Тема 4. Принципы психологии
Получение новых знаний о психике изучение психики в большой степени зависит от подхода исследователя к объекту познания. Этот подход определяется системой методологических основ, или принципов. Принцип – это основа некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт пояснения или руководства к действию.
Основные принципы психологии: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип единства психики и деятельности, принцип развития психики, системно-структурный принцип.
Принцип детерминизма (Детерминизм – философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможности установления объективных причин всех явлений, существующих в мире) означает, что психика определяется способом жизни и изменяется со сменой способа жизни.
Принцип детерминизма раскрывает причины возникновения психики в филогенезе и онтогенезе, закономерную обусловленность психических явлений, психической деятельности и психических свойств человека. Принцип детерминизма имеет большое значение не только для познания психики и разработки психологической теории, но и для поисков путей предвидения, воспитания психических свойств человека. Детерминантами психики (детерминация – причинная обусловленность) психики являются процесс и продукт взаимодействия субъекта с объектом. В процессе взаимодействия представлено во взаимосвязи преломление как внешнего через внутреннее, так и внутреннего через внешнее. Психика субъекта детерминируется процессом и продуктами взаимодействия с объектом и одновременно сама выступает как важная детерминанта поведения и деятельности человека.
Есть несколько уровней детерминации в зависимости от уровня рассмотрения объекта – як организма, як индивида и как личности. На уровне организма субъект подчинён биопсихическим детерминантам – унаследованным и приобретённым, которые обусловливают реактивный характер организации поведения, единство субъекта на психофизиологическом уровне. Индивид – это субъект общественных отношений в процессе усвоения социального опыта, который определяется социопсихическим уровнем детерминации. Личность – это высший уровень проявления активности субъекта, который образует особый "подуровень" социопсихической детерминации, характеризующей социально неповторимые, оригинальные свойства психики человека, способность к созиданию нового общественного опыта и самосозидания.
Принцип отражения означает, что все психические функции (а не только познавательные) по своей природе являются отражательными. Психическое отражение имеет сигнальный характер. Оно опережает физический контакт субъекта с объектом, предупреждая субъекта о значимых для него объектах при помощи нейтральных относительно объекта раздражителей (сигналов). Сигнальность – фундаментальное свойство психического. Она характеризуется высокой избирательностью и опережаемостью. Психическое отражение у человека является знаково-опосредованным. Оно активно на любом уровне. Это либо отбор чувственных, биологически значимых сигналов на уровне организма, либо умственное познание в процессе усвоения на уровне индивида, или создание общественно-исторического опыта на уровне личности.
Для организма психическое отражение обеспечивает жизнедеятельность, для индивида – действия с целью присвоения и репродукции общепринятых образцов общественного опыта, а на личностном уровне – действия, направленные на создание новых, общественно значимых продуктов и способов деятельности. Способ бытия и развития личности представляет собой, таким образом, деятельность особого рода – преобразование, творчество.
Принцип единства психики и деятельности конкретизирует принципы детерминизма и отражения. Согласно этому принципу психика и деятельность не тождественны, но и не противоположны. Они образуют единство. Психика выступает как внутренний, идеальный план деятельности. Психические модели действительности дают возможность ориентироваться в окружающей среде. Принцип единства психики и деятельности даёт возможность изучать сущность психического через процессы и продукты деятельности и поведение человека.
Принцип развития психики, сознания в деятельности означает, что психика может быть верно понята и объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. В принципе развития психики объективно выявляются и реализуются детерминация поведения, связь психики и деятельности. Согласно этому принципу каждому уровню детерминации присущ свой тип развития. На уровне организма субъект развивается в процессе созревания и формирования психофизиологических подструктур, на уровне индивида – в процессе деятельности присвоения общественно-исторического опыта, на уровне личности – у процессе преобразовательной деятельности.
В реальном процессе становления личности типы развития представлены не однозначно последовательно, а интегрально, с последовательным доминированием одного их них. Процесс развития личности связан с её творческой деятельностью. Творчество выступает и как процесс создания общественно ценного продукта, и как процесс самосозидания, саморазвития личности.
Системно-структурный принципозначает, что психика является сложной системой взаимосвязанных элементов. Психика выступает при этом как особая открытая система с обратной связью. На каждом уровне детерминации психика включена в регуляцию взаимодействия субъекта с более широкой биологической системой (на уровне организма), с социальной системой (на уровне индивида), с созидаемыми культурно-историческими ценностями общества и предметного мира (на уровне личности).
Принципы психологии используются во взаимосвязи для пояснения любых психических явлений и в процессе научного познания.