Становление предмета психологии в европейском рационализме Нового времени
Необходимо зафиксировать еще одну особенность взаимоотношений житейской и научной психологии — между ними отсутствует генетическая преемственность. Донаучная психология предшествует научной, но последняя не вырастает из нее. Научная психология зародилась в лоне философии, и исследователи пишут об особом периоде развития психологии — философской психологии. Характеризуя хронологическую связь донаучной, философской и научной психологии, С.Л.Рубинштейн писал: «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями; но ее основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей — с другой» [21]. Симбиоз философии и психологии был необходимым этапом в развитии психологии, и он продолжался до тех пор, пока общественные науки не достигли определенной ступени развития. «Для философской психологии, — отмечал М.С.Роговин, — характерным является поиск объяснительного принципа для психического и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться, так же, как и подчиняются им все природные стихии» [22].
Выделение психологии из философии, оформление психологии как самостоятельной науки произошло в середине XIX века. Методологической предпосылкой становления психологии как самостоятельной науки выступили идеи европейского рационализма Нового времени, уже доказавшие свою успешность в естествознании. Рационализм представляет собой философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Как целостная система философских воззрений рационализм начал складываться еще в средние века на базе логических изысканий схоластов, пытавшихся рационально доказать бытие Бога и разработавших тончайшую технику логических доказательств. Рационализм исходил из идеи естественного порядка — бесконечной цепи причинно-следственных связей, пронизывающих весь мир. Эталоном научного познания мира рационализм полагал математику и естествознание. Знания, получаемые здесь, отвечали критериям объективности, всеобщности и необходимости.
На естественнонаучные принципы как на норму разумного подхода к миру стала ориентироваться и зарождающаяся научная психология. Отделившись от философии, психология вступила в свою историю в качестве естественнонаучной дисциплины. Как биология, физиология, физика, химия и другие науки, психология также приняла в качестве критериев достоверности знания объективность, всеобщность и необходимость. Это означало, что человеческая психология стала рассматриваться в логике причинно-следственных отношений и объясняться законами природного мира.
Из естествознания психология заимствовала экспериментальный метод, по сути сыгравший решающую роль в оформлении ее как самостоятельной науки. «Внедрение в психологию эксперимента, — писал С.Л.Рубинштейн, — не только вооружило ее очень мощным специальным методом научного исследования, но и вообще иначе поставило вопрос о методике психоло гического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии» [23]. Психология превратилась в экспериментальную, опытную науку, ориентированную на точный анализ психических явлений, подобный анализу в естествознании. С этого времени из психологии уходят такие категории, как «душа», «дух», «внутренний мир человека», «способности души», «субъективность». Объектами психологии становятся «психика», «психические явления», «психические свойства».