Психология объяснительная и описательная
Объяснительная (рациональная) психология предпринимает попытку установления системы душевной жизни через раскрытие сущности изучаемого объекта, постижении определенных законов душевного мира, его функций. Яркими представителями объяснительной психологии являются сторонники ассоциативной психологии: Гербарт, Спенсер, Тэн. Для объяснительной психологии характерно выделение ограниченного числа однозначно определяемых элементов. По Спенсеру, психология уникально выделяется сочетанием ассоциаций между внешними и внутренними факторами, в то время как для остальных наук важны либо внешние факторы (естественные науки), либо внутренние (философия и гуманитарные науки).
ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776–1841) – немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Представитель плюрализма: в основе мира — множество неизменных «реалов». Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию четырех ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник так называемой формальной эстетики (источник прекрасного – симметрия, пропорции, ритм и т. п.).
Объяснительная психология развивалась под влиянием атомистической физики. Объяснительная или естественно-научная психология опирается на материал, полученный в рамках парадигмы описательной психологии. Элементам объяснения объяснительной психологии присущ гипотетический характер. Объяснительная психология опирается на расчленение процесса восприятия и воспоминания. В ядро объяснительной психологии входят ощущения, представления, чувства удовольствия и неудовольствия, ассоциации, апперцепция.
Описательная психология как наука об органической жизни располагает такими методическими средствами, как описание, анализ, классификация, сравнение. Описательная психология представляет собой опытную науку, направленную на познание процессов, протекающих в душе.
3.4. Системная модель человекознания
в методологии Б. Г. Ананьева
Б. Г. Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, которая бы обобщала исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. Модель науки о человеке Б. Г. Ананьева представлена четырьмя разделами:
1) человек как биологический вид;
2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
3) изучение человека как личности;
4) проблема человечества.
В его теории выделяются иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность.
АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907–1972) – российский психолог, действительный член АПН СССР (1968). Труды по исследованию ощущений, чувственного познания, внутренней речи, а также возрастной и дифференциальной психологии, истории и методологии психологии.
По мнению Б. Г. Ананьева, человек является продуктом индивидуально-психологического развития, реализующегося в трех планах:
1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций организма (индивид – биологическое развитие);
2) становление деятельности истории развития человека как субъекта труда, познания и общения;
3) жизненный путь человека – история личности (статус в обществе).
Две фазы возрастного развития выделяются Б. Г. Ананьевым:
1) от рождения до зрелости (25 лет) – фаза фронтального развития;
2) фаза индивидуализации. Пики творческой активности могут продолжаться до 70 лет.
Б. Г. Ананьев считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами как индивида. Индивидуальность результат слияния биологического и культурного различия. Формирование индивидуальности связано с самопознанием. Человек с развитой индивидуальностью понимает, кто он и что он. При неразвитой индивидуальности самопознание представлено как расколотое. Сенсорно-перцептивная организация – это способы и приемы, которые человек применяет для общения с миром.
3.5. Культурно-историческая психология
в школе Л. С. Выготского
Культурно-историческая психология, направление психологических исследований заложено Л. С. Выготским в 20-х гг. ХХ в. В культурно-психологической теории постулируется принципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов.
Л. С. Выготский подчеркивал, что психические закономерности жизнедеятельности современных людей можно правильно понять лишь при учете, что их поведение является результатом двух слитных в онтогенезе процессов: биологической эволюции человека как представителя органического мира и культурного развития человечества как носителя разума на Земле. Такое понимание процесса становления и развития современного человека позволило Выготскому дать собственную трактовку генезиса высших психических функций. Последние рассматриваются им как усвоенные и перенесенные извне, из социокультурной среды, внутрь формы поведения, социального взаимодействия и отношений.
Л. С. Выготский полагал, что в психологии правильнее изучать не сформировавшуюся психику испытуемого, а развивающегося, эволюционизирующего человека. Познание психики наиболее рационально в связи с этим в ходе реальной практической работы на поприще педагогики или лечебной практики. Л. С. Выготский высказал предположение о существовании двух линий развития психики: натуральной и культурно-опосредованной. В соответствии с данными линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. К низшим психическим функциям можно отнести, например, непроизвольную память или непроизвольное внимание ребенка. Из низших психических функций в процессе воспитания формируются высшие психические функции, например произвольная память и произвольное внимание.
Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурный характер. Основой культурно-исторической теории Л.С. Выготского является учение о знаковой организации психики человека. Так, например, память не фиксирует происходящие события подобно фотоаппарату и магнитофону, а опосредуется кодами или знаками, выработанными в ходе эволюции человечества, которые, в свою очередь, усваиваются отдельными людьми в ходе их психического развития. Знаки вырабатываются в истории народа и фиксируются в его культуре. Знаки передаются от поколения к поколению благодаря системе воспитания, социализации индивида. Знаками опосредуются взаимоотношения людей и отношение человека к самому себе.