Методические указания к использованию альбома иллюстраций
В качестве наглядного пособия на урока психологии преподаватель может использовать иллюстрации, помещенные в прилагаемом альбоме, предварительно увеличив их. По каждой теме дано несколько рисунков, чтобы преподаватель имел возможность выбрать те из них, которые наиболее ярко иллюстрируют излагаемый на уроке вопрос.
Об использовании некоторых рисунков сказано в тексте методического пособия. Например, о рисунках 1 и 2 говорится в разделе «Ощущение». К этой же теме относится и рисунок 3, на котором графически показано, что уровень чувствительности зависит от отношения человека к действующему на него раздражителю. В данном случае зрительная чувствительность повышается у детей, если у них появляется интерес к предмету, вызвавшему зрительные ощущения. Эту же иллюстрацию преподаватель использует, рассказывая об условиях изменения чувствительности.
График на рисунке 4 показывает значение деятельности в развитии ощущений.
Рисунок 5 можно использовать, говоря о целостности восприятия и о значении прошлого опыта в восприятии. (Несмотря «а то что на рисунке даны только части лица человека, они воспринимаются как целое.)
О назначении рисунков 6, 7 и 8 сказано в тексте пособия.
Рисунки 9 и 10 демонстрируют избирательность восприятия. Задание к рисунку 9 потребует от учащихся умения анализировать, выделять части в целом при восприятии предмета. Рисунок 10 показывает, насколько затруднен выбор объекта восприятия из-за нечеткости контура. Рисунки 11 и 12 также относятся к вопросу об избирательности восприятия. На рисунке 11 изображены кубики. Человек, воспринимающий этот рисунок, может увидеть в нем 6 или 7 кубиков в зависимости от того, к какому [111]кубику он отнесет одну и ту же грань. На рисунке 12 предметом восприятия может стать лестница, если черные и заштрихованные прямоугольники будут осмысливаться и восприниматься как ступени. Этот же рисунок воспринимается как нависающий карниз или полоска бумаги.
Влияние на восприятие прошлого опыта и знаний показано на рисунке 13, там же даны пояснения к использованию рисунка.
Рисунки 14, 15, 16 можно использовать, чтобы показать значение направленности внимания в восприятии, а также для демонстрации сущности наблюдения как целенаправленного восприятия. Чтобы ответить на вопрос к рисунку 16, учащимся нужно обратиться к своему прошлому опыту и знаниям о том, почему чешуя рыбы не может быть расположена так, как изображен» на рисунке.
Рисунки 17, 18 помогут при объяснении понятия объем внимания и наглядно продемонстрируют условия, влияющие на расширение объема. Подробные методические указания приведены в тексте пособия.
Рисунки 19, 20, 21 могут быть использованы при изложении вопроса о распределении внимания, чтобы показать учащимся,, что, выполняя незнакомую деятельность, очень трудно распределять свое внимание одновременно на несколько объектов деятельности.
Объясняя сущность устойчивости внимания и говоря о значении этого свойства в любой деятельности, преподаватель предлагает учащимся выполнить задание к рисункам 22, 23. При этом учащиеся лучше поймут, какое значение для сохранения устойчивости внимания имеет цель, стоящая перед человеком, и способность его к волевым усилиям.
При изучении темы «Память» преподаватель использует рисунок 24, проводя с учащимися опыт, -который показывает, какое значение имеет установление связей для запоминания. Методика использования этого рисунка дается в тексте пособия.
Рисунки 25 и 26 помогают выяснить сущность процесса узнавания и его отличие от полного воспроизведения по памяти. Воспринимая фигуры, изображенные на рисунке 25, учащиеся легко находят, узнают их в рисунке 26 среди других фигур, но затрудняются начертить их по представлению, т. е. воспроизвести полностью.
На рисунке 27 графически показано, как влияет отношение человека к запоминаемому на процесс запоминания. Эффективность запоминания повышается, когда возникает у ребенка интерес к тому, что он запоминает. Этот график поможет выяснить условия, влияющие на запоминание.
График на рисунке 28 изображает, как изменяется характер воспроизведения в процессе развития памяти. Если у [112]школьника I класса в начале обучения преобладало дословное воспроизведение учебного материала, то позже развивается умение воспроизводить выученное своими словами. Это воспроизведение требует от ребенка установления смысловых связей при запоминании.
Рисунки 29, 30, 31, 32, 33, 34 относятся к теме «Воображение». Преобразующая деятельность воображения видна на рисунке 29. Только представив себе изображенные там ножницы закрытыми, учащиеся смогут найти ошибку в рисунке.
Задачу, поставленную перед учащимися на рисунке 30, они смогут разрешить, когда представят, какую часть каждой фигуры нужно отрезать и где ее поместить, чтобы получился квадрат. При слабо развитом воображении это трудно сделать. К рисунку 31 предлагается та же задача, только здесь фигуры даны уже в разрезанном виде.
На рисунке 32 показана роль воображения в деятельности человека. Этот рисунок можно также использовать, чтобы показать связь воображения с мышлением. Для того чтобы создать орудия труда, выполняющие те же функции, какие выполняет рука человека, необходимо было выделить эти функции, абстрагируя их от действующей руки, и рассматривать само действие независимо от того, кто его выполняет.
Рассматривая рисунок 33, учащиеся лучше поймут, как создаются образы воображения путем анализа представлений памяти, имеющихся у человека, и синтезирования их в новые образы. Данный рисунок демонстрирует один из способов синтезирования образа воображения — агглютинацию (или «склеивание» разных частей в целое).
Рисунок 34 может быть использован при самостоятельной работе учащихся по теме «Воображение» для проведения опытов со школьниками.
Рисунки 35, 36, 37, 38 относятся к теме «Мышление». Они иллюстрируют характерную черту мышления — установление общих связей между предметами и нахождение закономерностей. Методика использования рисунков 35 и 36 указана в тексте пособия. Для ответа на вопрос к рисунку 37 учащиеся должны найти общий принцип в построении данных фигур, чтобы выделить среди них ту, в которой не обнаруживается общая связь (предпоследняя фигура). Рисунки 35—37 можно использовать, чтобы показать, какие мыслительные операции нужны были ,._ учащимся для нахождения и обобщения связей.
Чтобы выполнить задание, предложенное к рисунку 38, учащиеся должны мобилизовать свои знания и опыт, так как установить, в каком городе был дан (первый (концерт, можно, только найдя среди многочисленных наклеек на чемодане самую нижнюю, потому что она была сделана ранее других. [113]
Рис. 1. Схема строения анализатора и процесса образования ощущений.
Рис. 2. Равны ли между собой отрезки на каждой из этих прямых? (Порог различительной чувствительности.)
Рис. 3. Изменение остроты зрения у дошкольников в зависимости от условий: пунктирной линией показано изменение остроты зрения в обычных условиях, сплошной — в ситуации игры. (По данным Т. В. Ендовицкой.) [116] | Рис. 4. Развитие ощущений. Влияние обучения рисованию на развитие у детей чувствительности к оттенкам цвета. (Данные А. Н. Леонтьева.)[117] |
Рис. 5. Целостность врсприятия.[118]
Рис. 6. Слева начерчены три равные между собой отрезка. Как изменилось восприятие этих отрезков., помещенных справа, и почему? (Соотношение части и целого в восприятии.)
Рис. 7. Избирательность восприятия. (Контрастность окраски как условие
выделения объекта восприятия.)
Рис. 8. Избирательность восприятия. (Четкость контура как условие, способствующее выделению объекта восприятия.)
Рис. 9, В прямоугольниках внизу изображены детали верхнего рисунка. Отыщите место этих деталей на рисунке. Выделение объекта восприятия. Части целого.)
Рис. 10. Сколькокругов, треугольников, квадратов, прямоугольников и трапеций в этой фигуре? (Избирательность восприятия.)
Рис. 11. Избирательность восприятия. (Осмысливание предмета и направленность внимания способствуют выделению объекта восприятия.)
[124]
Рис. 12. Избирательность восприятия. (Предметом восприятия могут быть лестница, нависающий карниз и сложенная гармошкой полоска бумаги.) [125]
Рис. 13. На рисунке изображена стальная башня судна. Если повернуть рисунок нижней частью вверх, то головки болтов мы воспринимаем как впадины, а впадины при этом покажутся выпуклыми. Это происходит потому, что в нашем повседневном опыте предметы освещены обычно сверху, и поэтому изображенную на рисунке поверхность мы воспринимаем каждый раз так, как будто она освещена сверху. (Влияние прошлого опыта на восприятие.) [126]
Рис. 14. Найдите два совершенно одинаковых абажура. (Наблюдательность.)
Рис. 15. Найдите различия в рисунках верхнего и нижнего ряда. (Наблюдательность.)
Рис. 16. Какая нелепость допущена в изображении этвй рыбы? (Наблюдательность.)
Рис. 17. Определите с одного взгляда, сколько здесь вопросительных и восклицательных знаков. (Объем внимания.)
Сколько черточек здесь?
Рис. 18. Объем внимания.
Рис. 19. Подсчитайте одновременно, сколько букв «е» и «о» в этих строчках. (Распределение внимания.)
Рис. 20. Подсчитайте одновременно, сколько крестиков, кружков и квадратов изображено здесь.
(Распределение внимания.)
Рис. 21. Быстро отыскивая и указывая числа, назовите их в такой последовательности: 1 — черное, 24— белое; 2 — черное, 23 — белое; 3 — черное, 22 — белое и т. д. (Распределение внимания.) [134]
Рис. 22. Проследите глазами, где кончается каждая из .этих линий.
(Устойчивость внимания.)
Рис. 23. Подсчитайте кружки черные, белые и т. д. [136]
Рис. 24. Установление связей при запоминании.
(Рисунки к опыту по теме «Память». Разрезать по пунктирным линиям и предъявлять отдельно каждый.)
Рис. 25. Узнавание и воспроизведение. (К опыту по теме «Память».)
Рис. 26. Среди этих 25 фигур найдите 9, изображенных на рисунке 26.
(К опыту по теме «Памяти».)
Рис. 27. Сплошной линией графически изображено запоминание слов дошкольниками в условиях игры, пунктирной — в лабораторных условиях. (Опыты 3. М. Истоминой.) [140] | Рис. 28. Развитие памяти школьников: пунктирной линией графически изображено дословное воспроизведение, сплошной — свободное воспроизведение школьниками учебного материала. (По М. Н. Шардакову.) [141] |
Рис. 29. Какая ошибка допущена в изображении этих ножниц? (Воображение.)
Рис. 30. Каждую из нарисованных здесь фигур разрежьте по прямой линии на две части и составьте из них квадрат. Как это сделать, показано на левой верхней фигуре. (Воображение.)
Рис. 31. Из отдельных частей составьте мысленно новые геометрические фигуры и назовите их. (Воображение.)
Рис. 32. Рука — образец многих инструментов, изобретенных человеком. (Деятельность воображения.)
Рис. 33. Из отдельных частей каких животных составлен этот фантастический зверь? (Формирование образа воображения приемом синтезирования — агглютинации.)
Рис. 34. Составьте рассказ по этой картинке. (К опыту по теме «Воображение».) [147]
27 30 - - 39 42 45 48 51 54
47 43 39 35 - - 23 19 15 11
27 24 23 20 - - 15 12 11 8
4 7 9 10 13 15 16 19 - -
3 5 9 15 23 33 - - 75 93
б 5 9 5 12 5 15 5 - -
17 15 10 14 15 13 14 12 - -
72 30 40 20 - - 16 8 12 б
98 96 92 86 - - 56 42 26 8
3 6 7 14 - - 31 62 63 126
Рис. 35. Заполните пропуски в этих числовых рядах. (Установление смысловых связей.) [148]
Рис. 36. Найдите закономерность, которой подчиняются числа в первых двух кругах, и укажите недостающее число в третьем круге. (Мышление.) [149]
Рис. 37. Какая из этих фигур нарушает общую закономерность и почему? (Мышление.) [150]
Рис. 38. Артист поехал на гастроли. В каком городе он дал первый концерт? (Умозаключение на основе опыта и знаний.) [151]
[1] В дальнейшем изложении и имеется в виду этот эксперимент.
[2] Спектакль посещают преподаватель и учащиеся педучилища, ученики того класса, где проводится наблюдение.
[3] В методической разработке отдельных тем курса, составляющих содержание следующей части данной книги, приведены примерные планы наблюдений за познавательной деятельностью детей на уроках.
[4] Этот рисунок помещен в альбоме иллюстраций (см. стр. 114—151).
[5] П. И. Зинченко. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, стр. 142—144.
[6] «Психология». Пособие для педагогических училищ (школьных). Под ред. Е. И. Игнатьева. М., «Просвещение», 1965, стр. 215.
[7] Т а м же.
[8] «Психология». Пособие для педагогических училищ (школьных). Под, чред. Е. И. Игнатьева. М., «Просвещение», 1965, стр. 216.
[9] Т а м же, стр. 217.
[10] «Психология». Пособие для педагогических училищ (школьных). Под, чред. Е. И. Игнатьева. М., «Просвещение», 1965, стр. 179..
[11] К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., изд. 2, т. 3, стр.. 291.
[12] В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 320.
[13] О. И. Скороходов а. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир, изд. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
[14] Примеры таких опытов приводятся в методических указаниях по отдельным темам курса психологии.
[15] В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр 103.
[16] См.: А.Р. Лурия. Мозг человека и психические процессы. Нейропсихологические исследования, т. I. M., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
[17] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 20, стр. 563.
[18] В задании 10 преподавателю психологии не следует сразу называть учащимся фамилии авторов.
[19] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 23, стр. 62.
[20] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 3, стр. 29.
[21] Можно чертеж сделать и не на доске, а на листе бумаги.
[22] Т. Д р а и з е р. Заметки об эмоциях. .«Наука и жизнь», 1964, № 8.
[23] См.: «Психология». Пособие для педагогических училищ (школьных). Под ред. Е. И. Игнатьева. М., «Просвещение», 1965, стр. 111.
[24] Для этой цели можно использовать рисунки, помещенные в конце данной книги.
[25] М. Горький. О литературе. М., ГИХЛ, 1961, стр.120
[26] Учащиеся, проводящие этот несложный эксперимент, должны быть хорошо проинструктированы преподавателем психологии. Проведение опытов нужно контролировать. Анализ результатов опыта и выводы учащиеся делают самостоятельно, а затем обсуждают их с преподавателем в классе н» уроках психологии или на занятиях психологического кружка.
[27] Преподаватель чертит ее на доске по ходу объяснения. Знаком «+> обозначается наличие цели и волевых усилий, которые требуются для удержания внимания на объекте. Знаком «—» обозначено отсутствие сознательно поставленной цели и усилий вопи при удержании внимания.
[28] Для проведения опыта преподаватель заранее готовит карточки по числу учащихся в классе.
[29] Установки на запоминание не давать.
[30] О. И. Скороходова. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир, изд. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
[31] А. Ф. Федоров. Подпольный обком действует. М., «Советский писатель», 1961, стр. 31.
[32] Б. Полевой. Повесть о настоящем человеке. М., ГИХЛ, 1952, стр. 123.
[33] Н. В. Гоголь. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ». Собр. соч. в 4-х томах, т. 4. М., «Правда» (библиотека «Огонек), 1968, стр. 122.
[34] К. Д. У ш и н с к и и. Собр. соч., т. 8. М.—Л., Изд-во АПН РСФСР, 1950, стр. 624.
[35] Стенограммы или подробные записи уроков обычно имеются в методическом кабинете педагогического училища.
[36] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 20, стр. 539.
[37] В. Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. X. М., Изд-во АН СССР, 1956, стр. 311.
[38] К. Д. Ушинский. Собр. соч., т. 7. М. —Л., Изд-во АПН РСФСР, 1949, стр. 332.
[39] Я. А. Коменский. Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955, стр. 303.
[40] См.: Л. С. Цветкова. О нарушении активных форм устной речи при динамической, афазии. «Вопросы психологии», 1969, № 1.
[41] А. Р. Лурия и Л. С. Цветков а. К вопросу о нарушении интеллектуальных операций. «Вопросы психологии», 1967, № 4.
[42] С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, изд. 2. М., Учпедгиз, 1946, стр. 409.
[43] И. М. Сеченов. Избранные философские и психологические произведения. М., Госполитиздат, 1947, стр. 142.
[44] См.: А. Р. Лурия. Мозг человека и психические процессы. М., Изд-во АПН СССР, 1963.