885, Копенгаген — 18 ноября 1962, там же) – датский ученый, один из создателей современной физики. Автор основополагающих трудов по квантовой механике, теории атома, атомного ядра, ядерным реакциям.

Большое внимание Бор уделял сопредельным с физикой вопросам, в том числе биологии. Его неизменно занимали философские проблемы естествознания. Нравственный и научный авторитет Бора был исключительно высок. Любое, даже мимолетное, общение с ним производило неизгладимое впечатление. Он говорил и писал так, что было видно: он напряженно ищет слова, которые бы предельно точно и правдиво выражали чувства и мысли. Глубоко прав был В. Л. Гинзбург, назвавший Бора неповторимо деликатным и мудрым. Н. Бор был почетным членом более 20 академий наук различных стран, лауреатом многих национальных и международных премий.

ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ, сформулированный Н. Бором, – принцип, согласно которому при экспериментальном исследовании микрообъекта могут быть получены точные данные либо о его энергиях и импульсах, либо о поведении в пространстве и времени. Эти две взаимоисключающие картины – энергетически-импульсная и пространственно-временная, получаемые при взаимодействии микрообъекта с соответствующими измерительными приборами, – «дополняют» друг друга. Принцип дополнительности сыграл важную роль при формировании квантовой механики.

Н. Бор ввел понятие о неконтролируемом воздействии измерительных процедур, о «дополнительных» величинах — таких, что чем точнее определяется одна из них, тем большая неопределенность оказывается у другой. Это положение стало широко известным как принцип дополнительности – исследователь является неотъемлемой частью познавательной ситуации. Так как исследователь выбирает возможный способ описания и интерпретации полученных данных на основе своих знаний, опыта, интуиции, интеллектуальных возможностей. Яркими примерами, подтверждающими данное положение, служат биографии создателей, например, общепсихологических теорий интеллекта. Так, Жан Пиаже, зоолог по образованию, разработал концепцию интеллекта на основе гомеостатической модели.

ГОМЕОСТАЗ (от гомео... и греч. stasis – неподвижность, состояние) – относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

Интеллект в теории Ж. Пиаже понимается как функциональный орган адаптации, поддерживающий динамическое равновесие между организмом и средой.

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896–1980) – швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Основные труды: «Речь и мышление ребенка», «Генезис элементарных логических структур» (совместно с Г. Инельдер). Издание (совместно с П. Фресом) многотомной «Экспериментальной психологии».

Джой Пол Гилфорд, являясь химиком по образованию, разработал трехмерную модель интеллекта, в которой достаточно очевидно просматриваются аналогии с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.

ГИЛФОРД (Guilford) Джой Пол (1897–1976) – американский психолог. Разработал методы факторного анализа интеллекта, широко использовавшиеся в США в 1950–60-х гг. для диагностики творческих возможностей инженеров и научных работников.

Курт Левин был не только крупным ученым, но и яркой личностью с широким кругом интересов, эрудированным в вопросах биологии, физики, математики. Он выступил за применение в психологии физической теории поля и для описания мотивов отношений индивида и среды использовал некоторые разделы математики (топологию, векторный анализ). «Наука не терпит лени, недобросовестности и глупости» – любимая фраза Курта Левина. Левин был страстным поборником эксперимента. При этом он всячески подчеркивал, что эксперимент должен вытекать из теории и отвечать на конкретную теоретическую задачу. «Без теории эксперимент слеп и глух»,— любил он повторять своим ученикам. В ряде работ («Понятие генезиса в физике, биологии и истории развития», 1922; «Закон и эксперимент в психологии», 1927; «Об аристотелевском и галилеевском способе мышления», 1931) Левин сформулировал методологические принципы эксперимента в психологии.

ЛЕВИН (Lewin) Курт (1890–1947) – немецко-американский психолог. В 20-х гг. представитель гештальт-психологии, экспериментального исследования воли и аффекта. С 1932 г. в США, разработал концепцию личности, в основе которой — понятие «поля» (заимствованное из физики) как единства личности и ее окружения. Один из основоположников экспериментального исследования мотивации и психологии групп, так называемой групповой динамики.

ТЕОРИЯ ПОЛЯ – математическая теория, изучающая свойства скалярных и векторных полей. Основной аппарат поля теории – векторное исчисление.

Научной психологии свойственен плюрализм способов познания. Основными источниками психологического знания служат: специально организованное в соответствии с научными стандартами психологическое исследование, психологическая практика, обыденный опыт.

3.2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы
в психологии

Естественно-научная парадигма в психологии предполагает следование основным постулатам наук о природе. Следование критериям, связанным с реализацией экспериментального метода и определенной классической картиной мира. В современных исследованиях данная парадигма развивается в направлении психофизиологии (человек – модель – нейрон), в нейропсихологии.

НЕЙРОН (от греч. neuron — нерв) – нервная клетка, состоящая из тела и отходящих от него отростков – относительно коротких дендритов и длинного аксона; основная структурная и функциональная единица нервной системы. Нейроны проводят нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему (чувствительный нейрон), от центральной нервной системы к исполнительным органам (двигательный нейрон), соединяют между собой несколько других нервных клеток (вставочные нейроны). Взаимодействуют нейроны между собой и с клетками исполнительных органов через синапсы.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; первоначально развивалась как раздел неврологии.

Гуманитарная парадигма в психологии предполагает отказ от культа эмпирических методов. Отказ от определения научности только на основе верификации знания. Принятие возможности научных обобщений на основе единичных случаев. Единство воздействия на изучаемую реальность и ее исследования. Возврат к изучению целостности личности в ее жизненном контексте. Сближение с психологической практикой.

ГУМАНИТАРНЫЙ (франц. humanitaire, от лат. humanitas – человеческая природа, образованность) – обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека.

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.

Наши рекомендации