Примерная матрица мотивов выбора

№ класса_____________________ № школы_____________________

Критерий выбора: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

Дата проведения: __________________________

Фамилия, имя дружим нравится хорошо учится добрый живем рядом
Ваня А. ++   +    
Таня Б. + +     +
Петя Д.   + + +  
Коля З. +   + +  
Андрей К. + +     +
Наташа Л. +     + +
Люда Н. + + +    
Гриша О.   + + +  
Женя Р. +   +   +
Сережа Т. + +   +  
Сумма

По общему количеству выборов Х определяется социометрический статус ученика в классе:

1) «Звезда» – 6 или более выборов. Чаще всего это ученики, пользующиеся максимальной популярностью среди одноклассников, все сверстники хотят с ними дружить, входить в их круг общения.

2) «Предпочитаемые» – 3-5 выборов. Ученики, обладающие в классе достаточно широким кругом связей со своими сверстниками.

3) «Непринимаемые» – 1-2 выбора. Это ученики, с которыми подавляющее число ребят класса не хотят иметь дело, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.

4) «Изолированные» – 0 выборов. Это ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Составление карты групповой дифференциации.Далее результаты исследования нужно представить в виде карты групповой дифференциации (социограммы). Она дает наглядное представление о психологической структуре класса, о месте каждого ученика в этой структуре, о различных типах отношений, существующих в классе. Социограмма составляется на основе социометрической матрицы.

В I круг социограммы заносятся номера тех, кто набирает 6 выборов и более. Лица, попавшие в эту группу, называются социометрическими звездами. Во II круг попадают те, кто получил среднее количество выборов и выше. Например, в нашем случае это те, кто набирает от 3 до 5 выборов. Попавшие во II круг называются предпочитаемыми. В III круг относят тех, кто получил меньше среднего количества выборов (1-2 выбора). Это группа непринимаемых. И, наконец, в VI круг помещают тех, кто не набирает ни одно выбора. Это изолированные. После того, как вы разместите номера всех учеников на социограмме, необходимо обозначить линиями полученные выборы. При этом взаимные выборы отмечаются сплошной чертой (желательно красного цвета), а невзаимные – пунктирной со стрелкой, которая направлена от того, кто выбирает, к тому, кого выбирают.

Примерная карта групповой дифференциации

Примерная матрица мотивов выбора - student2.ru

Подсчет коэффициента.

Коэффициент взаимного благополучия рассчитывается по следующей формуле:

КВБ = Примерная матрица мотивов выбора - student2.ru

Если коэффициент оказывается больше 1 (большинство членов группы оказывается в благоприятных статусных категориях: I + II) уровень взаимоотношений определяется как высокий; если коэффициент равен 1 – как средний; если меньше 1 (при преобладании в группе детей с низким статусом) – как низкий.

Затем подсчитывается коэффициент взаимности (Кв) по следующей формуле:

S (Х)

Кв = S х

где S (Х) – сумма взаимных выборов;

S Х - сумма всех выборов.

Если Кв > 0,5, то группа учащихся имеет высокий показатель групповой сплочённости.

Кв < 0,5, то группа учащихся имеет низкий показатель групповой сплочённости.

Кв = 0,5, то группа учащихся имеет средний показатель групповой сплочённости.

Под групповой сплочённостью подразумевают степень приверженности к группе её членов, показатели которой: взаимные симпатии в межличностных отношениях, единство базовых ценностей, привлекательность групповых целей, демократический стиль жизнедеятельности группы, социальный престиж группы.

Студентам следует помнить, что социометрия фиксирует не все, а только эмоциональные отношения индивидов в группе, следовательно, констатируемую с помощью социометрической техники информацию нельзя считать неизменной.

Выводы.

«АТМОСФЕРА В КЛАССЕ»

(диагностическая шкала-опросник, предложенная Ф. Фридлером, адаптированная Ю.Л. Ханиным).

Ход исследования: подготовить бланки (см. таблицу) для каждого ученика. Сделать соответствующую установку на значимость для вас и испытуемых предлагаемой работы (вы учитесь и обращаетесь к нам за помощью, где-то им помогаете, т.к. благоприятная психологическая атмосфера в классе дает хороший результат в любой деятельности и т.п.). Предлагается ученикам бланк, в котором они, прочитав каждый пункт (пары слов) шкалы, отметят знаком «Х» свое мнение о наличии данного признака в их классе. Знак «Х» ставится на одну из черточек между словами в строчку и ближе к тому слову, которое, по их мнению, больше соответствует признаку.

Бланк ответов

Признак Признак
дружелюбие                 враждебность
согласие                 несогласие
успешность                 неуспешность
удовлетворен-ность                 неудовлетворенность
увлеченность                 равнодушие
продуктивность                 непродуктивность
теплота                 холодность
сотрудничество                 отсутствие сотрудничества
взаимная поддержка                 недоброжелатель-ность
занимательность                 скука

Обработка данных

Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «Х», тем ниже балл, а значит благополучнее атмосфера в классе и наоборот. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 баллов – самая неблагоприятная.

Наши рекомендации