Уотсон (Watson) Джон Бродес 6 страница
УДЕРЖИВАНИЕ ВИДИМЫХ ТЕЛЕСНЫХ НАВЫКОВ, ИЛИ «ПАМЯТЬ» Термин «память» в психологии, если его правильно определить, может оказаться полезным и обнять большую серию фактов. Рассмотрим случай видимых двигательных навыков. Пусть некий индивидуум через короткое, но различное число часов практики научается писать на пишущей машинке тридцать слов в минуту; отправлять десять слов в минуту по беспроволочному телеграфу; играть в гольф восемнадцать ямок в восемнадцать ударов сверх минимума. Учащийся затем прерывает практику на некоторое время либо из соображений эксперимента, либо про причине измене- |
См.: Уотсон Д. Психология как наука о поведении. М.—Л., 1926. |
Уотсон (Watson) Джон Бродес
(9 января 1878 — 25 сентября 1958)— американский психолог, основоположник бихевиоризма. Концепция Уотсона, созданная на основе исследований животных, явилась реакцией на методы интроспективной психологии. Уотсон предпринял попытку перестроить психологию, которая должна стать одной из естественных наук, пользующихся точными экспериментальными методами.
Считая сознание недоступным объективному исследованию, Уотсон выступил в 1913 году спрограммой разработки новой психологии, предметом которой провозглашалось не сознание, а поведение. Всю психическую деятельность Уотсон трактует как поведение (behavior), которое он отождествлял с внешне наблюдаемыми и скрытыми двигательными реакциями на стимул. Пытаясь представить организм в ка-
Д. Уот сон
честве «самоформирующейся машины», Уотсон делал акцент па изучение процессов научения (learning) или формирования в течение жизни новых реакций. Даже мышление он стремился представить как скрытую моторную активность, выступающую заместителем действия. Несостоятельность бихевиоризма стала очевидной уже к середине двадцатых годов, что вызвало необходимость его реформы в необихёвиоризм (Тол-мен и др.).
Сочинения: Психология как наука о поведении. М. — Л., 1926; Психологический уход за ребенком. М., 1929; Psychology as the behavio-rist Views it. — «Psychol. Rev,», 1913, v. 20.
Литература: Бихевиоризм. БСЭ, т. 6. М., 1927; Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Сборник, вып. 1—2. Пер. сфранк, М., 1966; Ярошевский М. Г. История психологии, 2-е изд. М., 1977.
ния обстоятельств. По истечении этого промежутка он вновь начинает практику.
Результаты первоначального обучения сохраняются и сравниваются с результатами новых проб. Мы находим, что последний результат первоначальной серии (или среднее из результатов нескольких последних проб) выше, чем результат настоящей начальной пробы (или среднее из результатов нескольких первых проб). Имеется некоторая потеря в полезном действии функции. Все случаи таких приобретений можно подразделить на три периода: 1) период заучивания (первоначальное приобретение), 2) период без практики (промежуток, во время которого навык остается без употребления) и 3) период возобновленного заучивания. Период заучивания мы уже рассмотрели. Две последние стадии (но иногда и первая, т. е. стадия заучивания) обычно подводятся под термин «память», хотя повод для подведения второго, или бездеятельного, периода под этот заголовок возникает из того ложного взгляда, что во время этой стадии в нервной системе про* исходит нечто таинственное, что здесь имеет место какой-то процесс созревания; выражением этого мнения и служит поговорка: «мы учимся бегать на коньках летом, а плавать зимой».
Что происходит в тот период, когда нет практики? По-видимому, могут происходить две вещи:
1) Наиболее вероятно, что различные мускульные и железистые сочетания — частичные сочетания навыка как целого — начинают функционировать в новых системах навыков. Приспособления мускульных и железистых элементов для особых нужд нельзя приравнивать к частям неорганической машины. Они даны и функционируют совместно только до тех пор, пока ситуация до-пускает достаточное количество упражнений в этих особых функциях. Как только среда меняется так, что данный навык не может применяться, усваиваются другие навыки, и организм до некоторой степени переделывается. В процессе этого изменения некоторые группы частичных деятельностей, комбинированных для обра зования данного навыка, включаются в состав нового целого. Поэтому, когда организм сталкивается со старой ситуацией, старая реакция при своем появлении обнаруживает некоторую потерю в скорости и точности. Другими словами, для того чтобы реакция происходила так же легко, как и раньше, необходимо действительное возобновление заучивания, подобное первоначальному во всех отношениях, за исключением общего количества потребного времени.
2) Часто случается, что в последней части периода первоначального заучивания субъект «выдыхается» и бросает практику раньше, чем он достиг физиологического предела умелости. Это обстоятельство может зависеть от разных причин: а) от попыток практиковаться слишком большими дозами Или под каким-либо давлением; б) от таких попыток приобретения навыка, которые неправильно распределены во времени, т. е. учащийся практикуется
слишком долгими периодами и слишком часто; в) периоды практики требуют столько времени, что приходится преодолевать другие системы навыков, как это случается, например, когда стремятся быстро приобрести умение в какой-либо отрасли: индивидуум не оставляет времени для игры, выполнения социальных функций, для того чтобы правильно поесть и поспать, выполнить свои домашние а профессиональные дела.
Мы можем объединить результаты действия всех таких факторов термином «выдохнуться». Надо сказать, что это понятие не является бесплодным или гипотетичным. Его можно наблюдать при тренировке к атлетическим состязаниям. Многие игры на чемпионатах были проиграны из-за того, что спортсмены «выдыхались». Это было настолько обычным явлением в воздушной службе во время периода наиболее активной тренировки в последнюю.войну, что особым офицерам было поручено заняться этим вопросом2. Если учащийся приостанавливается, когда выдохся, и имеет возможность заняться своими естественными делами, то легко может стать, что действие периода без практики окажется благотворным, даже если первые пробы при возобновлении заучивания будут не так хороши, как последние пробы при первоначальном заучивании (они редко или никогда не бывают такими же).
Кливленд очень хорошо доказал это на материале игры в шахматы. Когда учащийся возобновляет заучивание, он оказывается уже другим человеком; он возвращается к своей попытке при более высоком эмоциональном уровне; с запасом энергии, освобожденным от давления преодоленных наклонностей и готовым к работе. После двух или трех первых периодов практики он достигает гораздо больших результатов, чем он мог достичь при первоначальном заучивании.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ
Следовательно, в нашем понимании память — это общий термин для выражения того факта, что после некоего периода неупражнения в известных навыках функция не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида, хотя она может вследствие неупражнения претерпевать большие или меньшие нарушения. Если после такого периода вновь дается старый стимул или старая ситуация,
2 Следует сказать, что выбор офицеров, назначенных для этой цели, был произведем весьма курьезно. Их называли летными врачами, и личный состав был набран преимущественно из отолярингологов. Другие члены этой группы были акушеры и гинекологи. Почему был составлен такой удивительный набор врачей для этой цели — это секрет, который, наверное, похоронен в архивах Воздушного Медицинского Управления в Вашингтоне. Наиболее подготовленным составом людей для этой цели были бы, по нашему мнению, психопатологи, работающие в контакте с психологами, которые понимают законы, связанные с образованием и функционированием навыков.
то: 1) либо старая реакция возникает определенно и резко; 2) либо она возникает, но с нежелательными добавлениями (ошибками); 3) либо она возникает (если вообще возникает) со столь большими неправильностями, что организация мало заметна — возобновленное заучивание так же трудно, как и первоначальное.
Это определение памяти пригодно для таких внешних навыков или функций, как рубка топором, или игра в теннис, или плавание; для такой сложной видимой или скрытой деятельности как прием телеграфной депеши или писание на машинке или декламация стихотворения заученного в детстве; для таких чисто скрытых навы- ков, которые участвуют в немой арифметике («в уме») или в произнесении ряда бессмысленных слов, заученных двадцать четыре часа тому назад повторным молчаливым прочтением; или, наконец, для таких, как называние предмета, лица, места или даты после большого промежутка времени. Спешим добавить, что в последнем случае память не всегда выявляется путем называния или выражения словом; часто мы сталкиваемся с человеком, которого давно не видели, и стимул — вид его лица и фигуры — недостаточен для того, чтобы вызвать его имя, но достаточен для восстановления нашего прежнего отношения к нему и, может быть, наших прежних реакций. Мы можем гулять с ним и разговаривать в течение нескольких минут, не произнося его имени. Только, когда голос, жестикуляция и старые ситуации взаимно подкрепляют друг, друга, тогда вызываются все прежние реакции. Наше отношение к этому индивиду окончательно определяется и появляется конечная группа действий, выражающихся в словах. «Да, конечно, Джон Смит! Ведь мы с вами играли в бейсбол в высшей школе в Джонсвиле!»
Точно те же явления наблюдаются, если после трехлетнего пе
рерыва мы пытаемся воспользоваться сложной фотографической
камерой. В первый момент нас затрудняет пользование рычажком,
освобождающим затвор, или механизмом для перехода от съемок
с выдержкой к моментальным съемкам, но после двух-трех минут
манипулирования мы уже знаем, как обращаться с камерой, на
зубок. Так же и с «забытым» именем, только в этом случае про
исходит голосовая манипуляция. Мы манипулируем голосом, пере
бирая имена, начиная с каждой последующей буквы алфавита или
говоря: «черные волосы», «синие глаза», «полутора метра ростом»
и т. п.
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Мы, может быть, лучше поймем обсуждаемые факты, если обратимся к результатам лабораторных экспериментов над запоминанием действий, требующих умения. Бук пришел к некоторым интересным и даже поразительным выводам. Этот исследователь обучал некоторое число испытуемых писанию на машинке как зрительным, так и осязательным методами. Он выражает свои ре^
Все прижизненно онтогенетически приобретенные двигательные возможности обозначаются обобщенно термином двигательные навыки (иначе — моторные навыки, умения, сноровки; по-английски — skills; по-немецки—Fertigkeiten и т. д.), процессы же их намеренной сознательной выработки объединяются в понятии двигательной тренировки. Подобные навыки приобретаются по каждому из координационных уровней, и, как было показано выше на примерах . локомоции и письма, каждый навык в отдельности часто представляет очень сложную, многоуровневую структуру. |
1 См.: Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. |
зультаты не в числах написанных в минуту слов, а в числах ударов в минуту, так как его пишущая машина была так соединена с системой рычагов, что отмечались и удары для пропуска или пе-редвигания валика. Испытуемые были доведены до хорошей скорости, а затем они в течение значительного промежутка не практик ковались вовсе.
Ниже мы приводим подробную запись, относящуюся к одному из испытуемых.
Последний период регулярной практики показал 1503 удара в десять минут. Затем испытуемый не дотрагивался до машинки 135 дней. Первая проба возобновленного действия (тест на память) дала 1365 ударов. Затем опять последовал период неупражнения в течение приблизительно целого года. После этого второго периода первый тест возобновленного действия показал 1390 удач ров. Мы видим, что, хотя и была потеря, но она чрезвычайно мала.
Нам приходится заключить, что существует неимоверно боль шая и поразительная длительность в функционировании навыка писания на машинке, но ничего сверхъестественного здесь нет.
Свифт обучал своих испытуемых пользоваться одной рукой, для того чтобы бросать и ловить два мяча, — один следовало бро сать в то время, когда другой находился в воздухе. Способ под счета был таков, что считали удачно пойманные мячи до первой неудачи, а всего в день для каждого испытуемого — до десяти неудач. Испытуемый «А» начал с отметки 4, а в последние шесть дней из 42 дней практики его средние отметки были 50, 82, 92, 88, 68 и 105. Затем его испытывали по одному разу через каждые 30 дней в течение пяти месяцев. В эти пять ежемесячных испытаний он показал соответственно следующие отметки—70, 80, 140, ПО, 120. Испытуемый затем не испытывался в течение 481 дня, когда он обнаружил достижение в среднем равное 119. Затем он опять не испытывался в течение периода, продолжавшегося более четырех лет. Оказалась значительная потеря. Он достиг средней записи в 5 при десяти пробах на первый день, а в следующие последовательно дни его средние записи были 10, 18, 20, 26, 35, 66, 60, 45, 100, 160. Понадобилось одиннадцать дней на то, чтобы восстановить умение, в свое время потребовавшее 42 дня практики.
Итак, мы видим, что величина потери таких навыков, какие мы рассматривали, хотя и оказывается во всех случаях положительной, но все же очень мала. Обычные наблюдения доказывают, что то же самое верно и по отношению к плаванию, катанию на коньках, танцам, игре в теннис и умелой механической работе. Мы увидим, что это резко отличается от быстрой потери, наблюдаемой в навыках, относящихся по существу к речевой группе. Там потери происходят так быстро, что в некоторых случаях, например, при заучивании серии бессмысленных слов организация теряется через промежуток от пятнадцати минут до получаса, поскольку это касается способности испытуемого произнести и написать слова.
Бернштейн Николай Александрович
(24 октября 1896—16 января 1966) — советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности. Исследования Н. А. Бернштейна составляют теоретическую основу совре-I-менной биомеханики, в частности биомеханики спорта, протезирования, труда, деятельности космонавтов и др. Он внес коренные усовершенствования в технику регистрации и анализа движений .(«иноциклограмма, циклограмметрия). Некоторые идеи, высказанные Бернштейном в 30-е годы, предвосхитили основные положения кибернетики. Бернштейну принадлежит одна из первых четких формулировок понятий обратной связи в физиологии, а также идея по-уровневой организации движений. В связи с недостаточностью понятия
Н. А. Бернштейн
«рефлекторной дуги» для объяснения двигательных актов Бернштейн ввел понятие «рефлекторного кольца», основанное на трактовке всей системы отношений организма со средой как. непрерывного цикличного процесса. Созданная Бернштейном концепция физиологии и биологии активности положила начало развитию новых: принципов понимания жизнедеятельности организма.
Сочинения: Общая биомеханика.
М., 1926; Проблема взаимоотношений
координации и локализации.— «Архив
биологических наук», il935, т. 38, вып.
1; О построении движений. М,
1947; Пути и задачи физиологии
активности. — «Вопросы философии»,.
1961, № 6; Очерки по физиологии
движений и физиологии активности..
М., 1966, .
ПРИРОДА НАВЫКА И ТРЕНИРОВКИ '
£0
6—957
Вплоть до настоящего времени продолжает стойко держаться представление о двигательном навыке как о цепочке условных замыканий, вырабатывающихся посредством проторения соответственных межнейронных связей и объединяющихся в нечто, получившее (внутренне противоречивое) наимендвание «динамических стереотипов». Экстраполяторы теории условных рефлексов прошли, однако, мимо ряда капитальных различий между обоими названными процессами. Прежде всего, при выработке условных замыканий путем настойчивого повторения стимулов подопытное животное или человек ставится в условия полной пассивности по отношению к ним. Напротив, формирование двигательного навыка есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность. В противоположность концепции монотонного, чисто количественного роста проторения процесс выработки навыка является при этом столь же многофазным и сложным, как и сама его мозговая структура. Еще важнее другое. Как уже было показано в очерках III л IV, условия кольцевого регулирования с непрерывным учетом неподвластной динамики окружения находятся в решающем противоречии с какой бы то ни было возможностью запечатления в мозгу стандартных мышечных формул. А вдобавок при подступе к выработке нового навыка проторение и не могло бы привести ни к чему, кроме запечатления неловких и неправильных движе-ний_начннающего. Вся диалектика развития навыка как раз и со-сТойт в том, что там, где есть развитие, там каждое следующее исполнение лучше предыдущего, т. е. не повторяет его; поэтому упражнение есть в частности повторение без повторения. Разгадка этого кажущегося парадокса в том, что правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не то или иное средство реше-мия^данной двигательной задачи, а процесс решания этой задачи, от раза к разу изменяя и совершенствуя средства.
Для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку,., в его центральной нервной системе имеется адекватный уровень построения, способный реализовать основные сенсорные коррекции этого акта, соответствующие его смысловой сущности. Но, как было указано, чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции. В связи с этим по мере выработки навыка данного двигательного акта в его выполнении начинает принимать участие це- -лая иерархия уровней. Наивысший из них для данного акта, берущий на себя реализацию основных смысловых коррекций, мы обозначаем как ведущий уровень для этого движения. Подчиненные ему нижележащие уровни, обеспечивающие выполнение вспомогательных, технических коррекций, мы называем фоновыми уровнями.
Прижизненно вырабатываемые двигательные фоны обычно обозначаются термином «автоматизмы», а самый процесс их выработки — термином «автоматизация двигательного акта». Оба названия объясняются именно тем, что фоновые компоненты движений оста^
82.
ются за порогом сознания. Как только какая-нибудь группа коор». динационных коррекций переключается из ведущего уровня в фо« новый, наиболее адекватный для нее по качеству и составу его коррекций, так она уходит из поля сознания, автоматизируется.
На основе этого краткого схематизированного анализа мы можем яснее проследить физиологические пути выработки нового двигательного навыка в онтогенезе.
В самом начале освоения нового движения все применяемые для него коррекции совершаются на его ведущем уровне. Исключение составляют наиболее обобщенные низовые коррекции, которые являются изначальной подкладкой почти всякого движения, выработавшейся уже на самых ранних стадиях онтогенеза, а также коррекции, случайно имеющиеся в готовом виде от ранее освоенных аналогичных движений. Так как ни один уровень не универсален настолько, чтобы обладать адекватными коррекциями для всех сторон движения, то поневоле вначале всякое движение ; совершается неуклюже, при временном содействии более или ме-нее подходящих коррекций, какие данный ведущий уровень в со стоянии предоставить данному движению. Отсутствие автоматик мов вызывает при этом большую перегрузку сознания, вынужден ного вникать в каждую техническую подробность движения. В процессе тренировки происходит постепенное выделение фоно-вых компонентов, которые переадресовываются ведущим уровнем в тот из более низовых уровней, в котором имеются предпосылки для наилучшего выполнения именно этих коррекций.
По мере выработки в низовых уровнях соответственных фоно-вых автоматизмов все больший процент технических фонов уходит из поля сознания, разгружая этим ведущий уровень и в то же время-находя для себя условия значительно более точного и со-вершенного выполнения. Из всего изложенного с необходимостью следует, что каждое переключение той или иной компоненты дви-жения из ведущего уровня в фоновый является, во-первых, более или менее внезапным скачкообразным изменением в процессе движения, а во-вторых, обязательным качественным скачком, поскольку первоначальные коррекции этой слагающей сменяются при этом качественно совершенно иными.
Например, очень характерным явлением, сопровождающим переключение той или другой слагающей движения из уровня пространственного поля в уровень синергии, оказывается снятие зрительного контроля, присущего уровню С, и замена его проприо-цептивным, главенствующим в уровне В. Это явление заключается в том, что субъект оказывается в состоянии делать какую-то частьработы не глядя и вдруг обнаруживает это. Оно широко известно как один из спутников автоматизации и всегда соответствует значительному повышению техники движения.
Процесс разверстки фоновых компонент движения по соответствующим уровням сложен, потому что ему, очевидно, необходимо должно предшествовать определение и выявление этих компонент.
6* 83
В каждом двигательном акте мы должны различать: 1) его смысловую структуру и 2) его двигательный состав. Смысловая структура целиком вытекает из существа возникшей двигательной задачи и определяет ведущий уровень построения, которому эта задача приходится «по плечу». Двигательный же состав определяется не одной только задачей, а ее столкновением с двигательными возможностями особи, устройством кинематических цепей этой осо-би, наличием того или другого орудия, содержанием накопленного к этому времени психомоторного опыта и т. д. Задачу быстрого переноса своего тела в пространстве человек решает спринтом, ло-шадь — галопом, птица — полетом; задачу скрепления двух жестких тел один решает связыванием, другой — сколачиванием, третий—склейкой, спайкой, сваркой и т. п.; задачу вдевания нитки в иглу мужчины и женщины разрешают обычно прямо противоположными способами.
Сущность процесса автоматизации, требующего иногда длительного времени и настойчивого упражнения, состоит именно в выработке центральной нервной системой плана описанной выше разверстки фонов, в определении двигательного состава действия; попутно начинается и самое осуществление этой разверстки указанным выше порядком.
Жане (Janet) Пьер (30 мая 1859— 24 февраля 1947)— французский психолог, психиатр и невропатолог. Отправляясь от работ франц. врача Ж. Шарко, разработал оригинальную психологическую концепцию неврозов. В 20—30-е годы сформулировал общепсихологическую теорию поведения, в отличие от бихевиоризма, включив в систему психологии и сознание. Жане пытался провести исторический подход к психике человека, особо выделяя и анализируя собственно человеческие, социальные и культурные формы поведения. Взгляды Жане оказали значительное влия-
ние на развитие французской психологии (Пиаже и др.), а также на формирование культурно-исторической теории Выготского.
Сочинения: Неврозы и фиксированные идеи. Спб., 1803; Неврозы. М., 1911; Психический автоматизм. М.,. 1913; L'evolution de la тётон"е et de la notion du temps, 1928; De l'angais-se a l'extase, vol. 1—2; Les debuts de l'intelligance, 1935.
Литература: Роговин М. С. Введение в психологию. М., 1969; Анциферова Л. И. Психологическая концепция Пьера Жане,— «Вопросы психологии», 1969, № 5.
П. Жане
ЭВОЛЮЦИЯ ПАМЯТИ И ПОНЯТИЯ ВРЕМЕНИ 1
РАССКАЗ
Память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе их исторического развития, а главное, — действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения, которое составляет основу привычек и навыков.
Чтобы лучше представить себе это специфическое действие и, что особенно важно, его отличие от персеверативной тенденции, [разрешите мне привести пример, взятый из моей клинической практики: наблюдение за необычной больной.
Речь пойдет о девушке 23-х лет, которую я буду здесь называть Ирен, с явными признаками психопатии. У нее было ярко выраженное патогенное прошлое. Ее отец, омерзительный алкоголик, кончил тем, что умер от белой горячки. Мать, больная туберкулезом, страдала фобиями и навязчивыми идеями. Она умерла как раз в начале нашего наблюдения, и не что иное, как ее смерть, вызвала расстройства, о которых я собираюсь вам рассказать ...
1 См.: Janet P. L'evolution de la memoire et de la notion du temps. P., 1928.
' 85
Мать была очень больна уже в течение долгого времени, и дочь ухаживала за ней с безумным рвением и усердием. Кроме того, она работала, чтобы и мать прокормить, и отца вином обеспечить. В результате, она не ложилась спать в течение шестидесяти суток.
Смерть матери наступила ночью при самых печальных обстоятельствах. Отец, как всегда, был совершенно пьян, он храпел где-то в углу. Его рвало. Девушка была возле умирающей матери одна.
Когда смерть наступила, она не захотела это понять и принять. До утра пыталась оживить труп. Несмотря на трагичность сцены, это было воистину смешно. Девушка пыталась говорить со своей мертвой матерью, заставить ее отвечать. Так как мать молчала, девушка бранила ее. Ей хотелось, во что бы-то ни стало заставить мать пить, глотать лекарства; она пыталась вытереть ей рот, а он был полон крови и слизи. Она хотела его закрыть, а он открывался и оставался открытым, — и она начинала сердиться. Ей показалось, что ноги у матери лежат плохо, и она взобралась на кровать, чтобы поправить их. В результате всех этих маневров труп упал на пол, и ей не удалось его поднять. Она позвала пьяного вдребезги отца — он ничего не смог сделать. Наконец, с огромным трудом, ей удалось поднять тело, и она продолжала возиться с ним до утра.
Утром, отчаявшись, она пошла к своей тетке, на которую можно было положиться и которую ей следовало позвать с самого начала. Девушка не смогла сказать ей, что мать умерла. Тетка поняла, что произошло, только придя домой к этой девушке. Она попыталась привести все в порядок и стала готовить похороны. Девушка ничего не понимала в происходящем. Во время похорон она отказалась дальше идти и все время исступленно смеялась.
Прошло несколько недель. Девушка не приходила в себя, и тетке пришлось отвести ее в больницу. Рассказывая о ней, тетка сказала, что самым странным, самым непонятным для нее симптомом было то, что эта смышленая девушка — она действительно еще казалась смышленой — совершенно ничего не помнила о смерти своей матери и не хотела поверить, что мать умерла.
Больная была девушкой воспитанной. Она хорошо говорила и не обнаруживала никаких признаков психического расстройства. Когда с ней заговаривали о ее матери, она терялась и отвечала: «Если вы очень настаиваете, я скажу "вам: «Моя мать умерла». Мне это повторяют целыми днями, и я это говорю сейчас, чтобы не.было никаких разговоров и расспросов. Но если хотите знать мое мнение, то я не могу этому поверить. На это есть серьезные причины. Если бы моя мать действительно умерла, то это произошло бы где-то в ее комнате, в определенный день, я бы обязательно это увидела — ведь я не отходила от нее и прилежно за ней ухаживала. Если бы она умерла ее бы похоронили, и, наконец, меня тоже повели бы на похороны. А похорон никаких це было. С чего же вы взяли, что она умерла?».