Возможности использования игровой психокоррекции в системе коррекционо-развивающей работы психолога
Игровая психотерапия – способ корректирующей и терапевтической работы, который применяется как с детьми, так и со взрослыми, так же называется игровой терапией, или игротерапией и имаготерапией. Не редки случаи успешной работы с пациентами, для поиска причин суицидального поведения.
Работа во время игровой психокоррекции происходит с помощью таких механизмов:
- создание и коррекция системы общественных отношений, с их закреплением и ориентировкой в отношениях с помощью специальных игровых упражнений;
- работа с эгоцентризмом клиента, помощь ему в осознании собственного «Я». В терапии игрой человек обретает навыки общения с детьми с окружающими и разрешения тех или иных проблем социально-приемлемыми способами.
- перенос навыков, полученных в игре, в реальную жизнь. С помощью игровых упражнений человек учится сотрудничать, работать и общаться в коллективе, что, безусловно, приведет к развитию и росту личности;
- постепенная работа над поведением в сложных ситуациях, усвоение новых поведенческих актов с помощью игры;
- выявление и принятие клиентом его переживаний и эмоций, вербализация этих эмоций, их проявление социально-приемлемыи действиями;
- формирование у клиента произвольности в регуляции и контроле собственного поведения с помощью постоянного выполнения определенной роли в игрем достигается терапевтический эффект от игротерапии и мягкое воздействие на мозговые процессы.
Психолог, проводящий игровую психотерапию в работе с клиентом должен создать комфортную атмосеру, в которой клиент будет чувствовать понимание и принятие, сопереживание со стороны психолога. Также в функции психолога входит восприятие и раскрытие тех эмоций, которые переживает сейчас клиент, эти чувства и эмоции необходимо актуализировать в процессе игротерапии, что также должен делать психолог.
Игровая психотерапия осуществляется по нескольким принципам:
- абсолютное принятие клиента и оповещение его об этом;
- свобода действий клиента во время игры. Минимальность запретов;
- централизация на чувствах в игровой терапии и эмоциях клиента - собеседника с целью понять их и помочь клиенту понять самого себя;
Требования к оформлению психокоррекционных программ.
9 составляющих коррекционно-развивающей программы:
- Общая характеристика программы.
- Методологические и теоретические основы.
- Цели и задачи, ожидаемые результаты.
- План и содержание занятий.
- Характеристика используемого оборудования.
- Организация, формы и методы работы.
- Основные этапы работы.
- Оценка эффективности программы.
- Описание конкретного примера работы с использованием программы.
Общая характеристика программы
Общая характеристика программы включает следующие аспекты:
- актуальность программы и ее обоснование;
- назначение программы;
- характеристика контингента (для кого предназначена программа);
- описание используемого оборудования;
- требования к специалистам, принимающим участие в работе.
Методологические и теоретические основы программы
Методологические основы программы позволяют раскрыть сущность понятий, на которых она базируется, принципов, положенных в основу ее разработки и реализации, главных теоретических посылок, позволяющих определять адекватные формы и методы работы, грамотно проводить коррекционно-развивающие мероприятия и интерпретировать полученные результаты.
Цели программы, содержание занятий, формы работы
Под целью обычно понимается будущий результат, определяющий характер и способы действий человека по его достижению. Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития;
- профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
- развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
План занятий может быть представлен в двух вариантах:
- таблица;
- последовательное описание процедуры занятий.
При описании работы необходимо указать форму, в которой она проводится:
- индивидуальная;
- групповая;
- смешанная.
Характеристика используемого оборудования
Описание оборудования может включать его технические данные, размеры, комплектность, условия работы с ним, необходимые требования к специалистам и ограничения в применении. Также учитывается его назначение, определяются роль и место процедур с использованием оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования в контексте возможных методов и приемов работы в конкретной ситуации.
Основные этапы работы по программе
К числу основных этапов относятся следующие:
• подготовительный;
• первичная диагностика;
• коррекция типового плана и содержания работы;
• реализация коррекционно-развивающих мероприятий;
• заключительная диагностика;
• оформление результатов работы.